Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Фесько Нона Ивановна

Рабочая программа по русскому языку и тематическое планирование 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4klass_russkiy_yazyk.doc370 КБ

Предварительный просмотр:

№ п\п

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока, формы и методы

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

1

Повторение изученного (21ч)

Слово. Предложение. Текст.

1

Комбинир.

Связь слов в предложении. Составление текста по иллюстрации. Обсуждение сочинений.

Знать какими бывают предложения по цели высказывания. Уметь составлять текст.

Фронтальный опрос.

Работа с пословицами

Стр.5 № 4

2

Виды предложений по интонации. Главные члены пред-ия.

1

Комбинир.

Главные и второстепенные члены предложения. Обобщение знаний о знаках препинания в конце пред- ия.

Знать признаки главных и второстепенных членов пред-ия.

Текущий

Игры со словами

Подобрать и записать слова с корнем бег-.

3

Связь слов в пред-ии. Словосочетание

1

Комбинир.

Различие слова, словосочетания, предложения. Установление связи слов в предложении.

Знать определения, уметь применять изученные правила при письме.

Текущий

Главное и зависимое слово в словосочетании

Стр. 8 № 11

4

Текст. Виды текстов.

1

Комбинир.

Уточнение представлений учащихся об особенностях текста, как единицы речи.

Уметь распознавать и составлять тексты.

Текущий. Индивидуальный опрос.

Подобрать и записать слова с корнем брос-(ить).

Стр. 11 №15; 17

5

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

1

Комбинир.

Вспомнить, что такое звук и буква, ударные и безударные слоги.

Уметь правильно произносить и называть буквы, знать алфавит.

Текущий. Словарный диктант.

Письмо по памяти с предварительной подготовкой (№ 17)

Стр.14 №20

6

Р.р

Тема и заголовок текста. Сочинение по рисунку и опорным словам.

(Презентация)

1

Комбинир. Р.р.

Сочинение по рисунку и опорным словам.

Уметь определять тему рисунка; анализировать и составлять текст. Правильно строить пред-ия.

Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь учащимся.

Подобрать и записать слова с корнем бол-(ь), вар-(ить).

7

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

Комбинир.

 Обсуждение и редактирование текстов учащихся.

Уметь находить ошибки в тексте, учиться их исправлять.

Индивидуальная работа. Работа в парах.

Списать из книги для чтения 6-7 пред.

8

Состав слова.

1

Комбинир.

Наблюдение над особенностями корня и однокоренных слов.

Знать и уметь определять однокоренные слова разных частей речи.

Фронтальный опрос

Игра «Кто больше знает слов».

Стр.16 №25

9

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.

1

Комбинир.

Наблюдение за словообразующей ролью приставок и суффиксов, синтаксической ролью окончаний.

Уметь разбирать слова по составу.

Текущий

Самостоятельная работа №28

Стр.19 №32

10

Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

Обобщение знаний

Вспомнить три правила, которые учат писать корень слова; развивать умения употреблять слова, противоположные по смыслу.

Знать и уметь применять при написании правила орфографии.

Фронтальный опрос

Игра «Будь внимательным!»

Стр.22 №37

11

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов.

1

Комбинир.

Выборочное списывание № 38; контрольное списывание № 39.

Уметь проверять гласные и согласные в корнях слов.

Текущий

Игра «Кто быстрее?»

Стр.23 №40

12

Упражнение в написании корня слов.

1

Комбинир.

Совершенствование навыков проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Знать и уметь применить на практике изученные орфограммы.

Текущий

Игра «Кто больше знает слов?»

Стр.25 №45

13

Написание слов с непроизносимыми согласными, с двойными согласными.

1

Комбинир.

Упражнение на совершенствование умения находить в слове нужную орфограмму.

Знать  и уметь применять три правила проверки корня.

Текущий.

Игры со словами

Стр.26 №50

14

Приставки и предлоги. Правописание приставок.

1

Комбинир.

Распознавать приставки и предлоги, правильно писать и употреблять в речи.

Знать отличие приставок от предлогов. Уметь письменно отвечать на вопросы по тексту.

Словарный диктант

Взаимопроверка тетрадей

Стр.29 №55

15

Разделительные ъ и ь.

1

Комбинир.

Выполнение упражнений на развитие умения отличать ъ от ь. Правило написания

Знать привило написания разделительных знаков.

Фронтальный опрос.

Подобрать и записать слова с корнем вечер-.

Стр.33 №61

16

Части речи. Род имён существительных.

1

Комбинир.

Имя сущ-ое, значение и употребление. Различие И.С. по родам, числам, падежам.

Знать лексико- грамматические признаки И.С. Уметь определять число, падеж и род.

Текущий

Игры со словами. Антонимы

Стр.36 №69

17

Склонение имён существительных.

1

Комбинир.

Изменение имён существительных по падежам.

Уметь различать падежи по вопросам и предлогам.

Проверочная работа (20 мин)

Деформированные предложения.

Стр.38 №74

18

Имя прилагательное.

1

Комбинир.

Изменение И.П. по числам и родам. Согласование с И.С.

Уметь устанавливать согласование И.П. с И.С.

Тематический.

Главное и зависимое слово в словосочетании

Стр.40 №77

19

Глагол как часть речи.

1

Комбинир.

Значение и употребление в речи.

Знать лексико- грамматические признаки глаголов. Уметь анализировать слово как часть речи.

Тематический. Фронтальный опрос.

Прямое и переносное значение.

Стр.42 №81

20

Контрольный диктант по теме: «Повторение. Части речи»

«Прогулка»

1

Практического применения знаний.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами.

Диктант (40 мин)

21

Работа над ошибками. Повторение сведений о глаголе.

1

Комбинир.

Совершенствование умения исправлять ошибки, осознанно применять изученные правила.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Текущий.

