Тема урока ; "Непроизносимые согласные в корне" "Кто играет с нами в прятки"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тимофеева Татьяна Михайловна

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему Непроизносимые согласные в корне слова по программе 1 - 4.  Учебник русского языка автор Зеленина, Хохлова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus.yaz_.3klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

                       «Полднёвская СОШ»  

Урок русского языка на тему:

«Написание слов с непроизносимыми согласными»

                                             

                                             Урок  подготовила и провела

                                                                            учитель  3 класса

                                                                            Тимофеева Татьяна Михайловна

  1. 2007-

Тема: « Написание слов с непроизносимыми  согласными»

Цели. Формировать  умение проверять написание слов с  непроизносимыми                  

            согласными; развивать  орфографическую зоркость, речь, внимание.  

Оборудование. Рисунок  корабля, острова; листки – «паруса»; карточки  с названиями острова, с буквами в, д, л, т, с текстами; ребус.

                                            Ход  урока.

  1. Организационный  момент.

II.      Сообщение темы урока.

Учитель.  Сегодня  на  уроке мы посетим Необитаемый остров. Правда, этот остров  не совсем  необитаем, на нём проживают  согласные, которые любят играть с людьми в прятки.

 Вы спросите, как мы попадём на этот остров? Предлагаю  отправиться в путешествие  на корабле. Но для того чтобы  подняться на палубу этого корабля, необходимо правильно записать число  в тетрадях и объяснить написание изученных  орфограмм.

III.Чистописание.

Учитель прикрепляет на доску рисунок корабля.

У. Вот  мы на  палубе. Теперь – вперёд покорять трудности, которые нам будут встречаться  на  пути. Вот каким будет  первое  испытание.

                                                                                Б     К              Х     М

                                                                          В      Д              Т      Н

           На парусе корабля 4 столбика букв   З      С              Ц      В                        

                                                                           Л     Ф              Ч      Р

 -  Рассмотрите  внимательно  буквы в  каждом столбце  и  найдите «лишнее». Именно их  мы будем писать.

Дети. Это буквы   л, д, т, в.

У.Докажите свою точку зрения.

Д. В первом столбике – парные  согласные, л – непарный согласный. Во втором столбике – глухие  согласные, д- звонкий согласный.

В третьем  столбике – непарные  глухие  согласные, т – парный  согласный. В четвёртом  столбике – непарные звонкие  согласные, в- парный звонкий  согласный.

IV. Словарно – орфографическая  работа.

  1. 1 -

У.Отправляемся в путь. Первый вариант будет располагаться на левом борту, второй вариант – на правом борту. Левый борт подмигните мне левым глазом. Правый борт, помашите мне правой рукой. Полный вперёд! Поднять паруса!

 На доске:

 

               Левый борт  

         Правый борт

        ледок

         моря

        паруса

       корабль

      снежки

       стоянка

        волна

солёный

водичка

морской

весёлая

холодная

резкий

ночной

  1. Итак, на какие правила эти слова?

Д. Безударные гласные  в корне слова.

У.   В какой части  слова находятся эти  орфограммы?

Ответы детей.

-  Левый борт, найдите  слово, в котором буквой я  обозначаем один звук  /А/.

Д.Моря.

У. правый борт найдите  однокоренное слово.

Д.Морской.

У. Что вы можете сказать о написании слова в однокоренных словах?

Д.Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

У. А теперь каждый найдёт на своём парусе «лишнее» слово.

Д.На левом борту «лишнее» слово – «корабль». На правом борту слово «резкий».

У. И с этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные.

V.Знакомство с новым  материалом.

У.Плавание продолжается полный вперёд!  На горизонте остров!

( Учитель прикрепляет на доску  картинку с островом)

- Предлагаю приветствовать остров.  Каким словом обычно приветствуют при встрече?

                                     - 2 -

Д. Здравствуй.

У. Давайте поприветствуем остров все вместе.

                           Какой удивительный остров!

                           Как  ярко светит  ….

                                               

Д.Солнце.

   У. Как  радостно бьётся …

Д.Сердце.

                 ЗДРАВСТВУЙ

                        СОЛНЦЕ

                    РАДОСТНО

                     СЕРДЦЕ

На доске:                           

У.Прочитайте слова, написанные на карточках. Что их  объединяет  между собой?

Д.В середине каждого из этих слов имеется по нескольку  согласных.

У. Произнесите данные слова так, как  мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные в середине слова хорошо слышны?

Д.Нет.

У.Произнесите слова по очереди, сравните с написанием. Какой согласный не произносится, а буква пишется?

Д.В слове «здравствуй» не произносится /в/, но буква пишется.

- В слове «солнце» не  произносится  / л /, но буква пишется.

