Главные вкладки

    Урок развития речи "Учимся писать письмо"
    план-конспект по русскому языку по теме

    Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_obucheniya_pismu.doc480.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обучения письму

    в 5 классе коррекционной школы

    8 вида

    (Урок подготовила Мариева О.М., учитель русского языка МС(К)ОУ школы-интерната пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области)

    Цели урока:

    1.Формирование у учащихся умения разделять и выделять   смысловые части письма, правильно оформлять личное письмо;

    2. Упражнения учащихся в написании разных частей письма, написание письма личного характера.

    3. Формирование коммуникативных навыков.

    Оборудование урока: раздаточный материал, компьютерная презентация.

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    На доске – рисунок. Ученики должны предположить, что хотел сказать автор древнего  рисунка.

               

    2. Вступительное слово учителя.

    Ребята! Вы убедились в том, что древним людям было очень трудно общаться друг с другом, ведь они не умели писать. А мы сегодня проведём необычный урок, урок письма. К нам пришёл ваш любимый литературный герой. (Входит почтальон  Печкин). Давайте поприветствуем его.

    Почтальон Печкин. Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам загадаю загадку о том, что же находится у меня в сумке. И если вы отгадаете, то я вам расскажу интересную историю.

    Сбоку марка

                              и картинка,

                  В круглых штампах

                                     грудь и спинка.

    -Что это такое?

    -Молодцы, ребята! Конечно же, это письмо. А сейчас послушайте о том, как передавали новости древние люди.

    Давным-давно, когда люди не умели писать, не было, конечно, и почты. Если нужно было передать важное сообщение, посылали ВЕСТНИКА. Он наизусть повторял то, что ему поручали. Вестникам приходилось передавать не только радостные известия, но и плохие новости. Приносить плохие новости всегда было тяжело, а иногда и опасно. Правитель древней страны Персии, услышав, что его войско разгромлено, велел отрубить голову вестнику.

    -А кто сейчас разносит письма?

    Конечно же, почтальон. У меня в сумке – письмо каждому из вас. А вы в конце урока, когда научитесь правильно писать письма, напишете ответ тому, от кого вам пришло письмо.

    3. Знакомство с оформлением письма. (Далее идёт работа по компьютерным слайдам. Содержание слайдов – в рамке)

    1)СЛАЙД 1

    ПИСЬМО – это письменное сообщение, которое пересылают по почте. Письма шлют родным, друзьям, знакомым. Это ЛИЧНЫЕ письма. В письме выделяются 4 обязательные части:

    1. Приветствие с обращением.

    2. Сообщение.

    3. Прощание.

    4. Подпись.

    После обращения ставят восклицательный знак ( ! )

    После прощания и подписи ставят точку (.)

    Учитель раздаёт заготовки писем.

    Здравствуй, моя дорогая мамочка!

    Вот уже вторую неделю я в гостях у тёти Вали. Хочу рассказать тебе, как я провёл вчерашний день. Хочу рассказать тебе, как я провёл вчерашний день. Рано утром мы с ребятами пошли на рыбалку. Я поймал трёх карасиков и ещё две рыбки. Не знаю, как они называются. Тётя Валя была рада моему улову и сварила вкусную уху. Мы ели её и сожалели, что тебя нет с нами.

    До свидания, мамочка. Я по тебе очень скучаю. Нежно целую.

                                                                                    Любящий тебя сын Володя.

    Задание: Найдите   - приветствие

       -сообщение

       -прощание

       -подпись

    2) Работа над отдельными частями письма.

    Учитель: А сейчас поговорим о каждой части письма и научимся правильно её оформлять.

    СЛАЙД 2

    ОБРАЩЕНИЕ – это слова, которыми один человек называет другого человека, обращаясь к нему

    Тематический словарь

    Здравствуй(те), привет, приветствую.

    МАМ       ОЧКА              БАБ           УШКА             БРАТ<   ИШКА

                X                                       X                                             ИК

    ПАП         УЛЯ                ДЕД            УЛЯ                                  

    СЕСТР <       ИЧКА

                           ЁНКА  

    Учитель: Ребята, а каких слов нет на слайде? Правильно, ласковых, добрых слов. А ведь мы учимся писать письмо нашим близким. Поэтому давайте попросим почтальона Печкина  помочь нам.

    (Почтальон Печкин вывешивает на доске карточки с прилагательными)

    ДОРОГОЙ (АЯ, ИЕ), ЛЮБИМЫЙ (АЯ, ИЕ), МИЛЫЙ (АЯ, ИЕ)

         

    Задание: Выберите приветствие с обращением и  запишите себе в тетрадь.

    СЛАЙД 3

    ПРОЩАНИЕ – это слова, которые один человек говорит или пишет другому, расставаясь с ним.

    ПРОЩАЙ (ТЕ) – вежливое слово. Употребляется при расставании надолго или навсегда.

    ДО СВИДАНИЯ – вежливое слово, которое употребляется при расставании.