Подобрать и записать слова с корнем стро-(ить).

Стр.41 №80

22

Однородные члены предложения (8ч)

Однородные члены предложения (общее понятие)

1

Изучение нового материала

Однородные подлежащие и сказуемые.

Текущий.

Составление предложений по схеме.

Стр.43 №85

23

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

1

Изучение нового материала

Однородные члены предложения. Союзы , их роль в речи.

Знать понятия «союзы». Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Текущий. Фронтальный опрос.

Стр.47 №88

24

Запятая между однородными членами предложения.

1

Закрепление

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами.

Знать признаки однородных членов предложения. Уметь анализировать предложение.

Текущий. Самостоятельная работа.

Игра «Требуется предложение».

Стр.49 №92

25

Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но.

1

Комбинир.

Запятая в предложениях с однородными членами предложения. Союзы, их роль в речи.

Уметь анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Текущий.

Подобрать и записать слова с корнем чит- (ать).

Стр.50 №93

26

Упражнения в составлении предложений с однородными членами.

1

Комбинир.

Однородные члены предложения. Знаки препинания.

Знать признаки однородных членов предложения. Уметь составлять такие предложения.

Тематический. Индивидуальный опрос.

Составление предложений по схемам.

Стр.52 №97

27

Употребление в повествовательном тексте предложений с однородными сказуемыми. Изложение.

1

Развитие речи

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Уметь создавать тексты в форме повествования.

Изложение.

28

Работа над ошибками. Анализ изложений.

1

Комбинир.

Чтение и понимание учебного текста, формулировок, определений.

Уметь находить способы проверки написания слов, выполнять работу над ошибками.

Текущий.

Игра «Конкурс предложений».

Стр.53 №100

29

Обобщение знаний об однородных членах предложения.

1

Закрепление.

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами предложения.

Уметь расставлять знаки препинания с однородными членами предложения.

Самостоятельная работа.

Стр.54 №101

30

Текст. (4ч)

Тема и основная мысль текста.

(Презентация)

1

Комбинир.

Развитие умения определять в тексте его тему и основную мысль.,

Уметь анализировать содержание текста.

Текущий

Стр.56№104

Стр.56 №105

31

Заголовок текста.

1

Комбинир.

Развитие представлений о том, что заголовок текста- это кратко сформулированная его тема.

Уметь озаглавливать небольшой текст.

Текущий

Подобрать и записать слова с корнем рис-(овать)

Стр.57 №106

32

План текста.

1

Комбинир.

Развитие умения составлять план текста, озаглавливать текст.

Уметь применить полученные знания на практике.

Контрольное списывание. №108 стр.60

33

Изложение по составленному плану.

1

Развитие речи.

Изложение по упр. 310 стр.58-59

Практическое применение знаний

Изложение

Памятка на стр.50

34

Имя существительное (44ч)

Склонение имён существительных. Анализ изложений.

1

Комбинир.

Имя существительное, значение, употребление в речи.

Знать лексико- грамматические признаки, уметь определять падеж.

Текущий. Работа над ошибками.

Игры со словами. Антонимы.

Стр.63 №112

35

Несклоняемые имена существительные.

1

Комбинир.

Совершенствование умения склонять существительные, распознавать падеж.

Уметь склонять существительные.

Текущий. Фронтальный опрос.

Подобрать и записать слова с корнем стар- (ый).

Стр.65 №116

36

Именительный падеж имён сущ-ых.

1

Комбинир.

Обобщение знаний о признаках И.п. Развивать умение находить главные члены предложения.

Уметь определять И.п. сущ-ых.

Текущий.

Ребусы.

Стр.66 №119

37

Родительный падеж имён сущ-ых.

1

Комбинир.

Ознакомление с основными значениями Р.п., его вопросами и предлогами.

Уметь определять падеж с помощью вопроса и предлога.

Текущий.

Стр.68 №123.

38

Дательный падеж имён сущ-ых.

1

Комбинир.

Ознакомление с особенностями имён существительных в Д.п.

Знать на какие вопросы отвечают И.С. в Д.п. и с какими предлогами употребляются.

Текущий.

Деформированные предложения.

Стр.71 №130

39

Винительный падеж имён с-ых.

1

Комбинир.

Развитие умения склонять И.С. Особенности В.п.

Уметь различать И. и В. падежи имён сущ-ых.

Самостоятельная работа (20мин)

Стр.73 №133

40

Творительный падеж. Подготовка к диктанту.

1

Комбинир.

Упражнения на развитие умения правильно употреблять сущ-ые в Т.п.

Уметь определять падеж имён существительных.

Текущий.

Работа с загадками.

Стр.75 №138

41

Контрольный диктант за 1-ую четверть .

«Улетают журавли»

1

Контроль знаний, умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Уметь безошибочно писать под диктовку текст.

Диктант

42

Работа над ошибками. Анализ диктантов.

1

Комбинир.

Изменение существительных по числам и падежам.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

Однокоренные слова, формы одного и того же слова.

Стр.76 №140

43

Предложный падеж имён сущ-ых.

1

Комбинир.

Выполнение заданий на определение падежей имён существительных.

Знать вопросы и предлоги П.п.

Текущий.

Ребусы, шарады.

Стр.77 №144

44

Повторение сведений о падежах имён существительных.

1

Повторение и закрепление

Обобщение знаний об особенностях каждого падежа.

Знать признаки и уметь определять падежи  имён существительных.

Тематический.

Взаимопроверка упр. 149

Стр.81 №152

45

Как отличить И.п. от В.п.

1

Комбинир.

Изменение существительных по числам и падежам.

Уметь определять падеж имён существительных.

Текущий.

Игра «Цепочка»

Стр.83 №158

46

Изложение текста.

1

Практического применения знаний

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Уметь находить способы проверки написания слов.

