Склонение прилагательных женского рода
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Дугина Валентина Михайловна

Разработка урока по русскому языку в 4 классе по системе Л.В.Занкова На тему " Склонение прилагательных женского рода с твердой основой". Использован учебник  "Русский язык" 4 кл. под редакцией А.В.Поляковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sklonenie_pril._zh._r.zip9.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа»

Вейделевского района Белгородской области

Урок русского языка

в 4 классе на тему

«Склонение имен прилагательных

женского рода с твердой основой»

(система Л.В. Занкова)

 

Подготовила учитель начальных классов

МОУ «Вейделевская СОШ»

Дугина В.М.

Урок русского языка в 4 классе

Тема:  Склонение прилагательных женского рода с твердой основой.

Цель: учить правильно писать ударные и безударные окончания имён прилагательных женского рода с твёрдой основой ;

- учить определять падежи имен прилагательных;

- развивать умения правильно писать окончания имен прилагательных женского рода, определять падежи имен прилагательных

- способствовать развитию умений выбирать эффективные  способы  решения  орфографической  задачи, формированию навыков  орфографического самоконтроля и самооценки, обогащению словаря учащихся,

- упражнять в решении графико-каллиграфических задач; содействовать формированию УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);

- содействовать воспитанию внимательного отношения к слову, навыков учебного сотрудничества.

Методические приёмы: фронтальный теоретический опрос, работа по индивидуальным карточкам, работа со словарными словами, работа в группах, в парах,  взаимопроверка, самопроверка.

Ход урока.

1. Организационный момент:

(Личностные УУД: воспитание  любви к родному языку,  родному краю, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения.

 Регулятивные УУД: волевая  саморегуляция)

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

- Ребята, я рада снова видеть ваши милые лица, любопытные глаза, добрую улыбку. И я думаю, что сегодня на уроке вы порадуете нас своими ответами.

2.Актуализация опорных знаний.

(Личностные УУД: действие смыслообразования

 Регулятивные УУД: волевая  саморегуляция)

             Регулятивные УУД: проведение учениками самооценки, самоконтроля)

- К доске по карточкам пойдут работать:

Карточка 1. Просклонять по падежам словосочетание морозная зима, выделить окончания.

Карточка 2. Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.  

С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.

- Пока ребята будут работать по карточкам  запишите словосочетания  и определите падеж прилагательных :

Морозная ночь, холодной порой, ледяной горки, сильной метели, снежную зиму.

Проверьте , правильно ли вы справились с заданием.

- Что общего вы заметили в словосочетаниях?

- Как вы думаете что здесь лишнее? Объясните свое предположение.

3. Минутка чистописания.

(Личностные УУД: заинтересовать учащихся в приобретении, расширении знаний и способов действий.

 Регулятивные УУД: проведение учениками самооценки, самоконтроля)

- А сейчас у нас минутка чистописания. С какой целью мы ее проводим?

Прочитайте слова и скажите , какое лишнее.

Часто, лестница, справа

Догадайтесь какую букву мы будем писать. Она обозначает непроизносимый согласный звук в лишнем слове.

- Эту букву мы будем писать с двумя гласными буквами, которые являются суффиксами в наречиях.

- Запишите, продолжив закономерность.

Тооа  Тт  тоооаа  Ттт

То же слово , да не так бы молвить.

- Прочитайте пословицу, как вы понимаете ее смысл?

        

4. Словарная работа.

          (Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

 Познавательные УУД: решение грамматико-орфографической задачи; овладение логическими действиями анализа и сравнения).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Но в этом слове потерялись гласные буквы. Догадайтесь, какое это слово.

ГРЖДНН

- Что можете сказать об этом слове. А как вы понимаете значение этого слова?

Гражданин-это лицо, принадлежащее постоянному населению данного государства. Пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

-Найдите слово  в орфографическом словаре, запишите, подчеркните орфограммы   и составьте предложение.

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

 (Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

 Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю.)

- А сейчас мы с вами по группам проведем соревнование . Какая группа больше придумает подходящих имен прилагательных к данным существительным.

1 группа – звезда

2 группа – ночь

3 группа – игрушка

4 группа –  снежинка

-Проверим ,как вы справились с заданием.

