Урок русского языка во 2 классе по теме "Ударение. Определение ударного слога"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Буренок Ольга Николаевна

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burenok_o.n._urok_russkogo_yazyka.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Ударение. Определение ударного слога»

Номинация «Предметы начальной школы»

Буренок Ольга Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ п.Мирный

Клетнянского района

Брянской области.

Презентация к уроку: https://yadi.sk/i/p5UJ2VAdciBrY

Класс: 2

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель урока: создание условий для систематизации  и совершенствования знаний об особенностях ударения русского языка.

Задачи урока:

- уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;

- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;

- развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к изучению языка;

- воспитывать взаимопомощь, аккуратность, внимательное отношение к слову;

-сохранять и укреплять здоровье обучающихся.

Оборудование:

-мультимедийный проектор;

-компьютер;

-презентация; 

-демонстрационные карточки со схемами слов;

-карточки и схемы для работы в группах;

-карточки для самостоятельной работы;

-электронное приложение к учебнику.

Ход урока:

  1. Орг. момент. (Слайд №1

(Авторский приём, основанный на методе «хохочущих» фотографий А.Чалого)

-Ребята, похлопайте в ладоши те, у кого сегодня настроение такое же, как и на вашей фотографии.

-Поделитесь со мной своим настроением. Чему вы сегодня рады?

-У меня тоже сегодня отличное настроение, я рада видеть вас здоровыми и весёлыми. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи, ведь с маленькой удачи начинается иногда большой успех.

  1. Орфографическая разминка.

На доске записаны слова:

             

                                С…сна

                            Гр…чи

                            Б…леть

                            М…сной

                            Гн…здо

                            Кр…сивый

                            Гр…бы

                            П…нал

-Начнём урок с орфографической разминки. Посмотрите, какие слова я приготовила сегодня.

-Что общего у всех слов? (Орфограмма-безударная гласная)

-Какое слово назвали бы «лишним»? (Пенал) Почему?

-Давайте вспомним, как мы проверяем безударные гласные? (Хором правило)

-Возьмите веер и начнём вставлять буквы.


  1. Минутка чистописания.
  1. Самоопределение буквы.

-А сейчас нам понадобятся зоркие глазки и чуткие ушки, чтобы найти букву для минутки чистописания. Готовы?

-Наша буква находится в слове, которое отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает звонкий мягкий согласный звук. (Это буква «эль»)

-Похлопайте в ладоши те, кто согласен с ….(Настей) -Проверим.(Открываю обратную сторону доски)

         2.   Установление последовательности написания букв.

                  Ла ля Ло лё Лу лю Лы ли Лэ ле

                -Посмотрите внимательно и определите, как вы

                  продолжите написание букв до конца строки?

  1. Самомассаж рук, правила красивого письма.

  1. Написание букв в тетради.

  1. Действие самоконтроля и самооценки.

-Возьмите зелёную ручку и отметьте самые красивые буквы, которые у вас получились.

-Что вы можете рассказать о букве «эль»?

  1. Словарно-орфографическая работа.
  1. Упражнение «Буквы убежали».

- А сейчас поработаем с непроверяемыми безударными гласными, из которых «убежали» буквы к вам на парты. У кого буква для слова «машина» и т.д.? (Тот, у кого нужная буква, выходит к доске и вставляет её в слово)

М…шина

Яг…да

П…льто

За…ц

В…р…бей

Сах…р

Т…традь

Уч…ник

  1. Игра «Метко в цель»

-А теперь постреляем метко в цель. Готовы?

-Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

-Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.

-Найдите слово, в котором 2 слога.

-Найдите слово, которое начинается с гласного звука.

-Найдите слово, которое заканчивается на звонкий  всегда мягкий согласный  звук.

-Как бы вы загадали оставшееся слово «машина»?

(Дети ищут слова, выходят к доске и отмечают их разноцветными магнитами)

  1. Дыхательная гимнастика.
  1. Ах, какой ароматный цветок!
  2. Ныряние в парах.

  1. Постановка учебной задачи и самоопределение к деятельности.

1.Возникновение проблемной ситуации.

(Авторский приём, основанный на методе «разноцветных фигур» профессора Базарного)

- Я загадала очень интересное слово. Чем оно интересно, узнаете попозже, а сначала соберём его.

-Жёлтый треугольник, зелёный круг, красный квадрат, синий круг, красный квадрат. (ЗАМОК)

-Шепните мне на ушко, какое слово у вас получилось.(Приём Ш.Амонашвили- подхожу к каждому, ребёнок шепчет слово)

-Что-то я ничего не поняла: некоторые назвали слово, обозначающее этот предмет(зАмок) (слайд №2), а некоторые- этот предмет(замОк). Почему так получилось?

2.Обсуждение затруднений.

-Как произнесли это слово дети, которые представили этот рисунок? (зАмок)  

-А как произнесли дети, которые представили этот рисунок? (замОк)

-Чем же отличаются эти слова? (Ударением)

-Кто помнит ещё такие же слова, которые пишутся одинаково, а различаются произношением, ударением? (Слайды № 3-5)

-Такие слова называются омографы, с ними вы будете работать в старших классах.

3.Самоопределение к деятельности.

-А кто же догадался, о чём сегодня у нас  пойдёт речь на уроке? Чем будем заниматься? А нужно ли нам это? Зачем?

  1. Работа по теме урока.
  1. Актуализация ЗУНов об ударении.

-Вы сказали правильно, что тема нашего урока «Ударение». С ударением мы познакомились ещё в 1 классе. Кто помнит, что такое ударение? (Это выделение голосом одного из слогов в слове)

-Как же правильно определить ударный слог в слове? (Для этого нужно позвать слово).