- В слове «сердце» не произносится / д /, а буква пишется.

-В слове « радостно» не произносится / т /, а буква пишется.

У.Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните непроизносимые согласные.

Дети выполняют задание.

- Перечислите согласные, которые в этих словах пишутся, но не произносятся.

Д.Согласные в, д, л, т.

У.В какой  части слова находятся эти согласные?

Д.В корне слова.

У.Как называются согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся?

Д. Непроизносимые согласные.

У.Вот мы и узнали обитателей этого острова.

Учитель прикрепляет название острова на доску.

- Как проверить непроизносимые согласные в корне слова?

                             - 3 -

Д.Чтобы проверить непроизносимые согласные в корне слова, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки чётко произносятся.

У. Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными. Обоснуйте свой  выбор.

солнцу

солнышко

солнечно

здравие

здравствуйте

здоровье

радость

радостно

радостный

сердечко

сердца

сердчишко

На доске:

Д.Для слова «солнце» проверочными будут слова «солнышко» и «солнечно».Для слова «здравствуй» - «здравие» и «здоровье».Для слова «сердце» - «сердечко».

У.Запишите проверочные слова в тетрадь.

Дети выполняют задание.

У.Как называются согласные, которые в корне слова не произносятся, но пишутся?

Д.Непроизносимыми.

У.Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Д.Подобрать однокоренные слова, в которых согласные звуки чётко произносятся.

Физкультминутка.

У.На доске написаны слова на разные правила. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы «плывёте».Если в слове нет непроизносимых согласных, вы выполняете прыжок.

Земля, якорь, поездка, известняк, дожди, счастливый, туча, звёздный.

На доске:

Дети выполняют задание, сопровождая его указанными движениями.

VII.Словарная работа.

                                              - 4 -

У.Сегодня на уроке мы открыли для себя новый остров в океане Букв. Можно сказать, что это для нас радостное событие, счастливый радостный день. Каким близким по значению словом можно  заменить эти выражения?

Д.Праздник.

Учитель прикрепляет карточку со словом»праздник» на доску.

У.Сколько в этом слове согласных звуков и сколько букв?

Д.Шесть согласных букв, но пять звуков.

У.Какой звук в этом слове непроизносимый?

Д.Звук /д/

У.Как проверить слово «праздник»?

Д.Не можем проверить.

У.Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить, следует запомнить его написание. Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроизносимую согласную в корне.

Дети выполняют задание.

- Подберите однокоренные слова к слову «праздник».

Д.Отпраздновать, праздничный, празднично.

У.Запишите  эти слова в тетрадь.

Дети выполняют задание.

- Что можно сказать о написании корня?

Д.Во всех словах корень пишется  о                                                            

VIII. Закрепление.

У. Положите перед собой листочки с текстами. Прочитайте задание.

Дети читают текст.

Наступил в..сёлый праздник. П…года ясная. Солнце льёт св..и горячие лучи. На ул..цах н..род. Счастливые люди п..ют в..сёлые песни. Радостно встр…чают праздник школьники. Всем весело.

Спишите только те предложения, где встречаются слова с непроизносимыми согласными.

- Что необходимо сделать?

Д .Списать предложения, в которых есть слова с непроизносимыми  согласными.

У. Найдите слова с непроизносимыми согласными.

Д. Праздник, солнце, счастливые, радостно.

У. Подберите проверочные слова.

Д. Солнце – солнышко, счастливые – счастье, радостно – радость.

У.Написание какого слова с непроизносимым согласным надо запомнить?

Д.Праздник.

                                          - 6 -      

У.Как этот текст можно озаглавить?

Выслушиваются предложения детей.

- Теперь вы можете выполнять письменное задание.

Дети списывают предложения.

IX.Итог урока.

У. Наш корабль взял курс домой. Отгадав ребус, вы узнаете название корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.

Нарисовано:       ,,,                                                      , ,

                букет    .    нота РЕ . в букве Е  (ст).              веник.

На доске:

Д.Буревестник.

У . Какая согласная в слове непроизносимая?

Д .Согласная   / Т/.

У. Подберите проверочное слово.

Д. Весть.

У .Как называют обитателей острова на котором мы побывали?

Д.Непроизносимые согласные.

У. Почему их так называют?

Д.При произношении их не слышно.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Д.Подобрать проверочные слова, в которых эти согласные чётко слышатся.

  1. Домашнее задание.

                                           

        - 7 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне"

Данный урок проводится с целью формирования у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"

Проверочная работа по русскому языку 2 класс "Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная в корне слова"...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...

Литературная мозаика «Герои Г.Х.Андерсена. Кто играет с нами в прятки?»

Внеклассное мероприятие по литературному чтению...