Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie._udarnyy_slog.pptx2.08 МБ
Файл udarenie._udarnyy_slog.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс

Слайд 2

Орфографическая разминка Парк , ( М,м ) урка , уш …, ч…. йник , ( М,м )… сква , щ … ка , лыж…, мал…чик , дев…ч(?) ка , ( М,м )ария.

Слайд 3

СТРЕЛКИ и ГВОЗДИКИ

Слайд 4

Ударение. Ударный слог. Выяснить роль ударения в словах. ОМОГРАФЫ

Слайд 5

кружки

Слайд 6

замки

Слайд 7

стрелки

Слайд 8

плачу

Слайд 9

Косит косец, а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит. В ведёрко руки окуни, Не бойся: это окуни.

Слайд 10

ОМОГРАФЫ Косит косец, а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит. В ведёрко руки окуни, Не бойся: это окуни.

Слайд 11

ПРОВЕРКА 1. Вода, море. 2. Пенал, доска. 3. Петух, баран. 4. Зеркало, вешалка. 1. Река, роща. 2. Столы, парта. 3. Индюк, карась. 4. Лестница, комната.

Слайд 12

Жучка громко лаяла. – Воробей поймал жучка . Село Ясное стоит на берегу реки. – Красное солнце село за рекой. Возьми соли и соли суп.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему:

 «Ударение. Слоги ударные».

Цели:

• Актуализировать знания об ударении.

• Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов-омографов.

• Научить:

— различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов;

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

УУД:

Познавательные умения:

— определять постановку ударения на примере слов-омографов;

— различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— проверять правильность выполненного задания при работе в паре.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные для партнёра высказывания.

Предметные умения:

— выполнять деление слова на слоги;

— определять ударный слог.

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

–  Все друг дружке улыбнулись,

Лень прогнали, подтянулись.

Ладошка к ладошке,

Мы вместе, дружок!

Теперь потихоньку начнём наш урок.

– Запишите число, классная работа.

Минутка  чистописания

2. Орфографический диктант.

Ребята послушайте слова

– Парк, Мурка, уши, чайник, Москва, щука, лыжи, мальчик, девочка, Мария.

Прочитайте слова. Какие орфограммы обнаружили? Приготовились. (учитель читает слова)
-Найди и подчеркните слова, которые нельзя разделить для переноса.(парк, уши)
-Над каждым словом цифрой карандашиком обозначьте количество слогов в каждом слове. А как узнать, сколько в слове слогов?

3. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте отрывок из текста.

- В школе проходил КВН. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова СТРЕЛКИ и ГВОЗДИКИ и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные.

Один мальчик нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди. А у другого на рисунках были стрелки-указатели и красивые цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов: «Почему так получилось?»

- А вы как думаете? (Предположения детей.)

Капитаны не растерялись, объяснили все, как надо. Только они об этом должны были раньше догадаться – в этом и был подвох.

- Догадаться о чем? (О том, что в каждом написанном слове скрыто два таких, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, так как ударение в этих словах падает на разные слоги: стрЕлки – стрелкИ, гвОздики – гвоздИки.)

- Сформулируйте тему и цель урока. (Ударение. Ударный слог. Будем учиться ставить ударение в словах).

4. Актуализация знаний.

–Тема нашего урока: «Ударение».

– Скажите, мы встречались уже  с таким понятием?

– А что оно означает?

–Мы встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но  само правило,  что такое ударение и какова  его роль в русском языке мы еще не изучали.

5. Изучение нового материала

-Чтобы добиться поставленной цели, давайте для начала выполним   задание. 

6. Работа по теме урока. Работа по учебнику.

Упр. 126, с.86

- Прочитайте строки стихотворения Я.Козловского. Как называют слова, которые одинаково пишутся, но поизносятся по-разному? (Омографы). – Знаете ли вы такие слова?

Упр.127(с.86)

- Пополнить наш словарный запас словами-орфограммами помогут задания сегодняшнего и последующих уроков.

- Прочитайте пары слов. В чем их сходство и различие? Составьте предложения со словами любой пары.

7. Физминутка

8.  Первичное закрепление.

- Упр. 128 (с.86). Прочитать задание.

- Прочитайте друг другу стихи Я.Козловского.

- Какие слова мы одинаково пишем, но по-разному слышим? Почему?