Изложение

Повторить словарные слова

47

Анализ изложения. Работа над ошибками.

1

Комбинир.

Правописание безударных падежных окончаний И.С.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Работа над ошибками.

Ребусы.

Стр.87 №164

48

Три склонения имён существительных.

1

Комбинир.

Понятие о трёх типах склонения имён существительных.

Уметь сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно различать слова.

Текущий

Игры со словами

Стр.89 №168

49

Склонение И.С. в косвенных падежах.

1

Комбинир.

Выполнение упражнений на развитие умения определять склонение сущ-ых в косвенных падежах

Знать и уметь определять склонение И.С.

Индивидуальный опрос.

Подобрать и записать  слова с корнем работ-(а).

Стр.91 №173

50

Ударные и безударные окончания И.С. в единственном ч.

1

Комбинир.

Правописание ударных и безударных окончаний существительных.

Соблюдать правила написания падежных окончаний И.С.

Текущий. Словарный диктант (7мин)

Стр.93 №177

51

Проверка безударных окончаний И.С. 1, 2, 3-го склонения.

1

Комбинир.

Правописание безударных падежных окончаний И.С.

Уметь анализировать слово как часть речи.

Текущий

Самостоятельная работа № 184

Стр.95 №182

52

Правописание безударных окончаний  сущ-ых в Р.п.

1

Комбинир.

Упражнения на усвоение особенностей Р.п.

Уметь обосновывать написание безударных окончаний И.С.

Текущий. Фронтальный опрос.

Игра «Аукцион».

Стр.99 №190

53

Повествовательный текст с элементами описания. Изложение.

1

Практического применения знаний

Текст «Спасённый сад».

Уметь находить способы проверки написания слов.

Изложение

54

Работа над ошибками. Правописание сущ. в Р.п.

1

Комбинир.

Правописание безударных падежных окончаний И.С.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Работа над ошибками.

Ребусы

Стр.101 №193

55

Правописание безударных окончаний сущ. в Д.п.

1

Комбинир.

Окончания сущ. 1-го и 3-го склонения в Д.п. и способы проверки правописания.

Знать падежные вопросы, уметь обосновать свой ответ.

Орфографическая минутка

Игры со словами

Стр.101 №194

56

Правописание безударных окончаний в Р.и Д.п.

1

Комбинир.

Сравнение Р. и Д.п. Правописание безударных падежных окончаний И.С.

Знать вопросы, предлоги, окончания падежей.

Тематический. Работа по карточкам.

Стр.103 №197

57

Сравнение окончаний в Р. и Д.п.

1

Комбинир.

Распознавать Р. иД.п.; правильно писать безударные окончания.

Уметь применять изученные нормы орфографии при письме.

Текущий.

Словарная работа.

Стр.106 №203

58

Р. и В падежи существительных1-го и 2-го склонения

1

Комбинир.

Упражнения на развитие умения различать Р. и В. падежи по предлогам и окончанию.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при письме.

Тематический. Индивидуальная работа.

Игра «Аукцион».

Стр.108 №206

59

Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух.

1

Практического применения знаний

Самостоятельное изложение текста, воспринятого на слух.

Уметь воспроизводить текст полно, последовательно, точно употребляя слова.

Изложение.

60

Анализ изложений и работа над ошибками.

1

Комбинир.

Правописание безударных падежных окончаний И.С.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

Повторить словарные слова.

61

Правописание безударных окончаний сущ-ых в Т.п.

1

Комбинир.

Упражнения, направленные на формирование навыка правописания окончаний в Т.п.

Знать вопросы и предлоги Т.п. Уметь применить знания на практике.

Текущий.

Ребусы, шарады.

Стр.110 №213

62

Правописание безударных окончаний сущ. в П.п.

1

Комбинир.

Ознакомление с употреблением в речи сущ. в П.п.

Уметь проверять безударные окончания в данном падеже.

Самостоятельная работа №215. Выборочная проверка.

Стр.112 №216

63

Правописание имён существительных в форме Т.п.

1

Закрепление

Определение П.п. существительных, тип склонения.

Уметь распознавать П.п. Правильно писать безударные окончания.

Тематический.

Письмо по памяти №217

Стр.113 №220

64

Правописание безударных окончаний сущ. в Р, Д. и П.п.

1

Комбинир.

Выполнение упражнений на развитие умения правильно писать безударные падежные окончания.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии, знать способы проверки.

Текущий

Работа по карточкам.

Стр.116 №227

65

Правописание безударных гласных в корне, приставках, окончаниях сущ.

1

Комбинир.

Выборочное списывание с доски, разбор слов по составу.

Уметь распознавать орфограммы, применять изученные правила.

Текущий

Фронтальная работа.

Стр.118 №232

66

Связь между частями текста. Изложение с продолжением.

1

Практического применения знаний

Изложение текста с продолжением.

Уметь находить способы проверки написанного.

Изложение.

67

Работа над ошибками. Анализ изложений.

1

Комбинир.

Правописание безударных падежных окончаний И.С.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

Ребусы. Деформированные предложения.

Стр.120 №236

68

Правописание окончаний сущ-ых. Подготовка к диктанту.

1

Закрепление и обобщение.

Выполнение упражнений на совершенствование орфографической зоркости.

Уметь проверять написание безударных падежных окончаний.

Текущий.

Подобрать и записать слова с корнем цвет- (ы).

Стр.121 №239

69

Диктант  по теме : «Склонение имён существительных»

«Друг»

1

Контроль знаний, умений.

Письмо под диктовку текста в соответствии с изученными правилами.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Диктант

70

Работа над ошибками. Множественное число И.С.

1

Комбинир.

Изменение И.С. по  числам, окончание сущ-ых в И.п. множ. числа.

Знать склонение И.С. во множественном числе.

