русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

урок-исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_uroka.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

  Предмет: русский язык.

Тема урока:  Исследование слова «осень» с точки зрения разных разделов русского языка.

Тип урока: урок - исследование. 

Форма урока: урок с компьютерной поддержкой с элементами интегрирования.

Цель урока:  организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке  по определению и применению способов УУД в исследование слова «осень» с точки зрения раздела  русского языка.

Задачи: 

Обучающие:

*формирование и развитие  учебных  действий ,систематизация и углубление знаний в обобщение основного программного материала.

Развивающие;

 *развивать познавательные процессы (речь, мышление, внимание, память);

* развивать умение применять логические операции ( сравнение, анализ);

*развивать связную устную и письменную речь учащихся;

*расширение и обогащение словарного запаса  учащихся;

Воспитывающие:

*воспитывать интерес к предмету;

*формировать самооценку;

*ценностно-нравственное воспитание.

Технологии:

1. ИКТ – технологии,

2. работа в паре,

3. дифференциация,

Оборудование: компьютер,  экран,   карточки, тест.

Планируемые результаты:

1. предметные результаты:

 *умение производить известные виды грамматического анализа,

 *умение наблюдать за использованием языковых средств  в произведениях русской литературы

 2. личностные результаты:

* самоопределение,

*осознанная самооценка,

*самоконтроль и коррекция,

3. ценностно-нравственная ориентация:

*коммуникативная компетенция,

*мотивация к учебной деятельности,

4. общеучебные УД

*универсальные логические действия,

*синтез как составление единого целого из частей,

*построение логической цепи рассуждений по алгоритму.

                                     ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

2. Постановка задачи.

  Пусто в поле, дождь идёт.

 Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? - ... (Осень)

 

Звучит музыка П.И.Чайковский  “Осень”.  

 Учитель читает стихотворение «Осенью»А.Ефимцев:

 В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
"Осень. Снова осень!"
Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
"Осень. Скоро осень!"
На кустарник иней
Белый плач набросил.
Шепчет дуб рябине:
"Осень. Скоро осень!"
Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
"Скоро заметелит
И завьюжит скоро!"

       Учитель: Во все времена красота осенней природы, её буйные краски и вместе с этим тихая грусть увядающей жизни вдохновляла художников, писателей, поэтов, композиторов. Нигде в мире нет больше такой красивой осени, как у нас в России.  Прекрасное время года осень.  

– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова осень?

Как осень богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат.

Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово осень с точки зрения разных разделов русского языка.  

(Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).

3. Объяснение нового материала

Лексика - изучает словарный состав русского языка.

 – Что такое осень? (Осень– время года, следующее за летом.)

– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова).

Осень - время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

 

Переносное значение слова осень: "золотая осень"  

Орфография – наука о правильном письме.

ОСЕНЬ

– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).

– Как проверить безударную гласную ?

– Запишите в тетрадь.

Осень - осенний

 Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.

Задание. Выполнить транскрипцию  слова  осень.

Осень – 2слога (нельзя переносить)

– Сколько слогов?

– На какой слог падает ударение?

– Сколько букв, звуков?

– Сколько гласных звуков; согласных звуков?

– Как можно перенести слово?

 Морфемный разбор слова: Придумай слово с таким же составом.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.

– Какой частью речи является слово осень? (Существительное)

– Что вы знаете о существительном?

4.Тест по теме: “Имя существительное.”

1. Имя существительное обозначает:

р) признак предмета;

м) действие;

у) предмет.

 2. Имя существительное отвечает на вопрос:

в) Что делает?

д) Какой? Какое?

м) Кто? Что?

 3. Имена существительные бывают:

а) м.р., ж.р.;

ж) ж.р., с.р.;

н) м.р., ж.р., с.р.

 4. Имена существительные изменяются:

к) по родам;

и) по числам и падежам.

 5. Имя существительное в предложении:

к) подлежащее и второстепенный член;

п) сказуемое.

 

Самопроверка – должно получиться слово  умник.

Выберите морфологические признаки этого существительного :

Осень – сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед.ч.

одушевленное – 1;

неодушевленное – 2;

собственное – 3;

нарицательное – 4;

ед. число – 5; 2 4 5 7

мн. число – 6;

ж. род –7;

с. род – 8;

м. род – 9.

Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.

Составить словосочетание:

I вариант.

(прил. + сущ.)

II вариант.

(гл. + сущ.)

Поздняя осень, дождливая осень. Золотая осень. (время, когда желтеют и золотятся листья)

- Составьте предложение с одним  словосочетанием.

                  После знойного лета наступила золотая осень.

5.Работа в паре по карточка.

   Прежде чем начинать парную работу, учитель знакомит детей с заданиями и даёт время на то, чтобы ребята могли договориться, какое задание они будут выполнять совместно.  

Карточка 1    Данные слова соотнеси по парам: проверяемое - проверочное. Во всех словах поставь ударение, выдели корень.

Холмы, тяжесть, поля, тяжёлый, водичка, холм, темно, поле, гостить тёмный, воды, гость, ковёр, тянут, коврик, тянуть.

Карточка № 2   . Вставь пропущенную букву, запиши сначала проверочное, а потом проверяемо слово. Во всех словах поставь ударение, выдели корень. Х...лмы, п...ля, т...жёлый, в...дичка, т...мно, г...стить, к...вер, т..муть.

Карточка 3     . Спиши текст, исправляя ошибки.

Стоит залотая осинь. Ветер срывает сухие листья с диревьев. Всё небо в серых тучях. Льёт и льёт халодный дождь.Птицы собираются в стаи.

 

6. Рефлексия

Используется рефлексивный экран

- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...