Развитие речи младших школьников.
методическая разработка по русскому языку по теме

Cущенко Татьяна Викторовна

Памятки по обучению изложению, сочинению. Классификация ошибок. Работа над ошибками. Нормы оценок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Памятки для учеников:                                           стр.

- «Как подготовиться к изложению».        3

- «Как работать над кратким изложением».        3

- «Как составить текст-повествование».        3

- «Как составить текст- описание».        4

- «Как составить текст-рассуждение».        4

- «Описание неодушевленного предмета».        4

-«Описание животного».        5

- «Описание растения».        6

- «Портретное описание человека или сказочного персонажа».                                                                              6

- «Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж)».                                                                              7

- «Описание сюжетного рисунка (изображено несколько персонажей)».                                                                          8

2. Памятки для учителей:

- «Схема построения урока обучения изложению».           9

- «Схема построения урока обучения сочинению по картине».                                                                                  9

- «Работа над ошибками», схема построения урока.        10

- Памятка для учителя и ученика «Исправление ошибок в тексте сочинения».                                                                11

- «Виды ошибок».        12

- «Нормы оценок».        18

Как подготовиться к изложению.

  1. Прочитай внимательно текст.
  2. Определи его тему (о чём говорится в тексте).
  3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
  4. Составь план.

- Раздели текст на части.

- Выдели главное в каждой части.

- Озаглавь каждую часть.

5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.

6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.

7. Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8. Напиши изложение.

9. Проверь работу.

Как работать над кратким изложением.

  1. Прочитай рассказ.
  2. Определи тему.
  3. Раздели рассказ на части.
  4. Выдели главное в каждой части.
  5. Сократи каждую часть.
  6. Напиши изложение кратко.
  7. Проверь работу.

Как составить текст-повествование.

  1. Определи, о чём  будешь рассказывать (какова тема текста)?
  2. Какая мысль в рассказе будет основной?
  3. Как лучше озаглавить текст?
  4. С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться в вводной части)?
  5. О чем ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)?
  6. Как можно закончить рассказ (какой будет заключительная часть)?
  7. Озаглавь текст и напиши его.
  8. Проверь работу.

Как составить текст-описание.

  1. Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать. Что хочешь показать в своем тексте?
  2. Выдели признаки предмета.
  3. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
  4. Озаглавь текст и напиши его.
  5. Проверь работу.

Как составить текст-рассуждение.

  1. Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
  2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
  3. Вывод.
  4. Озаглавь текст и напиши его.
  5. Проверь работу.

Описание неодушевленного предмета.

  1. Какой предмет изображен на рисунке.
  2. Какого цвета этот предмет или его части.
  3. Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане?
  4. Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый …; свойства: красивый, полезный).
  5. Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться)?
  6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)?
  7. Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы иметь).
  8. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть…).

Описание животного.

  1. Какое животное изображено на рисунке?
  2. Какого  цвета это животное или его части?
  3. Что оно делает, его поза?
  4. Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане?
  5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный, хищный, домашний, дикий…).
  6. Какая у него морда?
  7. Какое у него настроение, какой характер.
  8. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…).
  9. Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
  10. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).

Описание растения.

  1. Какое растение изображено на рисунке?
  2. Какого цвета это растение или его части.
  3. Где растет это растение, что ты видишь на заднем плане?
  4. Какое время года художник изобразил на рисунке?
  5. Особенности этого растения: размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный.
  6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные).
  7. Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
  8. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).

Портретное описание человека

или сказочного персонажа.

  1. Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке?
  2. Из какой он сказки?
  3. Что он делает, его поза?
  4. Его возраст?
  5. Какое у него лицо (морда)?
  6. Какое у него настроение, какой характер?
  7. Во что он  одет, какого цвета его одежда?
  8. Где находится персонаж, что ты видишь на заднем плане?
  9. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…).
  10.  Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы встретиться, поиграть, подружиться).
  11.  Твое отношение к этой картине (нравится, приятно на нее посмотреть).

Описание сюжетного рисунка

(изображен один персонаж).

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Что он делает?
  3. Как он делает, с каким настроением?
  4. О чем он думает, говорит,  поет?
  5. В какой позе он нарисован?
  6. Какое у него лицо (морда)?
  7. Его возраст?
  8. Какое у него настроение, какой характер?
  9. Во что он одет, какого цвета у него одежда?
  10. Где находится персонаж?
  11. Какое время года изображено на рисунке?
  12. Что нарисовано ближе всего к тебе?
  13. Что находится в центре картинки?
  14. Что ты видишь на заднем плане?
  15. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные).
  16. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, помочь ему, поиграть, подружиться).
  17. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
  18.  О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок.

        Описание сюжетного рисунка

(изображено несколько персонажей).

