Разработка урока
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Русский язык,з класс. Состав слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova.doc462 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

                                 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА

урок с применением информационных технологий

                                                                                         

                                                                                                      Фролова А.Ф.

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                   1 кв. категории

                                           НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

                         

                                                           2012

Тема.                     Обобщение знаний о составе слова.

Цели   1. Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности

                выбирать средства языка в соответствии с условиями общения,  

                развитие интуиции.

            2. Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать

                в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

            3. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

                -пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремление

                совершенствовать свою речь;

                -формирование умение работать в коллективе.

Оборудование.

             1. Учебник «Русский язык» 3 класс.  

             2. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.

             3. Словарные слова к учебнику  «Русский язык» 3 класс

             4. Рабочие тетради.

             5. Компьютер, экран, доска.

                                          Ход урока.

  1. Организационный момент.

    Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а учиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Учитель.  Ребята, давайте настроимся на работу,

                 улыбнемся друг другу. Садитесь.   Слайд № 1 – девиз урока.

  1. Чистописание.

- написание;

- фонетическая минутка.

Учитель.   Какая буква похожа на лесной шалашик?

Ученики.   Буква    л.

Учитель.   Дайте характеристику этому звуку.

Ученики.  Буква  л обозначает звук (л)- согласный, звонкий,

                                                                      непарный, сонорный,

                                                                     может быть твёрдым или мягким,

                                                                      печатным или письменным,

                                                                      заглавным или строчным.

Учитель.   Отгадайте слово, которое спрятано в элементах, запишите.

  1. Сообщение темы урока . (2 слайд)                    

Загадки.       Слова состоят из частей, 

                     А ну-ка, скажите скорей:

                      Какая часть слова стоит впереди,

                      И за что ей такие почести?              (Приставка)  

                     В конце слова стоит,

                     Слова согласует и примирит,

                     Самая изменяемая,

                     Называется. . .                                   (Окончание)  

                   А эта часть слова самая важная,

                   Определит смысл слова

                    И родственников укажет.                 (Корень)

             

                   Ну а эта часть хитра,

                   Если в слове есть она,

                   То размер определит,

                   И часть речи даже может

                   Очень просто изменить.                 (Суффикс)

Учитель.   Определите тему урока.

                  О чём мы будем говорить?

          Ученики.  О частях слова.

Учитель.  Какую работу выполняют части слова?

Ученики. Помогают изменить его смысл, образовав родственные слова;

                 -  помогают существительному превратиться в глагол или

                    прилагательное;

                 - согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях.

Учитель. Они такие маленькие и так много значат.

                Поэтому они так и называются - значимые части слова.

                Сегодня мы обобщаем знания о них.

  1. Словарная работа.  Лексический диктант. Слайд №3

Задание на экране.

Учитель. Замените каждое предложение одним словом.

  1. Учреждение, в котором изготавливают и продают лекарства. (аптека)
  2. Цвет золота. (жёлтый)
  3. Огородное растение, томат  (помидор)
  4. Срок в 30 суток (месяц)
  5. Центральная площадь Москвы (Красная площадь)
  6. Крупный населённый пункт, где живёт много людей ( город)
  7. Надпись на письме, указывающая место назначения и получателя (адрес)
  8. С большой скоростью, за короткий промежуток времени (быстро)

Учитель.    Какие это слова?                                          

Ученики.   Словарные. 

Учитель.   А почему мы их так называем?

Ученики.   Написание этих слов мы должны запомнить.

Учитель.    Какую орфограмму вы увидели в этих словах?

Ученики.   Непроверяемую безударную гласную.

На экране слайд №4.      Проверка по экрану.

5.Работа над предложением.     Рисунки детей на тему «Осень»

По картине составить предложения.

Учитель     Что такое предложение?

                    Какое предложение называется распространённым?

Запись предложения в тетради.

Полный разбор предложения.

Устно.

                 - что такое словосочетание?

                 - назвать словосочетания в предложении.        

  6.Физкультминутка.  Слайд № 5   Зарядка для глаз.

7. Работа по теме урока. Слайд № 6                                      

Работа по учебнику. Упражнение 168 стр.65

1  Корень такой же,  как в слове            - домашний

    Суффикс и окончание- как  в слове     - кустик.

2. Корень такой же, как в слове            - посадить

    Приставка как в слове                       - переход

    Суффикс и окончание как в слове   - погрузка.

3. Корень такой же, как в слове          - морозный

    Приставка и суффикс как в слове   - записка

    Окончание как в слове                     - дороги.

Проверка. Слайд №7

8.Закрепление темы.

Игра – угадай-ка.    Задание слайд №8

Проверка.    Слайд № 9

9.Подведение итогов.

 

   Учитель.    Какую роль выполняют в нашем языке приставки?

                                                                                        - суффиксы?

                                                                                        - окончания?

10. Дополнительное задание по теме.   Слайд № 10

     Проверка слайд № 11                    

     

     

   11 .Выставление оценок.    Домашнее задание.                                               

   

   Составить и записать текст из 4-5 предложений о частях слова:

   - почему приставка стоит перед корнем?

   - приставка и суффикс – друзья или враги?

   - тайны корня.

  Составить и записать текст из 4-5 предложений о частях слова:

   - почему приставка стоит перед корнем?

   - приставка и суффикс – друзья или враги?

   -    - тайны корня.

   

                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...