- Что общего вы заметили?

- Каждая группа выберет два прилагательных . Измените прилагательные и поставьте в д.п., р.п., т.п., п.п.

Проверим. Что вы заметили? Давайте сделаем вывод.

6.Закрепление  новых знаний и способов действий.

(Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю.)

 Работа с учебником.

- А сейчас самостоятельно выполним упражнение 277 на с 45. Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. Кому не понятно?

А теперь обменяйтесь с соседом тетрадью и проверьте выполнение работы у своего товарища.

7. Физминутка.

(Личностные УУД: укрепление  здоровья младших  школьников.)

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети.

А потом все встали

Великанами стали.

8.Обобщение новых знаний и способов действий.

(Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации; формулирование доказательств, выводов; умение выражать свои мысли. Коммуникативные УУД: фронтальная работа, работа  в группах.)

Выборочное списывание.

Прочитайте текст. Выпишите из текста имена прилагательные вместе с существительными от которых они зависят, определите падеж.

Синицу легко узнать по желтой грудке и черной шапочке на голове. Зимой она прилетает из леса ближе к жилью людей. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птичке.

-Ребята, а как нужно помочь птицам зимой?

- Составьте и запишите небольшой рассказ о зимующих птицах, используя имена прилагательные.

9. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:

(Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организация рефлексии по применению нового способа действия.)

Работа с тестами

10. Домашнее задание: с. 46, упр. 279.

11. Рефлексия:

(Коммуникативные УУД:  умение выражать свои мысли)

- Сегодня на уроке я узнал…….

- Сегодня на уроке я научился ……..

- Мне было интересно  ………

- Я испытывал затруднения …………

Приложение.

Карточка 1.

Просклонять по падежам  морозная зима,  выделить окончания.

Карточка 2.

Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.  

С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. 

Карточка 3.

Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.  

Зима завалила деревню пушистым снегом.

 Карточка 4.

Просклонять по падежам  сильная пурга,  выделить окончания.

Карточка 5.

Определи падеж имен прилагательных.

За большой поляной (             ),

сыпучего снега          (             ),

морозному утру         (            ),

крепким льдом            (           ),

снежную зиму          (              ).  

Карточка 6.

Определи падеж имен прилагательных.

Чистой речке      (               ),

прозрачную воду  (            ),

русская березка      (           ),

дремучему лесу      (           ),

молодым дубом      (           ).

Карточка 7.

Вставь пропущенные окончания, определи падеж прилагательных.

Было ясн…   летн…  утро. Светило ярк…   солнце. По син… небу

плыла легк… тучка. С ближн… поля поднялись криклив…  гуси.

Карточка.

Определите падеж прилагательных.

Мы лежали в зелён… траве. На широк… лужайке цветут пёстр…

 цветы. Вот красн…  мак. Около дороги син… колокольчик. В его

голуб… чашечке пчела. Вот прыгает зелён… кузнечик. К жёлт…

лилии  подлетел шмель.

Выборочное списывание.

Прочитайте текст. Выпишите из текста имена прилагательные вместе с существительными от которых они зависят, определите падеж.

Синицу легко узнать по желтой грудке и черной шапочке на голове. Зимой она прилетает из леса ближе к жилью людей. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птичке.

Используемая литература.

1. Волина В.В. «Весёлая грамматика». – М.: Знание, 2001г.

2.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – Москва «Просвещение», 1994 г.

3. Фролова Л.А. Русский язык. Тесты. 4 класс.  – Изд-во АСТ-Астрель .Москва, 2003 г.

Фефилова Е.П., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. – Москва. Изд-во ВАКО,2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

Предмет: Русский язык с элементами интеграции Тема: « Склонение прилагательных женского рода»

Построение урока позволяет в интересногй и доступной форме объяснить тему урока, развивает интерес к чтению....

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Склонение имён прилагательных женского рода.

Рабочий урок в 3 классе по теме " Склонение имён прилагательных женского рода" по программе "Школа России". Разноуровневые задания....

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

презентация к уроку русского языкав 4 классе по теме: "Склонение прилагательных женского рода"

Данная презентация позволяет открыть тему: "Склонение прилагательных женского рода" в 4 классе по развивающей системе Л.В.Занкова...