Урок-ярмарка по русскому языку в 4 классе по теме "Воспроизведение знаний о частях речи"
методическая разработка (русский язык, 4 класс) на тему

Харисова Зульфия Гайнутдиновна

Урок-ярмарка по русскому языку. Музыка, шумная торговля с закличками(ребята сами составляли заклички). Чтобы купить товар, ребята должны угадать о какой части речи  ведёт  разговор торговец. Ребята определяют по признакам часть речи. Урок интересный, познавательный, есть справочный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РТ

КАМСКО-УСТЬИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН  РТ

«ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ

О ЧАСТЯХ РЕЧИ».

(урок-ярмарка по русскому языку в 4 классе)

                       

Автор: учитель начальных классов 1 квалификационной категории МОУ «Рудницкая СОШ» Камско-Устьинского муниципального    района РТ  Харисова З.Г.

                                     

                                       

пгт. Тенишево – 2009 г.

Тема: « Воспроизведение знаний о частях речи» урок-ярмарка.

 Цель:    Повторить части речи и их роль в нашей речи.

               Развивать внимание, умение находить в тексте части речи

               и определять их значимость.

               Прививать дружеские отношения между собой.

Оборудование:

               Диск с песней «Ехал на ярмарку…»

               Оформление доски, имитирующая ярмарку.

                                   

                                Ход урока:

1. Звучит песня.

2. На доске : « ЯРМАРКА». –Что означает слово?

3. Ребятам было дано задание, обратиться к словарям, чтобы узнать о значении слова «ЯРМАРКА».

    «ЯР»- означает год

    « Марк» - торг, базар—ежегодные торги.

Записать в тетрадь, определить часть речи, род.

4. Стихотворение И.Токмаковой.

     « ЯРМАРКА, ЯРМАРКА

        ОГНЕВАЯ, ЯРКАЯ,

        ПЛЯСОВАЯ, ЖАРКАЯ.

        ГЛЯНЕШЬ НАЛЕВО-

        ЛАВКИ С ТОВАРОМ.

        ГЛЯНЕШЬ НАПРАВО –

        ВЕСЕЛЬЕ ДАРОМ,»

- Найти слова, в которых  передаётся дух ярмарки.

- Определите на слух части речи.

- Написать по памяти первую часть стихотворения.

5. Чтобы продать свой товар, купцы очень громко кричали, расхваливая его. Люди шли, не могли пройти мимо. Познакомимся с закличками.

Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. Пёстрая, многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, музыкой, песнями цыган. Карусели, смех, шутки.  Отсюда и появились заклички.

6.Запись в тетрадях.

    ЗАЗЫВАЛИ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКИ, (найти глаголы)

-Найти глагол, близкий по значению.

 Зазывали, закликали- (приглашали)

-Однокоренные слова.( закликали, заклички)

7. Вашим домашним заданием было придумать слова, которыми бы вы заинтересовали покупателей. Мы уже узнали, что это заклички.

8. Ученики декламируют свои заклички:

 - Тары-бары, растабары

    Есть хорошие товары.

    Не товар, а сущий клад

     Забирайте нарасхват!( Сахапов Ринат)

- Иголки не ломки

 Нитки, тесёмки.

Румяна, помада

Кому чего надо?  (Сергеева Таня)

 

 - Платки, петушки

    Расписные гребешки.

   Небольшой расход

  Подходи честной народ!(Ахмадуллин Раиль)

9.-Как думаете, какими товарами  могли торговать на ярмарке?

   - Какой частью речи вы воспользовались, чтобы назвать товар?

10. Игра : Отгадаю товар».

 ( по описанию  мы должны угадать о каком товаре идёт речь.)

 1.« Я купила в лавке небольшой, глиняный, расписной…..»

     Написать словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, указать         род.число        

   Глиняный горшок (м.р.ед.ч.)…

  2. « Мы купили доброго…»  

  3. « Мне мама купила сладкого, красного на палочке…» (петушка)

  4. « А мы купили большой, зелёный и полосатый…» (арбуз)

11. Слово учителя: Ярмарка в разгаре. Всюду  торг, шум, говор, веселье.

    - какими словами вы могли бы передать их действия?

     ( покупают, продают, поют, смотрят, любуются, спорят, кричат….)

   - А теперь назовите слова, которыми передаются чувства и радостное состояние человека.

             ( улыбаются, смеются, радуются, веселятся…)

12. Записать словосочетания: глагол + имя существительное.

    Заиграла (что?) –

    Зазывали (кого? –

    Продавали (что?) –

    Купил ( что?) –

    Смотрел (куда?) –

13. Весёлый гул стоит на ярмарке и сколько можно услышать в речи ярких, выразительных, метких выражений.

     Рекомендую прочитать, соблюдая соответствующую интонацию.

                   ТАК И БЫТЬ!

                                       НЕ АХТИ КАКОЙ!

                    ЦЕНЫ НЕТ!

                                       ВОТ ТАК ШТУКА!

14. Итог урока.  

     -Понравился вам урок?

     -Что нового узнали?

15. Домашнее задание:  написать сочинение-миниатюра на тему «Я еду на ярмарку».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Школа 2100» Русский язык, 3 класс Тема: « Имя прилагательное как часть речи»

Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в   речи....

Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"

Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...

Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщение сведений о частях речи»

На уроке русского языка дети учатся правильно употреблять части речи в предложении, узнают про пернатую хищницу сову. Урок построен в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?". Вопросы задают род...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...