Правописание суффиксов ик и ек.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Залесова Елена Вячеславовна

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России". Знакомит с суффиксами –ик, -ек, со способами действия при выборе гласных в суффиксах –ик, -ек; развивает мышление, умение делать выводы на основе наблюдений; воспитывает активность, аккуратность, внимательность. Урок может быть использован в других УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_suffiksov.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание суффиксов –ик, -ек.

Цели: 1. Познакомить с суффиксами –ик, -ек, со способами действия при выборе гласных в суффиксах –ик, -ек.

2. Развивать мышление, умение делать выводы на основе наблюдений.

3. Воспитывать активность, аккуратность, внимательность.

Ход урока:

1.Орг.момент.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам в прок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы правильно писать.

Все за пары тихо сели

И на доску посмотрели.

2. Минутка чистописания.

Что нас ждёт?

Для чего нужна минутка чистописания?

Какие буквы будем использовать? Что можете сказать о них?

Откройте тетради, сядьте правильно.

Оформите запись и пропишите минутку чистописания.

3. Новая тема.

(На доске записаны слова: зима, петух, река, пила, замок)

Кто скорее всех узнает,

Что слова объединяет?

Их внимательно прочтите,

Что в них общего найдите.

(Имена существительные, ед.число, неодуш., нарицат., во всех словах есть безударная гласная)

А если есть безударная гласная, что с ней нужно делать? (проверять)

Как проверить безударную гласную?

А какое слово можно исключить из этого ряда и почему?

(разные варианты: петух – одушев., замок – все согл. твёрдые, пила – употребляется как сущ. и гл.)

 Давайте запишем слова с доски в тетрадь в уменьшительно-ласкательном значении (по цепочке) Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную

(с объяснением)

Зимушка Какая часть слова помогла образовать новое слово?

Что такое суффикс? Выделите суффикс.

петушок, речушка, пилочка,

замоч..к  (на доске карточка)

Знаем ли мы точно какую букву писать? Почему?

Значит это что?

Орфограмма

Выбор

                                   

Как же быть?

Что нужно, чтобы открыть замочек?

Может нам ключик поможет? (на доске карточка – ключ..к)

Какая буква вызывает сомнение? Как называется такая орфограмма? Какое правило знаем о проверке безударной гласной? Поможет это правило нам? Почему?(безударная гласная в суффиксе)

Какая тема урока? Что будем выяснять? (работа в схеме)

Почему так бывает: в одном слове пишется суффикс -ик, а в другом -ек? Когда же писать -ик, а когда -ек?

Орфограмма

Выбор

                                                                        ?

                                           -ЕК-                             - ИК -

Посмотрите на данный ряд слов. Прочитайте.

(карточки на доске)

Кузнечик, мячики, камушки, орешек, мячик, кузнечики, орешки, камушек.

На какие 2 группы можно распределить эти слова.

(распределяем и наблюдаем)

Сравните два столбика (ед.ч. и мн.ч.)

Можно ли сказать, что в каждой паре родственные слова? Почему?

Что интересного заметили?

Значит, что нужно сделать, чтобы правильно выбрать гласную в суффиксе?

(дополняется схема знаками)

     Сейчас я прочитаю вам сказку, которая поможет вам запомнить это правило.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщи ком - вернее, А" всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять слова с суффиксом -ек, глас ный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек - платочка - платочку

  (схема)

4. Физминутка.

5. Закрепление.

Работа у доски по цепочке с объяснением.

Лучик, стульчик, кусочек, пальчик, платочек, одуванчик, комочек, грибочек, сыночек.

6. Самостоятельная работа по карточкам.

7. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Если при изменении формы слова сущ. с суффиксом  - ек или –ик гласная выпадает в суффиксе пишем…?

А если гласная не выпадает, то пишем …?

Резерв.

степной                              

заморозки

пень

ходит

закипит

Учащиеся на доске стрелочками соотносят слова со схемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК» Урок русского языка в 3 классе

 «Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»Урок русского языка в 3 классеЦели:познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;учить делать умо...

Сценарий урока русского языка по теме: "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". (Начальная школа XXI века)

Урок проведён во втором классе с использованием деятельностного метода....

Повторение правописания суффиксов

1.    Расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы; 2.    Создать условия для формирования ум...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"

Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих.Цель урока: организовать работу по знакомству с правилом написания суффикса – ок- в сл...

Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....