Работа над ошибками. Текущий.

Игра со словами.

Стр.123 №243

71

Склонение И.С. во множественном числе.

1

Комбинир.

Правописание безударных падежных окончаний И.С.

Знать окончания  в И. и В.падежах, уметь распознавать их.

Текущий. Словарный диктант.

Склонение И.С.

Стр.125 №249

72

Окончания И.С. мужского, женского и среднего рода в И. и В. падежах.

1

Комбинир.

Правописание безударных падежных окончаний м. ж. и с. рода.

Соблюдать правила написания безударных падежных окончаний.

Текущий.

Контрольное списывание №250

Стр.127 №252

73

Родительный падеж И.С. во множественном числе.

1

Комбинир.

Выполнение заданий на уточнение знаний об окончании сущ. в Р.п. множ. ч.

Уметь правильно употреблять существительные в речи.

Текущий.

Составление таблицы.

Стр.129 №255

74

И.С. множественного числа Р.п.

1

Комбинир.

Наблюдение над окончаниями существительных в Р.п.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.

Текущий.

Взаимопроверка тетрадей.

Стр.131 №258

75

И.С. множественного числа в Д. Т .П. падежах. Подготовка к диктанту.

1

Комбинир.

Упражнения на развитие умения изменять по падежам сущ. во множественном числе.

Уметь писать безударные окончания И.С. во множ. числе.

Текущий.

Работа с пословицами.

Стр.134 №265

76

Диктант по теме: «Правописание окончаний И.С.множественного числа» «Тетерева»

1

Контроль знаний, умений.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Диктант.

77

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Комбинир.

Совершенствование умения исправлять ошибки, осознанно применять правила.

Знать склонение имён существительных.

Работа над ошибками.

Игра «Найди лишнее слово».

Стр.135 №267

78

Обобщение знаний об И.С.

1

Обобщение и закрепление.

Обобщение знаний об изменении И.С. по числам.

Знать признаки имён существительных.

Тематический. Тест (8мин).

Кроссворд

79

Имя прилагательное (33ч)

Имя прилагательное как часть речи. Изменение по родам и числам.

1

Комбинир.

И.П. значение и употребление в речи. Изменение по числам и родам.

Знать лексико – грамматические признаки И.П. Уметь изменять по числам и родам.

Тематический.

Ребусы.

Стр.137 №270

80

Родовые окончания И.П.

1

Повторение

Написание родовых окончаний имён прилагательных в ед. и множ. числе.

Знать и уметь находить главное и зависимое слово.

Тематический.

«Говори правильно»

Стр.140 №274

81

Склонение имён прилагательных.

1

Комбинир.

Склонение имён прилагательных в единственном числе.

Знать склонение И.П.

Текущий.

Игры со словами.

Стр.142 №279

82

Р.р

Повествовательный текст с элементами описания. Сочинение по рисунку.

(Презентация)

1

Практического применения знаний. Р.р.

Отличие письменной речи от устной.

Уметь использовать приобретённые знания для создания в письменной форме несложных текстов.

Сочинение.

Стр.145 №283

83

Работа над ошибками. Распознавание падежей И.П.

1

Комбинир.

Изменение имён прилагательных по падежам. Выполнение работы над ошибками по плану.

Уметь определять падеж И.П.

Работа над ошибками.

Письмо по памяти №283.

Записать слова с корнем шаг-(ать).

84

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

Комбинир.

Склонение прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов. –ин.

Знать и уметь определить падеж И.П. муж. и ср. рода.

Текущий. Фронтальный опрос.

Игры со словами.

Стр.6 №287

85

Именительный и винительный падежи И.П. мужского и среднего рода. Подготовка к диктанту.

1

Комбинир.

Правильно употреблять в речи прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.

Уметь определять падеж И.П.

Текущий. Словарный диктант.

Синонимы и антонимы.

Стр.8 №291

86

Диктант по теме: «Имя прилагательное»

«Курица на столбах»

1

Контроль знаний, умений.

Письмо под диктовку, в соответствии с изученными правилами.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Диктант.

87

Работа над ошибками. Закрепление знаний о частях речи.

1

Комбинир.

Совершенствование умения исправлять ошибки, осознанно применять изученные правила.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Текущий.

№ 292-293.

Повторить словарные слова.

88

Родительный падеж И.П. мужского и среднего рода.

1

Комбинир.

Формирование навыка правописания окончаний И.П. в данном падеже.

Уметь правильно употреблять и писать окончания И.П. в Р.п.

Текущий.

Работа в парах.

Стр.11 №298

89

Дательный падеж И.П. мужского и среднего рода.

1

Комбинир.

Формирование умения обосновывать написание безударных падежных окончаний.

Уметь сравнивать и делать выводы.

Тематический.

Подобрать и записать слова с корнем лед-.

Стр.14 №304

90

Изложение текста «Ёлки в блокадном Ленинграде».

(Презентация)

1

Практического применения знаний

Изложение содержания прочитанного текста.

Правописание безударных окончаний И.П.

Уметь создавать несложные монологические тексты.

Изложение.

91

Работа над ошибками. Т. и П. падежи И.П.

1

Комбинир.

Правописание окончаний И.П. в Т. и П. падежах. Анализ изложений.

Уметь распознавать падежи прилагательных.

Тематический.

Деформированный текст.

Стр.15 №307

92

Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в Т. и П. п.

1

Комбинир.

Формирование умения распознавать Т. и П. падежи.

Уметь правильно писать безударные окончания.

Текущий.

Кроссворд.

Стр.17 №310

93

Правописание падежных окончаний И.П. Структура текста-описания.

1

Обобщение.

Совершенствование навыков правописания безударных окончаний И.П.

Уметь передавать содержание текста-описания.

Тематический.

Самопроверка.  №331

Стр.18 №312

94

Правописание безударных падежных окончаний И.П. женского рода.

1

Комбинир.

Склонение прилагательных женского рода.

Знать  и уметь писать падежные окончания  И.П. женского рода.

Текущий. Словарный диктант.

Игры со словами.

Стр.19 №315

95

Правописание безударных окончаний прилагательных ж.р.

1

Комбинир.

Зрительно- слуховой диктант.

Уметь правильно ставить и распознавать падеж.

Текущий.

Подобрать и записать слова с корнем чест-(ь).

Стр.22 №321

96

Различие безударных окончаний И.П. женского и среднего рода.

!

Комбинир.

Формирование умения различать окончания прилагательных женского и среднего  рода.

Уметь правильно писать окончания прилагательных .

Текущий.

Письмо по памяти.

Стр.24 №324

97

Р. р

Правописание безударных падежных окончаний И.П. и И.С. Составление текста по рисунку.

1

Комбинир.

Развитие умения составлять текст по рисунку, употреблять в нём прилагательные.

Уметь распознавать безударные окончания и объяснять их написание.

Сочинение №327.

Стр.25 №328

98

Различие безударных окончаний И.П. мужского и женского рода.

1

Комбинир.

Правописание безударных окончаний прилагательных мужского и женского рода.

Уметь находить способы проверки написания слов, правильно писать падежные окончания.

Текущий.

Игры со словами.

Стр.29 №334

99

Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

Практического применения знаний.

Отличие письменной речи от устной. Составление текста.

Уметь кратко передать содержание рассказа.

Изложение.

100

Анализ изложений.

1

Комбинир.

Правописание безударных падежных окончаний.

Уметь находить способы проверки написания, выполнять работу над ошибками.

Текущий, работа над ошибками.

Деформированный текст.

101

Винительный и творительный падежи И.П. женского рода.

1

Комбинир.

Находить различия В. и Т. падежей прилагательных женского рода.

Уметь правильно писать безударные окончания.

Тематический. Словарная работа.

Склонение прилагательных.

Стр31 №338

102

Обобщение знаний о склонении И.П. в единственном числе.

1

Обобщение.

Совершенствование знаний о склонении И.П. в ед.ч.

Уметь склонять И.П. в единственном числе.

Тематический. Самостоятельная работа №341

Стр.34 №343

103

Падежные окончания И.П. во множественном числе. И. и В.п.

1

Комбинир.

Склонение И.П. во множественном числе, распознавание падежей.

Уметь правильно писать окончания в И. и В. падежах.

Текущий.

Синонимы.

Стр.35 №344

104

Изложение повествовательного текста.

1

Практического применения знаний.

Составление плана текста, изложение прочитанного.

Уметь создавать несложные монологические тексты.

Изложение.

105

Анализ изложений. Р. и П. падежи.

1

Комбинир.

Формирование умения слушать и правильно оценивать изложения товарищей.

Уметь кратко и последовательно передавать содержание текста.

Индивидуальная работа.

Склонение: весёлые песни, яркие звёзды.

Стр.40 №353

106

Д. и Т. падежи И.П. во множественном числе.

1

Комбинир.

Выполнение заданий на развитие умения находить различия Д. и Т. падежей.

Уметь правильно писать падежные окончания И.П. множ. числа.

Текущий.

Словарные слова.

Стр.41 №356

107

Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных. Подготовка к диктанту.

1

Обобщение.

Усвоение учащимися сходства и различия между данными частями речи.

Уметь правильно употреблять их в письменной и устной речи.

Тематический. Фронтальный опрос.

Сравнение по плану.

Стр.44 №364

108

Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний И.П.»

«В каникулы»

1

 Контроль умений, знаний.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Диктант.

109

Работа над ошибками. Анализ диктанта.

1

Комбинир.

Совершенствование умения исправлять ошибки, осознанно применять изученные правила.

Уметь находить способы проверки написания слов. Выполнять работу над ошибками.

Индивидуальная работа.

Стр.44 №365

Стр.45 №366

110

Р.р

Текст-описание. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

(Презентация)

1

Практического применения знаний. Р.р.

Отличие письменной речи от устной.

Уметь использовать приобретённые знания при написании несложного текста.

Сочинение.

Создание небольшого текста.

Стр.46 №368

111

Анализ сочинений и работа над ошибками.

1

Комбинир.

Совершенствование умения описывать картину, грамматически верно строить предложения.

Уметь находить способы проверки написания слов.

Работа над ошибками.

Кроссворд.

Стр.48 №371

112

Синтаксические упражнения.

1

Комбинир.

Совершенствование умения описывать картину, грамматически верно строить предложения.

Уметь находить способы проверки написания слов.

Индивидуальная работа.

113

Местоимение.   .(7ч)

Понятие о местоимении. Сравнение личных местоимений и И.С.

1

Комбинир.

Общее представление о местоимении, его значение, употребление в речи.

Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Фронтальный опрос.

Склонение личных местоимений.

Стр.51 №376

114

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.

1

Комбинир.

Личные местоимения, значение и употребление в речи.

Уметь заменять И.С. местоимением соответствующего ему рода.

Тематический.

Склонение личных местоимений.

Стр.53 №379

115

Правописание местоимений 1 и 2-го лица с предлогами.

1

Комбинир.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Предлоги, их роль в речи.

Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение с личными местоимениями.

Текущий.

Ребусы.

Стр.55 №384

116

Правописание местоимений 3-го лица с предлогами.

1

Комбинир.

Развитие умения писать раздельно местоимения с предлогами.

Уметь писать личные местоимения с предлогами.

Текущий. Самостоятельная работа.

Игры со словами.

Стр. 57 №389

117

Композиция повествовательного текста. Изложение.

1

Практического применения знаний.

Составление плана текста, изложение содержания прочитанного.

