"Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Исрафилова Светлана Харисовна

План - конспект открытого урока по русскому языку на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". 4 класс. УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

Цели:

Обучающая: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих, определить алгоритм написания мягкого знака в именах существительных после шипящих

Развивающая: развитие общеучебных умений и навыков: внимания, мышления, речи, фонематического слуха, умения работать по алгоритму

Воспитывающая: способствовать воспитанию позитивного отношения к изучению русского языка, уважению к мнению друг  друга, умения слушать и высказывать свою точку зрения, заботливого отношения к зимующим птицам. 

Оборудование: компьютер, ноутбуки, экран, раздаточный материал для создания алгоритма, образец выделения орфограммы, ключевые слова

Медиапродукт: презентация и тест (среда Power Point)

Тип урока: открытие новых знаний  

Ход урока

  1. Орг.момент

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбки, уверенность.  Что ж: «Так держать!»

 За парты садитесь, пора начинать.

  1. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации

1.Чистописание.  

Догадайтесь, какую букву мы будем писать.

Мягкий голос, мягкий шаг…

Это буква - …(мягкий знак).

- Что вы знаете об этой букве? Что можете рассказать? (Буква ь не обозначает звука).

- Пропишите её одиночной 5 раз, а также в соединении с тремя буквами.

- Какую роль играет мягкий знак в словах?(Разделительный, отделяет мягкий согласный от гласного звука, смягчает согласные).

- Разделите слова согласно роли ь знака в словах. На первой строчке выпишите слова с разд. Ь, на второй – смягчающий.

- Что случилось? В чем проблема? С чем столкнулись?

Давайте проверим. Какие слова вы не смогли определить в группы?

- Что вы можете сказать о звуке и букве Ч, Ш?

?!

  1. Открытие новых знаний
  1. Определение темы и целей урока

- Оказывается, существует третья роль (профессия) мягкого знака. Попробуем решить эту проблему. Итак , что можно определить у этих слов? (Часть речи), что ещё (род), обратите внимание на выделенные буквы. Какие звуки они обозначают? Что в них общего (шипящие)?

(ключевые слова)

- Определим тему урока

- Какие цели поставим перед собой?

  1. Упр.173 с.4. Ознакомьтесь с заданием. Что нужно сделать? (Записать слова в 2 столбика: 1 – слова без мягкого знака, во 2 – слова с ь)

- Что общего у слов 1-го столбика? Что общего у слов 2-го столбика? Какой вывод вы можете сделать? Сравните его с выводом, который дали нам авторы учебника.

                - Какова же 3-я роль мягкого знака?

Физкультминутка

Мы устали, засиделись,
 Нам размяться захотелось.
 Отложили мы тетрадки,
 Приступили мы к зарядке.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть -  работать захотели.
Тихо все на место сели.

3.  Составление алгоритма работы.  

- Я предлагаю поработать с алгоритмом определения написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Но перед этим вспомним, что такое алгоритм (порядок действий для решения проблемы).

- Работаем в парах, задания будут разными. Одни ребята составят алгоритм из предложенных пунктов, другие  - будут дополнять алгоритм, восстанавливая пропущенные этапы работы. Вспомните ключевые слова нашего урока. Они вам помогут.

Проверка с опорой на слайд (по эталону). Кто смог выполнить работу верно?

-  Для чего нужен алгоритм?

  1. Первичное закрепление

Работа с текстом

  1. Познакомьтесь с текстом (Приложение 1). Читает 1 ученик.

Всё чаще в  городе мы можем увидеть стайки суетливых синиц, красногрудых снегирей, хохлатых свиристелей. В поисках пищи они вынуждены прилетать к жилью человека… Зимой птицы погибают прежде всего от голода, а не от холода. Как мы можем им помочь?

  1. Беседа по теме текста.
  2. Задание: подумайте, что мы будем делать в этом упражнении. Опираясь на алгоритм, запишите текст в тетрадь. Вместо многоточий нужно вставить ь, если это нужно. (возможно с комментированием, затем самостоятельно). ИЛИ выписать слова с пропущенными буквами, вставить буквы, обозначить изучаемую орфограмму

4.Проверка

     V.  Итог урока:

 Мы с вами хорошо потрудились. Вспомните, чему вы научились на уроке, что нового узнали? Какие задания вы выполняли с удовольствием? 

Напомните мне алгоритм наших действий при написании существительных с шипящей на конце слова

 А теперь выполните небольшой тест по теме урока (Приложение 2)

  1. Домашнее задание:

Чтобы хорошо научиться правильно писать имена существительные с шипящей на конце, запомните правило на с. 4 и выполните упр.5 с.12. (Закрепить умение правильно употреблять Ь на конце существительных после шипящих при выполнении упр.5 с.12)

  1. Рефлексия

Ребята, сейчас каждый возьмёт магнитик. Если вам урок понравился, и всё было понятно, то установите магнит рядом с мягким знаком зелёного цвета. Если вам урок понравился, но вы считаете, что были трудности и сомнения, то установите магнит рядом с мягким знаком зелёного цвета.  Если вам было очень сложно, непонятно, то установите магнит около красного мягкого знака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Познакомить учащихся 4 класса с правописанием мягкого знака на конце существительных женского рода 3 склонения. Закреплять и развивать умения и навыки в определении склонения имен существительных, пра...