Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Минзанова Светлана Викторовна

Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_no3.docx22.18 КБ
Файл prilozhenie_no1.docx16.36 КБ
Файл prilozhenie_2.docx22.9 КБ
Файл prilozhenie_3.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание суффиксов –а-, -о-  в наречиях с приставками.

Класс: 4

Учебник: А.В.Полякова «Русский язык» 4 класс (часть 2)

Цели: 1. Формирование представлений о правописании суффиксов –а-, -о- в   наречиях с приставками

            2.Развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы

Задачи: 1. Продолжить освоение способа действий при решении орфографических задач в написании наречий

              2. Формировать способность использования данного способа действия

              3. Развивать самостоятельность мышления, речь, орфографическую зоркость

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Ход урока:

  1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

  1. Актуализация опорных знаний.

А) Словарная работа ( запиши ответ одним словом)

- Делать бельё гладким при помощи горячего утюга (гладить)

-Дуть, обдувать, развеваться на ветру (веять)

-Прикреплять или скреплять что-либо при помощи клея (клеть)

-Испытывать сильнейшие отрицательные чувства по отношению к кому-либо, чему-либо (ненавидеть)

- Издавать звук овцы или козы (блеять)

- Поступать справедливо, без обмана (честно)

Б) Самопроверка (по словарю учебника), заполнение карты самоконтроля (Приложение 1)

В) Какое слово лишнее в данном ряду и почему? (честно-т.к.это наречие)

Г) Теоритическая разминка ( в тетрадях проставить знаки «+»-если согласны с моим утверждением  и «-»-если не согласны)

-Наречие -служебная часть речи

- Наречие - неизменяемая часть речи

- Наречие обозначает действие предмета

-Наречие отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как?

- Наречие можно просклонять и проспрягать

-Наречие обозначает место действия, время действия, образ действия, степень качества)

Ответы: -  +  -  + -  +

Проверка ответов с доски и заполнение листа самоконтроля.

Д) Сделайте вывод. Что такое наречие?

Сегодня мы продолжим знакомство с этой частью речи. А чтобы сформулировать тему урока, выполним следующие задания.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Задание 1.

А) Распредели слова на группы по частям речи, вставляя пропущенные орфограммы (работа в парах)

На доске: ве…л, замоч…к, справ…, платоч…к, глад…л, бле…л, занов…, кле..л, луч..к,  ненавид…л, издавн…, нож…к, налев…

(Проверка в паре, одна из пар работает у доски)

Б) Написание каких безударных гласных вы можете объяснить?

(- суффиксов –ек-, -ик- у имён существительных. Суффикс –ек- пишется если гласный в косвенных падежах выпадает, суффикс –ик- если гласный сохраняется.

- написание безударной гласной у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л- - перед суффиксом –л- у глаголов в прошедшем времени пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед суффиксом –ть)

В) Как объяснить написание безударных гласных на конце наречий? (мнения детей расходятся)

( заполнение листа самоконтроля)

Чтобы найти истину сделаем задание 2

Задание 2

А) Выполним морфемный разбор наречий.(работа по цепочке у доски)

-Наречие-неизменяемая часть речи. Значит какая часть слова отсутствует? (окончание)- ставим значок нулевого окончания.

- Находим корень. Для этого подбираем.. (родственные слова)

-Выделяем оставшиеся части слова (приставку и суффикс)

-В какой части слова оказалась безударная гласная? (в суффиксе)

А вот теперь сформулируем тему урока и запишем её в тетрадь.(дети вставляют пропущенные слова)

«Правописание ______________ –а-,-о- в наречиях с ___________»

  1. Работа над новым материалом.

А) Сообщение ученика.

Из истории языка известно, что когда-то краткие прилагательные склонялись также, как слова среднего рода (например: окно). И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок (в-, на-, -за, из-, до-, с-) пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно. 

Проверим наречия из задания 1.

Издавна (из окна), заново (за окно), справа (с окна), налево (на окно)

Б) Запомни рифмовку и алгоритм написания суффиксов –а-, -о-

 ( Приложение 2)

5. Закрепление (работа у доски по цепочке)

А) С помощью приставок из-, до-, с-,в-, на-, за- образуйте от данных прилагательных наречия (работай по алгоритму)

Приставка

Прилагательное

Наречие

До-

тёмный

дотемна

На-

чистый

начисто

За-

простой

запросто

Из-

редкий

изредка

В-

левый

влево

С-

новый

снова

Б) Упр.215(устно) стр.11

(заполнение листа самоконтроля)

В) Выборочный слуховой диктант  (самостоятельная работа).

Ученики зачитывают наизусть отрывки из сказок А.С.Пушкина, в тетрадь выписывают только наречия с приставками. (Приложение 3)

В тетрадях: направо, налево, издалеча, снова, накладно.

  1. Итог урока. Оценка работы учащихся.

С какой орфограммой познакомились на уроке?

Какое правило надо знать, чтобы правильно писать суффиксы –а-, -о- в наречиях с приставками?

Какая рифмовка помогала?

  1. Рефлексия. (Приложение 1)
  2. Домашнее задание упр.212, 214 стр.10-11

Карту самоконтроля учащиеся сдают учителю. После проверки учитель выставляет оценки каждому ученику за работу на уроке.( по количеству правильно выполненных заданий)



Предварительный просмотр:

Приложение №1                                        

                                                                                                     Карта самоконтроля

Выполняемая работа

Количество выполненных заданий

                        Оценка

(ставится учителем после проверки)

1. Записал(а) словарные слова без ошибок

….. из 6

2. Дал(а) ответ на вопрос учителя (за ответ ставь «+»)

……… ответ(ов)

3.Теоритическая разминка

…. из 6

4. Правильно распределил(а) слова по частям речи

…. из 13

5. Правильно определил пропущенную орфограмму

… из 13

6. Работал(а) у доски

7. Самостоятельная работа (проверяет и оценивает учитель)

*. Количество набранных баллов

                                                                                          Рефлексия (итог работы).

Выбери одно слово из скобок и подчеркни его.

1. На уроке я работал(а)  - (активно/пассивно)

2. Материал урока мне был – (понятен/непонятен)

3. Урок для меня показался- (коротким/длинным)

4. Закончи предложение: Сегодня я узнал(а)__________________________________________________

Фамилия ученика:______________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Суффиксы наречия –о- и –а-

Можно проверить «правилом окна».

В-, На-, За-: в окно, на окно, за окно!

Из-, До-, С-: из окна, до окна, с окна!

                                                          Алгоритм написания суффиксов –а- и –о- в наречиях с приставками.

             Слово

                                                                                         

Определяю приставку

   Приставки

    В-, На-, За-

Приставки

Из-, До-, С-

Пишу суффикс -О

Пишу суффикс -А



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Поп говорит Балде: “Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье”.

Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.

Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка, 2 класс. "Правописание корней и суффиксов имён существительных"

Цели:способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков  грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной куль...

Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...

Презентация урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Программа А.В.Поляковой 3 класс. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает различные виды работы: в группах, парах, индивидуально, предполагает ведение листа самооценки с фиксацией ...

Урок русского языка . 4 класс.Тема: Правописание суффиксов наречий.

Тема: Правописание суффиксов наречий. Урок 4 класс....

Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. "Приставка и суффикс"

Технологическая карта урока  русского языка 3 класс. Учебник (УМК):Т.Г. Рамзаева . Русский язык 3 класс. Тема урока:  Приставка и суффикс.Тип урока: урок изучения нового материалаО...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование ум...