Парные согласные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данный урок построен на основе  здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Парные согласные67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка


2 «г» класс

23 апреля 2011г

Парные согласные.

НРК: «Пословицы коми народа».

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о необходимости   изучения орфограммы парный согласный.
  2. Создать условия для развития умения находить орфограмму парный согласный.
  3. Создать условия для применения различных способов проверки парного согласного и правильной записи слов с этой орфограммой.
  4. Развивать и повышать познавательную деятельность учащихся к режиму дня, способствовать побуждению желания его соблюдать.

Ход урока.

  1. Организационный момент

-Чем мы обычно начинаем урок? (минуткой чистописания)

-Отгадай загадки и  запишите  первые буквы отгадок.  

  1. Минутка чистописания. (5мин)
  1. Целых 25 зубков для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком лягут волосы рядком.  (Расчёска)
  2. Исполнитель песни «Улыбка» (Енот)
  3. Завязал глаза я Юрке- мы играем с братом в … (Жмурки)
  4. Птичка- невеличка носиком нырнёт, хвостиком вильнёт, дорожку проведёт. ( иголка)
  5. Гладко, душисто, моет чисто, нужно, чтоб у каждого было… (мыло)
  6. Вот какой забавный случай! Поселилась в доме туча. Дождик льётся с потолка мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый, на полу не видно луж. Все ребята любят… (Душ)
  7. Всю жизнь ходят, а обогнать друг друга не могут.  (Ноги)
  8. Если б не было его, не сказал бы ничего (Язык)  

-Назовите буквы, обозначающие гласные звуки. (е, и, я), согласные звуки(р, ж,м, д, н,)

-Какие буквы являются йотированными? (е,я )

-Назовите парные согласные?  (ж,д)

-В этой строке есть секрет. Кто его разгадал? (Получилась фраза  «Режим дня»)

  1. Словарная работа. (5мин)

-Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, которые относятся к режиму дня.  з а б в т е р а д к)

-Обратите внимание на значки. (завтрак, обед)

           -Что общего в смысловом значении у слов? (приём пищи) – Картинка!

         -Смысловые различия? (утренняя и в середине дня еда)

У слова завтрак интересное происхождение.

Само слово тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду. Пища готовилась на другое утро, на завтра, и поэтому называлась завтраком. С рассветом надо было идти на поиски новой пищи: ягод, корешков, растений, некогда было ждать, пока приготовится еда. И в этом не было необходимости: завтрак был уже готов с вечера. В современных условиях можно приготовить завтрак за 10-15 минут и быстро его съесть. Но всё равно он называется завтраком.

-Почему надо завтракать? (чтобы на уроках мы не думали о еде, хорошо работалось)

- У коми народа есть коми пословица: «На хорошей пище лучше работается».

-Как вы её понимаете?

- У слова обед есть несколько значений:

-Перед вами три предложения. Прочитайте их.

-В каком из них слово обед употреблено в значении «пища», в значении «перерыв», в значении «время»?

  1. Сегодня у нас вкусный обед. (пища)
  2. Отец приехал в самый обед. (время)
  3. Магазин сейчас закрыт на обед. (перерыв)

- Запишите эти слова, они словарные,  поставьте ударение, найдите безударные гласные и запомните их.

3. Подведение к теме урока. (2 мин)

-Какую ещё орфограмму вы нашли? (парные согласные на конце)

-Проверьте устно их написание.( завтраки, обеды)

-Какие вы знаете парные согласные звуки? (б- п, в- ф, д- т, г- к, ж- ш, з- с) 

-Кто догадался, какая тема урока?  (парные согласные)

-Какие задачи мы можем решить на данном уроке?

-Чему можно учиться:

  1. Находить орфограмму
  2. Подбирать проверочные слова
  3. Правильно записывать слова с данной орфограммой

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Я буду называть звуки. Если вы услышите парные согласные, то поднимаете руки вверх. Если нет, то руки внизу.

[в, у, д, р, ж, а, л, б, ц, у, ш, з, м, ф, с]

-Кто ни разу не ошибся?

-Вы были очень внимательными.

  1. Работа по теме урока. (6мин)

–Прочитайте слова: зуб, глазки.

-Что   их объединяет?  (орфограмма- парный согласный)

-Подчеркните орфограмму.

- Где находится орфограмма?( на конце и в середине слова)

- Какой звук обозначает подчёркнутая буква? ( [п], [с] )

- Что происходит  при произношении?  (написание не совпадает с произношением)

-Что надо делать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, стоящими на конце  или в середине слова? (надо их проверить)

-Как  можно проверить написание слов с такой орфограммой?  (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный)

-Где мы можем проверить, всё ли мы сказали? (в учебнике)

- Откройте учебник на С. 92. Прочитаем правило.