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Что они делает?
  3. Что делает первый персонаж?
  4. Как он делает, с каким настроением?
  5. О чем он думает, говорит,  поет?
  6. В какой позе он нарисован?
  7. Какое у него лицо (морда)?
  8. Его возраст?
  9. Какое у него настроение, какой характер?
  10. Во что он одет, какого цвета у него одежда?
  11. Что делает второй персонаж?
  12. Как он делает, с каким настроением?
  13. О чем он думает, говорит,  поет?
  14. В какой позе он нарисован?
  15. Какое у него лицо (морда)?
  16. Его возраст?
  17. Какое у него настроение, какой характер?
  18. Во что он одет, какого цвета у него одежда
  19. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, помочь ему, поиграть, подружиться).
  20. Где находятся эти персонажи?

       21. Какое время года изображено на рисунке?

  1. Что нарисовано ближе всего к тебе?
  2. Что находится в центре картинки?
  3. Что ты видишь на заднем плане?
  4. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные).
  5. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
  6.  О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок.

Схема построения урока обучения изложению.

Цель:

Задачи:

а) образовательные:

б) развивающие:

в) воспитательные:

оборудование:

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

  1. Оргмомент.
  2. Вводная беседа.
  3. Обучение написанию изложения.
  1. Чтение текста (учитель или учащиеся).
  2. Анализ содержания.
  3. Работа над планом.
  4. Языковой анализ текста, либо его пересказ.
  5. Орфографическая подготовка.
  6. Запись изложения.
  7. Самопроверка или анализ изложения.
  1. Итог урока.

Схема построения урока обучения сочинению по картине.

Цель:

Задачи:

а) образовательные:

б) развивающие:

в) воспитательные:

                                 

                                 

оборудование:

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

  1. Оргмомент.
  2. Вводная беседа.
  3. Обучение написанию сочинения.
  1. Беседа по картине.
  2. Коллективное составление плана.
  3. Устное описание картины по плану (с использованием опорных слов).
  4. Запись сочинения детьми (формы индивидуальной помощи).
  5. Самопроверка и анализ сочинения детьми
  1. Итог урока.

Схема работы над ошибками,

допущенными в изложении (сочинении).

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Сообщение общих результатов выполненной работы. Показ (чтение) лучших работ.
  3. Работа над ошибками:

- ошибки, связанные с неточной передачей содержания (фактические ошибки). Работа над их исправлением.

- ошибки, допущенные в построении текста, последовательности изложения содержания.

- ошибки в употреблении слов (повторы слов, неудачное употребление слова в тексте).

- ошибки в написании слов, оформлении предложений.

  1. Письменные упражнения.
  2. Итог работы.

Памятка для ученика

«Исправление ошибок в тексте сочинения».

  1. Прочитайте сочинение и ознакомьтесь с замечаниями учителя.
  2. Выполните замечания по содержанию:

Z – красная строка (измените, если нужно, части текста: их порядок, количество предложений в каждой части, начните писать с красной строки);

Г – неверное определение границ предложений;

П – повторение слов (заменить повторы);

Н – неудачное слово или предложение (замените другим словом или составьте новое предложение);

1, 2, 3 – неудачный порядок слов (измените порядок слов);

Ф – фактическая ошибка (найдите слова, которые написаны с ошибкой; выполните работу над ошибками);

V – пропуск слов или предложения (впишите пропущенное слово или предложение).

Т – не поставлены точки в конце предложения (поставьте точки).

3. Напишите после исправления второй вариант сочинения.

        

.

Виды ошибок.

Примеры.

Способы исправления.

Лексические ошибки.

1

Неоправданные повторы слов.

У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, у нас мышей нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается.

Повторяющиеся слова заменить местоимениями, другими словами.

2

Употребление слов в неточном, не свойственном им значении.

В тот день была оттепель, было 6 градусов мороза.

Слово «оттепель» означает плюсовую температуру

3

Нарушение традиционной общепринятой сочетаемости слов.

Моё детство проходило в болотной местности.

Нужно в «болотистой»; «болотный» и «болотистый» – паронимы.

4

Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, могут быть определены как стилистические.

Мы с мамой ходили в Большой театр на балет «Лебединое озеро». Какая чудесная музыка, какие танцы! Всё как в сказке!  Никогда не забуду этого мероприятия.

Последнее слово было бы уместно в деловом тексте, в канцелярском стиле, но не в воодушевленном, эмоциональном рассказе.

5

Употребление диалектных и просторечных слов и оборотов речи.

Обратно пошел дождь.

Вперед всех к речке прибежал Вова.

Опять пошел.

 Быстрее всех, раньше всех.

Морфологические ошибки.

1

Пропуск морфем.

Он часто выглядал в окно.

Выглядывал.

2

Образование формы мн.ч. имен существительных, которые употребляются в ед.ч.

Коля съел два супа.

Две тарелки супу, или супа.

3

Употребление косвенных падежных форм личных местоимений без «н» в начале слова.

Саша спросил у её.

Пойдём вместе с им.

Надо: у неё.

Надо: с ним.

4

Использование диалектных и просторечных форм.

Они хочут.

Ихняя мама.

Пришёл без пальта.

Они хотят.

Их мама.

Пришёл без пальто.