-Давайте вспомним, как это делается. (Интерактивная игра «Правильно расставь ударение в словах»). (Слайды №6-7)

  1. Упражнение в постановке ударения. (Фронтальная работа с классом)

-А теперь поработаем в тетради. Давайте соберём слова из рассыпавшихся слогов и запишем их.

На доске- анаграммы.

ВАР СА  МО(САМОВАР), ШИН  КУВ (КУВШИН),  НИ  СУП ЦА (СУПНИЦА), МАС  КА  ЛЁН (МАСЛЁНКА), РО СКО ДА ВО (СКОВОРОДА), ВШКО (КОВШ).

-Назовите одним словом то, что мы записали. (Посуда)

-Какую ещё посуду знаете?

-Расставьте ударение над словами. (Самостоятельно работают в тетради)

-Скажите, вы над всеми словами поставили ударение? (Нет, не поставили над словом «ковш») Почему?(1 слог)

Проверка (работа со схемами).

(Используется здоровьесберегающий приём- обучение в режиме зрительных горизонтов. Для этого схемы слов располагаются на задней стене класса, поэтому для работы с ними дети поворачиваются периодически то вперёд, то назад, меняя при этом «ближнее-дальнее» зрение)

-Скажите, какая схема подходит к 1 слову? Ко 2 слову? К 3 слову? К слову «маслёнка»? к слову «сковорода»? и т.д.

-К какой схеме не оказалось слова? Попробуем подобрать слова к этой схеме.

-Тетради закрыли, положили на край стола.

  1. Гимнастика для глаз. (Слайд №8)
  2. Продолжение работы над темой урока.
  1. Работа в группах (разноуровневые задания)

(Дети выходят из-за парт и работают в группах на коврике в зоне отдыха класса).

-А сейчас поработаем в группах. О чём мы должны помнить? (об умении договариваться)

1 группа(базовый уровень): выбрать правильно карточку с названием игрушки. (мячи́к, мя́чик; со́бака, соба́ка, собака́; де́льфин, дельфи́н).

2 группа(повышенный уровень): узнать, какую игрушку хочет каждая из девочек. (У кукол –схемы, у детей- слова: барабан, кубики, конструктор, кукла)

  1. Беседа о правильной речи и знакомство с орфоэпическим словарём.

(Беседа проходит здесь же, на коврике, стоя- режим смены динамических поз)

-Скажите, а зачем нужно уметь правильно ставить ударение, произносить правильно слова в соответствии с ударением?

-Конечно же, правильная и красивая речь- это признак культуры, грамотности, образованности человека.

-Кто знает, как правильно произнести это слово? (показываю карточку, а потом переворачиваю с ударением). А это слово? И т.д.

ПОНЯЛ  ПОНЯЛА  ЗВОНИТ  ТОРТЫ  БАНТЫ ЩАВЕЛЬ ДОГОВОР  КРАСИВЕЕ

-Постарайтесь запомнить произношение этих слов и не допускать ошибок в своей речи.

3.   Домашнее задание.

-Я приготовила карточки со словами, над которыми вы

дома правильно расставите ударение. Скажите, а где вы

сможете узнать правильное произношение этих слов? (У

родителей, в интернете, в библиотеке)

-Да, в библиотеке есть специальные словари (показываю), они называются орфоэпическими. В таких словарях показано правильное произношение слов. Поэтому надёжнее, правильнее и точнее будет пойти в библиотеку, взять такой словарь и расставить правильно ударение.

4.Контроль усвоения знаний и умений (самостоятельная работа).

-Ну, а чтобы узнать, насколько хорошо вы научились определять ударный слог, выполним самостоятельную работу. Распределите слова по корзинкам.

( У детей- индивидуальные карточки со словами, работают самостоятельно).

Проверка (электронное приложение к учебнику Канакиной «Помоги лосям спуститься на землю»)

-Покажите жестом, кто выполнил всю работу без ошибок.

-Кто допустил две ошибки? Три?

  1. Итог урока. Рефлексия.
  1. Релаксационное упражнение  «Водопад».

-Сядьте удобно, положите голову на парту, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте, что вы стоите под высоким водопадом, но вместо воды на вас падает тёплый ровный свет. Он покрывает вашу голову, плечи, руки, всё тело. Проснулись.

  1. Подведение итогов урока.

-Похлопайте в ладоши те, кому очень понравился наш урок.

-Что понравилось больше всего?

-Выполнение каких заданий вызывало затруднение?

-У кого сегодня что-то получилось лучше, чем вчера?

-Что-то новое для себя вы сегодня узнали на уроке?

-Кого из ребят нашего класса можем похвалить за работу на уроке?

  1. Самооценка и запись домашнего задания.

-Кто считает, что за урок заслужил отметку «5»? «4»? Аргументируйте свою отметку.

(Выставляем отметки в дневник и записываем домашнее задание)

  1. –Покажите жестом ваше настроение сейчас. Я желаю, чтобы таким ваше настроение оставалось до конца рабочего дня.
  1. Рефлексия для гостей.

-Уважаемые гости, а вам понравился наш урок?

-Всё ли вам было понятно?

-А можно мы это проверим?

-Прочитайте данное выражение так, чтобы его значение было верным:       СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...

Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...

технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Слог. Перенос слов"

В технологической карте представлена подробная методическая разработка урока  по теме "Слог.Перенос слов" с использованием презентационного материала по теме. Урок разработан в системно...

Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"

На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"

Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....