Уметь создавать несложные монологические тексты.

Изложение.

118

Анализ изложений. Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами.

1

Комбинир.

Развитие умения исправлять ошибки, связанные со структурой повествовательного текста.

Уметь правильно писать местоимения с предлогами, выполнять работу над ошибками.

Работа над ошибками.

Деформированный текст.

Подобрать и записать слова с корнем зим- вес-.

119

Правописание личных местоимений с предлогами. Построение и разбор предложений.

1

Обобщение.

Личные местоимения, значение, употребление в речи. Обобщение знаний.

Уметь использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Проверочная работа.

Деформированные предложения.

Стр.60 №397

120

Глагол (37ч).

Общее понятие о глаголе.

1

Повторение.

Глагол, значение и употребление в речи, обобщение знаний.

Уметь передавать содержание прочитанного текста.

Тематический.

Многозначные слова.

Стр.62 №401

121

Изменение глаголов по временам.

1

Комбинир.

Изменение глаголов по временам.

Уметь определять время глаголов.

Текущий.

Письмо по памяти №403.

Стр.65 №406

122

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1

Комбинир.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Уметь определять род и число глаголов прошедшего времени.

Текущий. Тест (8 мин).

Многозначные слова.

Стр.67 №410

123

Неопределённая форма глаголов.

1

Комбинир.

Ознакомление с особенностями глаголов в неопределённой форме.

Уметь правильно ставить к глаголу вопрос

Текущий.

Словообразов. работа.

Стр.70 №416

124

Неопределённая форма- начальная форма глагола.

1

Комбинир.

Формирование умения соотносить начальную и личную форму глагола.

Уметь употреблять в речи глаголы близкие и противоположные по смыслу.

Текущий.

Игры со словами.

Стр.73 №422

125

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

1

Комбинир.

Формирование умения распознавать лицо и число глагола, дать общее понятие о спряжении.

Уметь анализировать слово как часть речи.

Текущий.

Работа с пословицами.

Стр.76 №427

126

Повествовательный текст с элементами рассуждения. Изложение.

1

Практического применения знаний.

Развитие умения кратко передавать по плану содержание, опираясь на понимание его композиции.

Уметь создавать несложные повествовательные тексты.

Изложение.

127

Анализ изложения, работа над ошибками.

1

Комбинир.

Формирование у уч-ся умения слушать и правильно оценивать изложения своих товарищей.

Уметь исправлять ошибки, допущенные в изложении.

Работа гад ошибками.

Индивидуальная работа.

Стр.76 №426

128

2-е лицо глаголов единственного числа.

1

Комбинир.

Знакомство с особенностью окончания глагола во 2-ом лице (ь).

Уметь распознавать лицо глагола в тексте по местоимению, вопросу и окончанию.

Текущий.

Письмо по памяти №428

Стр.78 №431

129

Употребление ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

1

Комбинир.

Выполнение упражнений на совершенствование умения определять лицо глагола.

Знать правило правописания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

Текущий.

Антонимы.

Стр.79 №435

130

1 и 2 спряжение глаголов.

1

Комбинир.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Чтение и понимание учебного текста.

Уметь находить способы проверки написания слов.

Текущий. Словарный диктант.

Стр. 81 №439, 440

131

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

1

Комбинир.

Закрепление знаний об окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

Уметь правильно писать безударные окончания глаголов.

Текущий.

Разбор глаголов по составу.

Стр.82 №443

132

Изложение по самостоятельно составленному плану.

1

Практического применения знаний.

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного.

Уметь включать в текст элемент рассуждения, точно употреблять глаголы.

Изложение.

133

Анализ изложений. Образование формы будущего времени глагола.

1

Комбинир.

Анализ изложений и работа над ошибками. Наблюдение за образованием будущего времени глаголов.

Уметь выполнять работу над ошибками. Знать вопросы будущего времени.

Работа над ошибками.

Ребусы.

Стр.84 №446

134

Спряжение глаголов в будущем времени.

1

Комбинир.

Образование формы будущего времени глаголов совершенного и несовершенного вида.

Знать и уметь образовывать глаголы будущего времени.

Тест (8мин).

Многозначные слова.

Стр.86 №450

135

Правописание безударных личных окончаний глаголов в н. и б.в.

1

Комбинир.

Распознавать спряжение глаголов с ударными окончаниями, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Знать и уметь соотносить временную форму глагола с его начальной формой.

Выборочный диктант.

Загадки.

Стр.89 №455

136

Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

1

Комбинир.

Ознакомление с распознаванием спряжения глагола по неопределённой форме.

Уметь правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Фронтальный опрос.

Игра «Будь внимателен!»

Стр.90 №458

137

Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме.

Комбинир.

Развитие умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме.

Уметь правильно писать безударные личные окончания.

Тематический. Словарный диктант.

Антонимы.

Стр.92 №462

138

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

Комбинир.

Совершенствование умения распознавать спряжение глаголов по суффиксу неопределённой ф.

Уметь обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов.

Текущий.

Письмо по памяти №464

Стр.94 №466

139

Р. р

Структура текста- описания. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень.»

1

Практического применения знаний. Р.р.

Развитие умения воспринимать картину описательного характера.

Уметь создавать текст с элементами описания, точно употреблять глаголы.

Сочинение.

140

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

Комбинир.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Уметь находить способы проверки написания слов.

Работа над ошибками.

Деформированный текст.

Стр.95 №468

141

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

1

Комбинир.

Развитие умения распознавать спряжение глагола по неопределённой форме.

Уметь находить способы проверки написания окончаний.  .

Текущий.

Пословицы.

Стр.96 №472

142

Личные окончания глаголов, их правописание.

1

Повторение.

Формирование умения рассуждать при написании безударного личного окончания.

Уметь применить знания при письме.

