Пропедевтическая работа с учащимися 1 классов
статья по русскому языку (1 класс) по теме

В статье представлен опыт работы по подготовке первоклассников к работе с тестами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения. Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления уровня знаний учащихся  на основе определенных критериев и действий. 

В наши дни дидактическая наука ориентирована на деятельностные технологии, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Введение данных технологий обучения в школьную практику возможно лишь при условии систематического отслеживания результатов обучения и развития учащихся. Общепринятой формой такой диагностики является тестирование.
      Тест от англ. – проба, испытание. Использование тестов позволяет  удобно проводить контроль, дающий возможность определить, насколько ученик справился с теми требованиями, которые предъявляет школьная программа.
     Тесты отличаются от привычных форм проверки знаний и  являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики.
      Тест характеризуется следующими особенностями:
- относительной простотой процедуры и необходимого оборудования;
- непосредственной фиксацией результатов;
- возможностью использования как индивидуально, так и для целых групп;
- удобством математической обработки;
- кратковременностью;
- наличием установленных стандартов (норм);
- объективностью (сведения о состоянии знаний соответствуют их количеству и качеству и не зависят ни от субъекта, ни от объекта контроля).
       Такую форму диагностики знаний учащихся  я решила ввести в первом классе, начав с периода обучения грамоте. Это было вызвано не только тем, что в 1классе отсутствует критерий оценивания знаний с помощью отметки: в этот период используется только устная оценка учителя. Самым  важным было научить малышей не только понимать (а это очень трудно), но и следовать указаниям инструкции. Таким образом, мне представлялась возможность  подготовить учеников к тестированию во втором классе.

     Особенность  тестирования в период обучения грамоте заключалась в том, что учащиеся только  стали участниками учебного процесса. Тем не менее, уже с первых недель возникла необходимость отслеживания уровня усвоения знаний, учета сформированности умений и навыков.  Решено было начать обучение умениям применять свои знания с тестов. Это дало мне возможность детально проверить усвоение  учащимися каждого блока изученного материала.

     Из имеющихся форм тестовых заданий я выбрала задание с выбором одного или нескольких правильных ответов (очень небольшое по объему). Здесь  была выделена разновидность -  выбор правильного ответа по принципу: один -  правильный. Поэтому в каждый мини-тест входит только одно задание. Проводится он в виде игры. В это время идет смена видов деятельности на уроке, ребята работают самостоятельно. Мы учимся  применять знания на практике.

      Текст задания напечатан на карточке, читает его учитель. Несколько раз я пробовала, чтобы хорошо читающие дети озвучивали текст инструкции. Сразу хочу отметить, что чаще всего эти попытки заканчивались тем, что инструктировал повторно учитель, т.к. большая часть учащихся задание после первого чтения не понимала. Ребята с удовольствием работали в парах и проверяли работу соседа по парте. Немаловажную роль играло  последующее обсуждение выполненного задания. Навыки самоконтроля и умение находить и  исправлять допущенные ошибки начали формироваться именно в этот период.  

     Примеры  тестов.

1.Обведи синим карандашом «лишнюю» пару букв. Объясни свой выбор.

Г-к, д-т, а-я, в-ф, ж-ш.

2. Обведи красным карандашом строку букв, в которой написаны только гласные буквы, докажи свой выбор.

А) а, о, ы, у, н    

 Б) а, о, у, ы, и

                                                     

 а, о, ы, у, н    

  а ,о, у, ы, и

 (Пришлось убрать буквенное обозначение строк: буквы отвлекают внимание учащихся!)

3. Обведи простым карандашом букву, которая «заблудилась». Объясни, почему ты так считаешь.

К, и, п н, т.

4. Заштрихуй зелёным карандашом строку, в которой все согласные звуки мягкие:

то, ми, ню

лё, ся, ки

     После фронтального обсуждения правильности выбранного ответа есть возможность продолжить работу с заданием теста, если это соответствует теме урока. Например, к тесту №4 можно задать вопрос: «Почему ты выбрал именно эту строку? Какой ещё согласный звук может быть в первом слоге вместо твёрдого согласного звука [т]?»

       Таких тестов может быть множество, нужно только менять комбинацию слогов или букв.

Вот пример более сложного теста со словами:

5. Подчеркни синим карандашом строчку слов, в которых все согласные звучат твёрдо:

Аист, ворон, сова.

Аистёнок, воронёнок, совёнок.   

        Или вариация этого же теста, но уже с целью проверки других знаний:

6. Подчеркни простым карандашом строчку слов, в которой во всех словах есть суффикс:

 Аист, ворон, сова.

Аистёнок, воронёнок, совёнок.   

       Этот вид  проверки знаний очень хорошо использовать на этапе рефлексии, ведь задания предполагают проверку не только практических умений учащихся, но  и проверяют уровень сформированности учебных действий.

       Таким образом, у меня появилась возможность кроме непосредственной фиксации результатов  учащихся наглядно продемонстрировать родителям уровень усвоения знаний,  умений применять эти знания на практике. Родители приветствуют проведение такого вида работ. Для них стало возможным дома (по желанию) устранять пробелы в знаниях. А это, в свою очередь, позволило мне  вести мониторинг знаний, умений и навыков учащихся  с первых дней обучения и появилось основание для составления рекомендаций родителям. По окончанию  периода обучения грамоте были составлены памятки и даны  конкретные рекомендации родителям каждого ученика.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пропедевтическая работа психологической службы по подготовке учащихся 1 ступени к поточному обучению"

В данной презентации рассматриваются задачи, принципы. направления работы психологичской службы по  по сопровождению поточного обучения,  а также пропедевтическая работа на 1 ступени по подг...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

Индивидуальные особенности учащихся (Работа с учащимися сильных учебных возможностей)

Индивидуальные особенности учащихся (Работа с учащимися сильных учебных возможностей)...

Предметно -практическая деятельность в работе с учащимися классов особый ребенок

Этот материал может быть использован учителями, воспитателями коррекционных учреждений в работе с детьми с ОВЗ....

План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов

План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов...