Главные вкладки

    Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.
    план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

    Даневская Алла Владимировна

    Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речьВоспитывать сознательное отношение к учебному труду.Урок с примененим игровых технологий,на роке повторяют правила написания существительных с шипящими на конце,весь урок детей сопровождают Фея и Карлсон.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka.docx19.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель начальных классов Даневская  А.В.

    ГУ «Железнодорожная средняя школа»

    Урок русского языка ,3 класс

    Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

    Цель,задачи:

    Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речьВоспитывать сознательное отношение к учебному труду.

    Ход урока

    I.Организационный момент.

    Прозвенел урок

    Начался урок

    Стали ровно,тихо сели

    На меня все посмотрели

     II.Психологический настрой:

    Учащиеся поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа по парте,начиная с больших пальцев,со словами:

    • Желаю(большой палец)
    • Успеха(указательный палец)
    • Большого (средний)
    • Во всём(безымянный)
    • И везде(мизинец)
    • Здравствуйте(прикосновение всей ладошкой)

                                                                   

    III.Актуализация полученных знаний

    - У нас в гостях сегодня Фея из страны частей речи и она хочет узнать ,что вы знаете о существительном.

    – С какой темой мы познакомились вчера на уроке? (Существительные с шипящими на конце). Какие шипящие вы знаете? (ш,ж,ч,щ,ц).

    - Сегодня вспомним, как пишутся существительные с шипящими на конце и       поучимся правильно писать такие слова.

    - Прочитайте и объясните значение:

    Книга – лучший товарищ.

    - Найдите слово на изучаемую орфограмму. (Товарищ). Почему так написали? (Слово «товарищ» мужского рода, у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется). Какая ещё орфограмма есть в этом слове? (Непроверяемая безударная гласная о).

    - Ещё в этом предложении видите орфограммы? (В слове «лучший» сочетание ши пиши с буквой и).

    - Запишите предложение в тетрадь.

    IV.Ведение в проблематику урока-постановка цели урока

    -Фея пришла со своей сказкой:

    Жили-были три рода: Мужской, Средний и Женский. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить ь среди шипящих согласных ш,щ,ч,ж. И тогда Средний род сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите ь Женскому роду». Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду ь. С тех пор на конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется.

    V.Основной блок-получение новых знаний:

    1)Работа у доски

    - Перед вами 2 дома, в одном из них живут слова с ь, а в другом – без ь. Сейчас вы будете почтальонами, у вас письма (карточки со словами). Если у существительных после шипящих пишется ь, вы несёте письмо в дом с ь, если ь у существительных не пишется – в другой дом. Выбор объясните.

    Слова на карточках: печь, помощь, вещь, мышь, ночь, кирпич, мяч, плащ, луч, врач.

    Остальные дети записывают слова в 2 столбика: в левый – с ь, в правый – без ь.

    2)Проверка

    - Какие слова записали в первый столбик? Во второй? Почему?

    - На крыше дома с ь живёт Карлсон. Поможем ему приземлиться рядом с тем словом, в котором после шипящей пишется ь .

    Слова: трубач(?), ключ(?), силач(?), полноч(?), обруч(?), грач(?).

    3)Физкультминутка

    Мы устали чуточку,

    Отдохнём минуточку.

    Поворот,наклон,прыжок,

    Улыбнись,давай,дружок.

    Ещё попрыгай:раз,два,три!

    На соседа посмотри,

    Руки вверх  и тут же вниз

    И за парту вновь садись.

    4)Упражнения для первичного закрепления

    -Вместе с Феей прилетел Карлсон

    - Почему Карлсон приземлился возле слова «полночь»?

    - Карлсон очень любит сладкое, угостим его компотом. Чтобы съесть ягодку или фрукт, надо выполнить задание, которое записано на обратной стороне. Поможем Карлсону с выполнением этих заданий.

    - Заменить одним словом, оканчивающимся на шипящую и записать с объяснением. (По одному выходят к доске, снимают ягодку, читают задание, а записывают слова за доской). Остальные пишут эти слова в тетради. После работа проверяется (доска открывается). Дети объясняют написание.

    Суп со свёклой и другими овощами (борщ)

    Маленький ребёнок (малыш)

    Очень сильный человек (силач)

    Человек, играющий на скрипке (скрипач)

    Неправда (ложь)

    Сооружение для отопления помещений и приготовления пищи (печь)

    Растение, из молотых зёрен которого пекут ржаной хлеб (рожь)

    - А сейчас Карлсон посмотрит, как мы умеем находить ошибкоопасные места в словах и объяснять их.

                                           Ночь в лесу.

    Вокруг была лесная глушь. Тропинка привела нас к сторожке. Сторож предложил для ночлега шалаш. Ночь стояла тихая. Чуть слышно шелестел камыш.

    - Найдите слова с изучаемой орфограммой. На какие орфограммы ещё встретились слова?

    - Выпишите предложения с существительными женского рода с шипящими на конце. Разберите их по членам. Проверка с места.

    - Карлсон прилетел с заданием.

    - Определите часть речи. Почему так считаете? В каком числе стоят эти существительные? Измените их так, чтобы они стояли в единственном числе. Запишите. (Взаимопроверка).

    Чижи –

    Врачи –

    Вещи –

    Лещи –

    Грачи –

    Мыши –

    Кирпичи –

    Ткачи –

    5)Картинный диктант. На доске показ картинок, дети в тетрадях самостоятельно записывают слова, обозначающие эти предметы. Проверка с помощью сигнальных карточек.

    VI.Итог урока.

    - Чему учились на уроке? (Правильно писать существительные с шипящими на конце)

    VII.Рефлексия

    -Фея и Карлсон говорят всем «Спасибо».А что вы скажите о нашем уроке?

    VIII.Домашнее задание: стр.162,упр.460


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

    На уроке ребята упражняются в правильном написании существительных с шипящими на конце, используются разнообразные методы и приёмы....

    Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

    С помощью разнообразных методов и приёмов ребята упражняются в правильном написании имён существительных с шипящими на конце....

    Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Правописание краткой формы имён прилагательных "

    Русский язык. 4 класс. Изучение нового материала, тема: "Правописание краткой формы имён прилагательных"...

    Тест по русскому языку. Тема «Правописание имён существительных с шипящей на конце».

    Тест по русскому языку. Тема «Правописание имён существительных с шипящей на конце»....

    Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

    Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

    Русский язык 3 класс Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

    Конспект урока русского языка с использованием метода активной оценки....