    СХЕМЫ ПРОЩАНИЯ

    ДО СВИДАНИЯ.                             ЦЕЛУЮ.
    ПРОЩАЙТЕ.                  X              ОБНИМАЮ.
    ДО ВСТРЕЧИ.                                 НЕЖНО ЦЕЛУЮ.
    ПОКА ПРОЩАЙ.                            КРЕПКО ОБНИМАЮ.

    Задание: Составить и записать  в тетради прощания, используя разные слова схемы.

    СЛАЙД 4

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМА

    Сообщение  о новостях

    Опишу вам, как я отдыхаю в деревне. Живём мы с бабушкой хорошо, дружно. Я ей помогаю по хозяйству. В свободное время хожу с ребятами в лес

    Вопросы адресату

    Как вы живёте? Как ваше здоровье? Есть ли новости?

    Благодарность

    Спасибо за конфеты, которые вы мне прислали.

    Просьба. Приветы.

    Пишите чаще. Передавайте привет Саше.

    Задание: На основании таблицы составить свои записи по частям письма.

    3. Закрепление изученного материала.

    СЛАЙД 5

    Прочитай слова из толкового словаря почтальона Печкина. Вспомни их значение

    ВЕСТНИК, ПОЧТАЛЬОН, ДО СВИДАНИЯ, ЛЮБИМЫЙ, ОБРАЩЕНИЕ, ПИСЬМО, ПОДПИСЬ, СПАСИБО, КОНВЕРТ, ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК.

    - Объясните значения этих слов.

    1. Подписать под рисунками детей на плакате «Кто писал письмо»

    (твоя подружка, любящий вас брат, любящий тебя сын, твоя младшая сестричка, твоя послушная дочка).

      

    2. Задание от почтальона Печкина:

    -Я вручу вам два письма без подписи. Прочитайте их вслух и определите, какое письмо написала Баба-Яга, а какое – Машенька?

    1 письмо. Здравствуйте, мои милые ребята!

    Мне так обидно, что все считают меня злой и вредной. А я просто очень старенькая и больная. У меня нет ни родных, ни друзей. Приезжайте ко мне в гости. Я покатаю вас на метле, натоплю баньку и испеку пирожков.

    2 письмо. Здравствуйте, дорогие пятиклассники!

    Скоро лето. Многие из вас будут отдыхать в деревне и ходить в лес. Поверьте мне, в лесу легко заблудиться! Поэтому отправляйтесь туда со знатоком леса. Весёлого и полезного вам отдыха.

    Задание: -Найди в письмах приветствие с обращение и отдели от сообщения    знаком  /.

                    -Допиши от имени героев сказок прощание и подпись.

    4. Итог урока.

    Итак, ребята, мы с вами познакомились со всеми частями письма, учились их оформлять правильно. А кто мне скажет, куда нужно отпустить письмо после того, как вы его написали и запечатали в конверт? Почтальон Печкин приготовил нам ещё загадку на прощание.

    Почтальон Печкин: На стене, на видном месте

                                       Собирает вести вместе.

                                       А потом его жильцы

                                       Полетят во все концы.

    -Правильно, ребята, молодцы. Все письма опускают в почтовый ящик, а потом    

    Мы ящик открываем

    Особенным ключом,

     Мы письма вынимаем,

     Сейчас мы их прочтём.

    (Почтальон Печкин раздаёт каждому ученику письмо)

    Учитель:

    Держишь ты письмо в руке!

    Значит, кто-то вдалеке

    Захотел его писать,

    Чтоб тебе его прислать,

    О тебе он, значит, вспомнил!

    Он тебя как будто обнял!

    Обними и ты его-

    Напиши и ты письмо.

    5. Домашнее задание: написать ответ на письмо почтальона Печкина.

    Использованная литература.

    1. Н.Г.Галунчикова , Э.В.Якубовская. Русский язык , 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) классов 8 вида.М., 2009.

    2. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Рабочая тетрадь для 5 класса коррекционной школы, М., 2010.

    3.Э.В.Якубовская. Русский язык . Дидактический материал для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.,М., 2009.

    4. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Рабочие тетради по русскому языку №1,2,3,4 для коррекционной школы 8 вида.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

    Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

    презентация к уроку "Развитие умения писать большую букву в отчествах людей"

    В презентации представлены задания, используемые при изучении данной темы....

    Конспект урока: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце слова 2 класс "Школа 2100"

    Предмет:Русский языкТема урока:Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце словаЦель урока: Развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подби...

    Технологическая карта: Тема урока. Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2 лица единственного числа.

    Технологическая карта к уроку: Тема урока. Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2 лица единственного числа....

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классеТема урока :«Развитие умений писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных».

    технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умений писать безударные окончания в падежных окончаниях имен существительных" УМК "Начальная школа 2100"...

    Конспект урока Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. (безударное окончание существительных)

    Тема: Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.Цели:– развитие умений разных видов устной и письменной речи: строить устное рассуждение (рассказ...