- Трусить- ехать мелкой рысью, неторопливо бежать.

- Рассмотрите рисунки. Что делает мальчик? Как называю его в предложении? Прочитайте предложение про мальчика. Каким изображен зайчишка? Прочитайте про него предложение. Прочитайте третье предложение. Что это? (Стихи).

- Спишите стихи. Поставьте в словах знак ударения. Объясните, какую роль в слове выполняет ударение. (В зависимости от того, на какой слог падает ударение, меняется значение слова).

- Как называется слог, на который падает ударение? (Ударныый)

- Как отличить ударный слог от безударного? (Ударный слог произносится сильнее и четче других).

Игра «Следопыт».

- Прочитайте сообщение профессора Самоварова в учебнике на с.87. Что в наших рассуждениях мы не отметили?

9. Выполнение задания на карточке

Игра «Кто быстрее»

-Работа в паре. Между собой распределяют столбики слов. По сигналу в паре начинают расставлять ударения в словах. Кто быстрее справится с заданием, то и победит. Взаимопроверка с обменом тетрадями. Награждение победителей).

10. Рефлексия.

- (По заданию. Самостоятельная работа).

– Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.

– На какие звуки в слове падает ударение – на гласные или согласные? Как произносится ударный гласный?

– Какова его роль в русском языке?

– Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и  продолжите предложение:

1. Я повторил на уроке…

2. Мне понравилось…

3. Мне не понравилось…

4. Кто, по-вашему, хорошо работал…

5. Кто мешал…

6. За что ты можешь себя похвалить…

7. За что ты можешь себя поругать…

8. Я для себя на уроке узнал…

11.Домашнее задание: с.87, упр.130



Игра «Кто быстрее?»

  1. Вода, море.
  2. Пенал, доска.
  3. Петух, баран.
  4. Зеркало, вешалка.
  1. Река, роща.
  2. Столы, парта.
  3. Индюк, карась.
  4. Лестница, комната.

Игра «Кто быстрее?»

  1. Вода, море.
  2. Пенал, доска.
  3. Петух, баран.
  4. Зеркало, вешалка.
  1. Река, роща.
  2. Столы, парта.
  3. Индюк, карась.
  4. Лестница, комната.

Игра «Кто быстрее?»

  1. Вода, море.
  2. Пенал, доска.
  3. Петух, баран.
  4. Зеркало, вешалка.
  1. Река, роща.
  2. Столы, парта.
  3. Индюк, карась.
  4. Лестница, комната.

Игра «Кто быстрее?»

  1. Вода, море.
  2. Пенал, доска.
  3. Петух, баран.
  4. Зеркало, вешалка.
  1. Река, роща.
  2. Столы, парта.
  3. Индюк, карась.
  4. Лестница, комната.

Прочитай предложения. На какой слог падает ударение  в выделенных словах? Обозначь этот слог дугой.

Жучка громко лаяла. – Воробей поймал жучка.

Село Ясное стоит на берегу реки. – Красное солнце село за рекой.

Возьми соли и соли суп.

Прочитай предложения. На какой слог падает ударение  в выделенных словах? Обозначь этот слог дугой.

Жучка громко лаяла. – Воробей поймал жучка.

Село Ясное стоит на берегу реки. – Красное солнце село за рекой.

Возьми соли и соли суп.

Прочитай предложения. На какой слог падает ударение  в выделенных словах? Обозначь этот слог дугой.

Жучка громко лаяла. – Воробей поймал жучка.

Село Ясное стоит на берегу реки. – Красное солнце село за рекой.

Возьми соли и соли суп.

Прочитай предложения. На какой слог падает ударение  в выделенных словах? Обозначь этот слог дугой.

Жучка громко лаяла. – Воробей поймал жучка.

Село Ясное стоит на берегу реки. – Красное солнце село за рекой.          Возьми соли и соли суп.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Ударение. Определение ударного слога"

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий...

Тренажёр по русскому языку на тему "Учимся находить ударный слог в словах"

Тренажёр предназначен для учащихся первого класса, анимирован, красочно оформлен, содержит теоретический и практический материал. Используя этот тренажёр дети быстрее могут научиться ставить в словах ...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Деление слов на слоги", 2 класс

Цель урока- формирование умения делить слова на слоги.Задачи- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к умению делить слова на слоги;- формировать умения работать в парах;- формировать умения сра...