Проверочная работа.

Стр.98 №477

143

Глаголы- исключения.

1

Комбинир.

Ознакомление с глаголами- исключениями, правильно писать безударные личные окончания.

Уметь распознавать в тексте глаголы 1 и 2 спряжения.

Текущий.

Синонимы.

Стр.101 №483

144

Правописание глаголов- исключений. Подготовка к диктанту.

1

Комбинир.

Формирование умения распознавать в тексте глаголы- исключения (в том числе и однокоренные с приставками).

Уметь правильно писать безударные окончания глаголов.

Текущий.

Игра «Будь внимателен!»

Стр.102 №486

145

Диктант по теме: «Окончания глаголов 2-го лица единственного числа» с грамматическим заданием

«Праздник света»

1

Контроль знаний, умений.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами.

Диктант.

146

Анализ диктантов. Работа над ошибками.

1

Комбинир.

Развитие умения исправлять ошибки, допущенные в диктанте; осознанно применять изученные правила.

Уметь находить способы проверки написания слов. Выполнять работу над ошибками.

Индивидуальная работа.

Стр.103 №488

147

Обобщение пройденного о глаголе.

1

Обобщение.

Развитие лексической и орфографической зоркости, умения проверять безударные окончания глаголов.

Уметь применить изученные правили на письме.

Тематический. Тест №492.

Глаголы в переносном смысле.

Стр.105 №491

148

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

Комбинир.

Знания об особенностях глаголов прошедшего времени.

Уметь правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени.

Текущий.

Игры со словами.

Стр.108 №496

149

Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.

1

Комбинир.

Написание суффикса перед –л- в глаголах прошедшего времени

Уметь применить изученные правила на письме.

Самостоятельная работа №499.

Пословицы.

Стр.110 №501

150

Изложение текста «Медаль»

1

Практического применения знаний.

Развитие умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, передавать его содержание.

Уметь точно употреблять и правильно писать глаголы.

Изложение.

151

Анализ изложений. Работа над ошибками.

1

Комбинир.

Развитие умения редактировать свой текст, исправлять ошибки в передаче содержания текста.

Уметь находить способы проверки написания слов.

Работа над ошибками. Индивидуальная работа.

Словарные слова.

152

Изменение глаголов по временам.

1

Комбинир.

Ознакомление с изменением по временам глаголов.

Уметь выделить основную мысль текста.

Текущий.

№505

Стр.113 №506

153

Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам.

1

Комбинир.

Развитие умения изменять глагол по временам с учётом вопроса, на который он отвечает.

Уметь употреблять глагол в тексте.

Текущий.

Работа в парах.

Стр.113 №508

154

Изложение самостоятельно подготовленного текста «Раки».

1

Практического применения знаний.

Проверка сформированности умения по памятке готовиться к изложению.

Уметь составить план повествовательного текста.

Изложение.

155

Обобщение знаний о глаголе как части речи. Работа над ошибками.

1

Обобщение.

Совершенствование знаний о глаголе, развитие умения правильно писать безударные окончания.

Уметь рассказать по плану о глаголе как части речи.

Фронтальный опрос.

№ 512

Стр.116 №514

156

Текст- описание. Правописание безударных падежных окончаний И.С.

1

Повторение. Р.р.

Уточнение представлений учащихся о тесте- описании, развитие орфографической зоркости.

Уметь писать безударные окончания прилагательных, безударные гласные в корнях.

Тематический.

№ 516.

Стр.117 №515

157

Повторение в конце учебного года (14ч).

Обобщение знаний о предложении.

1

Повторение.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Уметь находить однородные члены предложения.

Тематический.

Игры со словами.

Стр.120 №522

158

Р. р

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

Практического применения знаний. Р.р.

Отличие письменной речи от устной.

Уметь использовать знания для написания несложного текста.

Сочинение.

Стр.121 №524

159

Анализ сочинений. Состав слова.

1

Комбинир.

Выделение и определение значимых частей слова. Значение суффиксов и приставок.

Уметь исправлять орфографические ошибки. Знать значимые части слова.

Работа над ошибками.

Однокоренные слова.

Стр.123 №529

160

Правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе.

1

Повторение.

Развитие орфографической зоркости, умения разбирать слова по составу.

Уметь находить способ проверки написания слов (в том числе и по словарю).

Текущий.

Игра «Аукцион».

Стр.124 №530

161

Текст и предложение как единицы речи.

1

Комбинир.

Составление текста на предложенную тему по наблюдениям.

Уметь воспроизводить текст по вопросам.

Текущий.

Деформированные предложения.

Стр.126 №536

162

Части речи (обобщение).

1

Комбинир.

Значение и употребление в речи.

Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать слово как часть речи.

Текущий .

Игры со словами.

Стр.130 №543

163

Склонение имён существительных.

1

Комбинир.

Совершенствование умения распознавать склонение по роду и окончанию в начальной форме.

Уметь склонять имена существительные.

Фронтальный опрос.

Кроссворд.

Стр.132 №548

164

Правописание падежных окончаний сущ-ых, прил-ых и личные окончания глаголов.

1

Комбинир.

Развитие умения проверять безударные гласные в окончаниях и корнях слов.

Уметь писать падежные окончания. Знать способы проверки написания.

Текущий.

Самостоятельная работа №551.

Стр.134 №552

165

Изложение «Пеликаний пассажир» (40мин).

1

Практического применения знаний.

Составление плана текста. Изложение содержания  прочитанного текста.

Уметь создавать несложные монологические тексты.

Изложение.

166

Анализ изложений. Работа над ошибками. Подготовка к диктанту.

1

Комбинир.

Выполнение упражнений № 553- 554.

Уметь находить способы проверки написания слов.

Работа над ошибками.

Словарные слова.

167

Контрольный диктант за 4 класс .