- Что мы не сказали, но в правиле есть? (всё сами сказали)

- Тогда давайте подберём проверочные слова,  используя алгоритм к зуб, глазки (зубы, глаза)

Алгоритм рассуждения. (2 мин)

1.В слове   …  орфограмма парный согласный на конце/ (в середине) слова.

2. Подберём проверочное слово: … , в нём отчётливо слышится звук […], значит пишем букву …  .

- Запишем сначала проверочное, а потом проверяемое слово.

(зубы- зуб, глаза- глазки)

- Как связаны эти слова с режимом дня? ( утром и вечером чистим зубы и умываемся)- картинки.

Физминутка

Льётся чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём

Крепко щёткой зубы трём.

-Какие задачи сейчас решали? (все три)

  1. Закрепление по теме. (10 мин)

Задание 

-Как вы думаете,  какое задание я для вас приготовила? (вставить нужные парные согласные буквы)

-Какая орфограмма во всех словах? (парные согласные)

   шуру(п,б),  рука(в,ф)чик,  ито(г,к),   бука(ш,ж)ка, ни(з,с)кий, ука(з,с)ка.

- Давайте проверим, какие буквы вставили?

-Кому было легко?

-У кого были затруднения?

       -Какие задачи решали, выполняя это упражнение? (подбирали провер., правильно записывали слова)

- У кого ещё возникли трудности    с подбором проверочных слов?

- Если есть трудности, то что надо делать? (их преодолевать)

.

.

Задание 

На стенах прикреплены слова: (7мин)

 Н…винка, т…нул, с…лач, м…сной, ст…на, заря…ка. (это слово «зарядка»)

-Для чего надо делать зарядку? ( получить заряд бодрости, энергию, чтобы проснулись утром и на занятиях не зевали, а активно работали)

- У вас на парте есть конвертик. Посмотрите содержимое. Что там заметили? (набор слов и среди них есть «зарядка»)

- Какое задание я для вас приготовила? (составить предложение- пословицу, работаем в паре)

«Кто день пропустил зарядку, тот на день постарел».

-Запишите  пословицу в тетрадь. Подчеркните орфограмму в слове зарядка. Подберём проверочное слово. (зарядочка) 

На зарядку дружно встали,

Мы опять сидеть устали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный.

От души мы потянулись

И за парты вновь вернулись.

-Какие задачи решали,  выполняя это задание? (находили орфограмму, подбирали проверочное, правильно записали)

-Исходя из режима дня, какое время  предпочтительно   для зарядки? (показать картинку)(утро)

- Посмотрите на картинки- это режимные моменты. Разложите их в правильной последовательности.

-Что ещё может  быть в данном режиме дня? (3мин)

- Для чего необходимо соблюдать режим дня? (чтобы организм привыкал к постоянству, чтобы хватало время и на дела, и на развлечения, сохраняются силы и здоровье, чтобы меньше уставать и лучше учиться)

 

-У коми народа есть на этот счёт пословица:

«У человека самое ценное здоровье» ( коми пословица)

-Как объясните  смысл этой пословицы? (здоровье нельзя купить за деньги, его можно сохранять и укреплять)

Итог урока

- С какой орфограммой работали?

- Как избежать ошибок при написании слов с парными согласными?

-Какие задачи мы решали в ходе урока?

  1. Рефлексия: (2мин)

У вас на партах есть лесенка.

Раскрасьте значок на той ступеньке, где вы себя представляете в данный момент,

                                               

                                                       

 

  3 задачи

     

    2 задачи  

                                           

    1 задача            

                                                                       

                                                                   

           

-Кто думает, что  при решении этих же 3 задач в дальнейшем  больше не будет испытывать затруднений  - раскрасит значок сверху.

-Кто думает, что остались сомнения, но может решить 2 задачи из 3, раскрашивает значок посередине.

-Кто думает, что остались сомнения, но может решить  1 задачу из 3, -раскрашивает значок  снизу.

Вывод. У большинства ребят значок раскрашен посередине, значит, отсюда какой вывод можно сделать? ( надо продолжать работать по теме)

                  -Спасибо за работу на уроке.

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".

Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе  Тема: Звонкие и глухие  парные согласные в середине слова перед согласными и на    конце слова. Учитель начальных ...

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"

С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные

материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...