Синтаксические ошибки.

1

Ошибка в глагольном управлении – предложном и беспредложном.

Все радовались красотой природы.

Радоваться – чему? а не чем? : радовались красоте, а лучше – любовались красотой.

2

Ошибки в согласовании прилагательных, причастий с именами существительными (сказуемого с подлежащим, глагола с именем существительным, с определяемым словом – существительным).

Пришла зима, началась долгие морозы.

На вершине сосны бегала и прыгала две белочки.

Мама с сыном приехала из города.

Пришла зима, началась метель.

На вершине сосны бегала и прыгала белочка.

Мама приехала из города с сыном.

3

Неудачный порядок слов в предложениях, искажающий или затемняющий смысл.

Котенок стал тонуть, он плавать не мог.

Лучше: Котёнок не умел плавать, он стал тонуть.

Предупреждение ошибок: проговаривание, самоконтроль. Пишущий должен войти в роль слушателя.

Восстановление деформированного текста.

4

Несоотнесенность местоимений.

Петя бросился на помощь Мише, а Клава кричала ему: «Осторожнее!»

Кому «ему»- неясно, предложение нуждается в перестройке.

5

Местоименное удвоение подлежащего.

Петя – он был самый сильный среди ребят.

Петя - был самый сильный среди ребят.

6

Употребление глаголов, не соотнесенных по виду и времени.

Незнакомец входит в комнату и поздоровался.

Тучи сгущались, чернели (несовершенный вид), и наконец полил (совершенный вид) дождь.

Видовременная соотнесенность требует тщательного смыслового анализа текста.

7

Неумение находить границу предложе

ния: неоправданное деление сложного предложения на простые.

Дворник когда подметал двор. Он сломал ростки тополя.

8

Очень длинное предложение, включающее несколько смысловых предложений.

Охотник однажды шёл по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков.

Логические  ошибки.

1

Повторы фактов, событий.

2

Пропуски чего-то существенногою.

Коля внимательно смотрел на поплавок. Сильным  рывком удочки он вытащил серебристую рыбку из воды.

Здесь после первого предложения следовало сообщить: Вдруг тот дрогнул и косо ушёл под воду. «Клюёт», - понял мальчик.

3

Нарушение причинно-следственных связей.

Лето было сухое и жарокое. На полях созревал богатый урожай.

В данном случае можно сделать вставку между первым и вторым предложениями:

Но земля была хорошо обработана, удобрена, дождь прошёл вовремя, и…

4

Нарушение временной последовательности, если это не вызвано смысловыми целями.

Охотник однажды шёл по лесу.  Из чащи вышла медведица с медвежатами.  Медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался. Охотник спрятался на дереве. В это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков.

5

Употребление несоотносимых вещей, понятий разных уровней в одном ряду.

Летом Ванька купался в речке, а днем ходил с дедом за грибами и ягодами.

Летом и днём – несоотносимые понятия.

Композиционные ошибки.

-неудачное построение вводной или заключительной части сочинения (или их неоправданное отсутствие);

- длинные или, наоборот, слишком краткие части сочинение;

- существенные отклонения от темы, отвлекающие внимание читателя;

- слабая аргументация в рассуждении, недостаточность посылок, доказательств;

- неоправданное отклонение от заранее составленного плана.

Нормы оценок.

При оценивании учебных достижений учащихся необходимо ориентироваться на письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.1998г.

При проверке творческих работ во 2-3 классах выставляется одна общая оценка.              

В 4 классе – две оценки: первая – за содержание и речевое оформление, вторая

 - оценивает грамотность. Отрицательные оценки выставляются только в контрольной работе, обучающие изложения (сочинения) оцениваются положительно.

При оценке содержания и речевого оформления необходимо учитывать следующие наиболее типичные  недочеты:

- несоответствие теме, искажения исходного текста (изложения);

- внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;

- неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.

Оценка «5» («отлично») – правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы сочинения, отсутствие недочетов в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, орфографических ошибок, не более 1-2 исправлений, одной речевой неточности.

Оценка «4» («хорошо») – правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема сочинения, но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также не более 2-х орфографических и одной пунктуационной ошибки, 1-2 исправлений.

Оценка «3» («удовлетворительно») – некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы сочинения; допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, бедности словаря, не более 5 недочетов в содержании и построении текста, 3-5 орфографических ошибок и 1-2 исправления.

Оценка «2» («плохо») – значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы сочинения: пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразный словарь, допущено более 6-ти речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста, более 6-ти орфографических  и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится 4-балльная система цифровых оценок – «отметок». Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Вводится оценка за «общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и др.). Эта отметка ставится как дополнительная и в журнал не вносится.

Таким образом, в тетрадь  (и в дневник) учитель выставляет две отметки: за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе»).  (Например: 5/4). Снижение  оценки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

"Развитие речи младших школьников"

Отчёт по теме самообразования....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....


 

Комментарии

Cущенко Татьяна Викторовна

Памятки для учащихся и учителя.