1

Контроль знаний, умений.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами.

Диктант.

168

Анализ диктантов. Имя прилагательное.

1

Комбинир.

Обобщение знаний о роли И.П. в речи.

Уметь склонять имена прилагательные.

Работа над ошибками.

Стр.138 №558

169

Местоимение.

1

Повторение.

Обобщение знаний о личных местоимениях.

Уметь писать местоимения раздельно с предлогами.

Тематический.

Загадки.

Стр.139 №562

170

Глагол как часть речи. Заключительный урок.

1

Повторение

Изменение по временам, спряжение, правописание личных безударных окончаний.

Уметь применить полученные знания при письме.

Текущий.

№ 576

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Светловская основная общеобразовательная школа

Коченёвского района Новосибирской области

Утверждаю                                                         Принято на педсовете

Директор школы                                                Протокол № 1

__________ Н. А. Лопаленко                           30. 08. 2011г.

«______»___________2011 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 класс

Учитель: Фесько Нона Ивановна

170 часов, 5 часов в неделю

Контрольных работ - 8

Рабочая программа по русскому языку  для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по  русскому языку, авторской программы Т. Г. Рамзаевой  М., «Просвещение», 2002г,. федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего  образования по  русскому языку  (Москва, 2004 г.)

;

Учебник «Русский язык»  для 4 класса, автор Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа,  2010г.

Рабочая тетрадь, автор Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа,  2010г.

Пояснительная записка

Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематическое планирование; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основная задача обучения русскому языку  в начальной школе - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

усвоение знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики;

формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

При реализации программы предполагается использовать следующие технологии обучения:

  1. Информационные  (проведение электронного тестирования с помощью программы «Фраза», использование презентаций на различных этапах урока, поиск информации в сети Интернет по заданию учителя).
  2. Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа  их деятельности).
  3. Проблемно-поисковые технологии (включение в учебный процесс проектов).
  4. Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).
  5. Технологию субъективизации обучения (проф. Г.Бакулиной)

Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроках атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений:

поставить познавательную задачу,

найти способ её решения,

провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила,

сравнивать, обобщать,

точно формулировать вывод,

применять правило в условиях разной степени сложности.

Поскольку все стороны языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка.  При этом каждая из них изучается не изолированно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы основывается на связях и зависимостях между его компонентами.

В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7 – 10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, а также связей между понятиями. Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.

Во всех классах большое место отводится наблюдениям за лексическим значением слова; постепенно усваиваются и грамматические признаки слова, т.е. слово познаётся как часть речи, а также его морфемный состав.

Достижение целей и реализация основных задач курса  осуществляется в рамках следующих  тем:

1. Повторение в начале учебного года.

21 час

2. Предложения с однородными  членами.

8 часов

3. Текст.

4 часа

4. Имя существительное.

44 часа

5. Имя прилагательное.

35 часов

6. Местоимение.

7 часов

7. Глагол.

37 часов

8. Повторение в конце учебного года.

14 часов

Итого:

170 часов

Ведущим направлением по языку в IV классе является словоизменение. Изучается изменение по падежам имён существительных, имён прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируются навыки правописания безударных падежных и личных окончаний. Основы грамматических знаний, с опорой на которые формируются данные орфографические умения, создаются уже в III классе при изучении синтаксиса (в частности, словосочетаний) и таких морфологических категорий, как род, число, падеж. Происходит углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

В IV классе в связи с изучением падежных форм имён существительных и имён прилагательных знания о словосочетаниях несколько углубляются, практически происходит ознакомление с типами связи слов в словосочетании: с управлением и согласованием (без сообщения терминов). Новым для учащихся IV класса является изучение предложений с однородными членами.

В разделе «Связная речь» центральное место отводится формированию речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста, и создание высказываний. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме, только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается. В процессе работы с текстом учитываются три его стороны: содержание, структура, изобразительные средства.

Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, с внеклассными занятиями по предмету, с написанием изложений и сочинений, с уроками чтения.

Сложные предложения и предложения с прямой речью специально не изучаются. Учащиеся знакомятся с особенностями этих предложений при подготовке к изложениям и сочинениям, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в творческих работах.

Ознакомление с видами второстепенных членов предложения – определением, дополнением, обстоятельством – проводится по усмотрению учителя, в зависимости от уровня развития и подготовки учащихся. При этом используются  памятки в справочниках (Рамзаевой, Шкляровой). Знание видов второстепенных членов предложения наизусть не требуется.

Предметом постоянного внимания на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. В программе и учебниках представлены четыре группы правил:

  1. обозначение звуков буквами;
  2. перенос слов;
  3. раздельное написание слов;
  4. написание заглавной буквы.

Примерное количество слов для словарных диктантов в  IV классе – 12-15.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: в конце первого полугодия – 65-70; в конце года – 75-80.

Тексты, предназначенные для изложения, увеличиваются на 15-20 слов.

Одной из важных задач обучения русскому языку в начальных классах является также формирование навыков каллиграфически правильного написания слов. В IV классе обучение каллиграфии строится с учётом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка.

При обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

  1. значимые части слова
  2. признаки изученных частей речи
  3. типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

  уметь

  1. анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение
  2. различать произношение и написание слов
  3. находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю)
  4. без ошибок списывать несложный текст объёмом 70 – 90 слов
  5. создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания
  6. соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75  - 80 слов)

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
  2. работы со словарями
  3. соблюдения орфоэпических норм
  4. создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике
  5. овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменный опрос (списывание, диктанты разных видов, тесты, самостоятельная работа  по карточкам, грамматический разбор и т.д.);

- электронный тест.

Промежуточная аттестация проводится  в форме  административных контрольных работ (диктант, задания для грамматического разбора; изложение; списывание с заданием).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...