Урок русского языка в 1 классе по теме "Повторение слогов и ударения".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Травкина Юлия Александровна

Методические рекомендации и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka.zip489.78 КБ

Предварительный просмотр:

повторение слогов и ударения

(методические рекомендации)

Учитель: Травкина Ю.А.

ГБОУ СОШ 998

УМК «Школа 2100»

Цели: углубить знания учеников о слогах и роли ударения; продолжить работу над словарными словами и каллиграфически правильным почерком.

Ход урока

I. Организационный момент.

Запись даты в тетради.

II. Упражнение в чистописании (с. 7 тетради).

Живёт спокойно – не спешит,

На всякий случай носит щит

Под ним, не зная страха,

Гуляет черепаха.

Вот микрофон она взяла

И песни петь вдруг начала.

1. – У нас в гостях две черепахи, у них в лапках – микрофоны.

– Нарисуйте черепашек и микрофоны на первой строке. Придумайте черепашкам клички.

2. – Напишите буквы и слоги.

– В чём закономерность этих соединений? (Повтор предыдущих и добавление новой буквы.)

3. – Прочитайте слова и объясните их значение.

(Астра – цветок; алмаз – драгоценный камень; аквариум – стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб; боб – растение; бубен – ударный музыкальный инструмент.)

– Запишите слова, подчеркните в них «опасные» места.

– Какое правило надо помнить при написании слов алмаз, боб?

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды,

Будешь грамотным и ты.

4. Самоконтроль.

Черепашки так смешны,

В микрофон поют они.

Только песня чуть слышна:

«А-а-и-а-и-о-и-а»,

А потом лишь «Бе» да «Бя»,

Ничего понять нельзя.

Чтобы нам их подбодрить,

Будем буквы им дарить

Самые красивые.

Провода сейчас протянем,

Микрофоны мы достанем.

Дети соединяют лучшие буквы с микрофонами черепах.

II. Словарная работа.

Разгадай кроссворд (коллективно.)

1. Столица нашего государства. (Москва.)

2. Как назвать одним словом: огурец, морковь, капуста? (Овощи.) 

3. Очень умная машина. (Компьютер.) 

4. Пассажирский транспорт. (Автобус.) 

5. Папа. (Отец.) 

– Запишите слова в тетрадь по алфавиту, учитывай первую букву: автобус, компьютер, Москва, овощи, отец.

2. – Расставь ударение, подчеркни гласные буквы.

– Определи количество слогов в словах. Как вы определите количество слогов в словах?

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

III. Сообщение темы и цели урока.

– Прочитайте тему на с. 13 учебника.

– Вы видите схемы человечков-звуков. Какая из них является главной в этой теме? (Схема гласного звука.) 

IV. Актуализация опорных знаний.  

1. Ответы на вопросы учебника, с. 13.

Учитель читает вопросы, а желающие дети отвечают на них. Алфавит сначала рассказывают хором, а потом по одному все желающие.

– Зачем нам нужно знать алфавит?

2. Беседа по рисунку, с. 13.

– Как обезьянка понимает слово ударение?

– Что такое ударение?

– Какие звуки слышит обезьянка, когда играет на барабане? (Неречевые.) 

– Где надо искать ударение? (В словах.) 

3. Беседа о важности ударения.

– А так ли важно уметь правильно ставить ударение в словах?

Дети высказывают своё мнение.

– Послушайте сказку «Волшебник ударение».

Волшебник ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замóк и сказал:

– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк, и возник Зáмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки  и сказали:

– Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые проворные Бéлки.

Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало ударение по словам, и вот уже вместо атлас получился атлáс, вместо капель – капéль, вместо дорóга – дорогá, гóрода – городá. И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

V. Повторение знаний о слогах и ударении.

1. Упражнение 13, с. 14. Последовательная работа по заданию.

– Кто нарисован на доске? Как назвать их одним словом?

Выполнение упражнения на доске одним учеником.

Животные, звери: бéлка, лóшадь, зéбра, корóва, лось.

Птицы: синица, цáпля, сорóка, воробéй, ворóна.

– Поставьте ударение, подчеркните ударные слоги.

Физкультминутка

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмём;

Сядем, пальчики встряхнём.

Очень много мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнём –

И опять писать начнём.

2. Упражнение 14, с. 15. Самостоятельное выполнение.

Два ученика работают на закрытой доске, коллективная проверка и самопроверка (сверить с доской).

3. Работа по рисунку, с. 14–15.

– Рассмотрите рисунок на с. 14–15. Какое задание дал Карандаш своим ученикам?

– Кто из учеников догадался? (Львица Эля.) 

4. Игра «Цветы».

На доске прикреплены открытки (рисунки) с цветами. Нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух слогов, из трёх и т. д.

Мак, роза, сирень, астра, ландыш, гвоздика, лилия, фиалка, незабудка, магнолия.

5. Грамматическая сказка.

Как из слогов слова получались

Вы уже знаете, что в прекрасной стране Азбуковедения живут гласные и согласные. Они очень дружат между собой. Согласные во всем соглашаются с гласными.

Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи: образуется слог и согласные начинают разговаривать. Правда, слог может состоять и из одной буквы, обязательно гласной, а из согласной – никогда: плохо звучит согласная, когда одна.

Очень красивым, певучим открытым бывает слог, когда букв две: первая согласная, а рядом с ней гласная. Но когда встает после гласной ещё одна согласная и букв становится три, пение через некоторое время обрывается. Так образуется закрытый слог. Бывает в слоге и больше букв, но гласная всегда только одна.

Открытые слоги очень музыкальны. Их можно петь хоть целый день. А вот закрытые долго петь нельзя, так как поются только гласные, а в закрытом слоге гласные закрыты с обеих сторон молчаливыми согласными.

А когда слоги собираются вместе, то получаются слова.

6. Составление поговорки из слогов.

– Вот и мы сейчас с вами попробуем составить из рассыпанных слогов поговорку о весенних месяцах.

Март   ап     во     рель     дой     тра

май     вой   зой    гро

(Март – водой, апрель – травой, май – грозой.)

– Назовите односложные слова, двусложные.

– Назовите открытые и закрытые слоги. Почему их так называют?

V. Итог урока.

– Что значит поставить ударение в слове?

– Как определить ударный слог? (Выделить голосом один из слогов.)

– Запомните стихотворение:

Мы в слове слог ударный

Найдём элементарно

Тот слог ударным мы зовём,

Запомни, если хочешь,

Который мы произнесём

Сильнее всех и громче.

– Как определяется количество слогов в словах?

– Прочитайте вывод в тетради на с. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка, 1 класс, "Ударение"

Презентация содержит задания на дифференциацию по ударному слогу, исправление ошибок с проверкой, выбор слова по заданному признаку....

урок русского языка 1 класс ударение

открытый урок по теме "Ударение"...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС "Безударные гласные в корне, проверяемые ударением"

Цели:1.Формировать навыки проверки безударных гласных в корне слова изменением числа и при помощи подбора  однокоренных слов.2.Развивать умение распознавать предложение в структуре текста, ...

Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...

Тест по русскому языку 1 класс "Гласные звуки, слог, ударение"

Тестовая работа для первоклассников (период обучения грамоте), тема "Гласные звуки, слог, ударение"...

Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"

На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание...

План - конспект по русскому языку, 1 класс, УМК "Школа России", тема: «Ударение. Словообразующая роль ударения»

Цели деятельности учителя: формирование умений осмысления словообразующей роли ударения в словах. Планируемые результаты Предметные:Знать: словообразующую роль ударения в словах;Ум...