урок русского языка 1 класс ударение
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Нежданова Юлия Игоревна

открытый урок по теме "Ударение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_udarenie.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку,

проведенный в 1 «Б» классе

Учитель Нежданова Ю. И

Тема: Ударение

Цели урока:

  1. Закрепить понятие "ударение", его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности.
  2. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением.
  3. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги.
  4. Развивать речь, обогащать словарный запас.
  5. Работать над нормами правильного произношения.

Ход урока

  1. Организационный момент

Звучит аудиозапись «Звуки моря».

В открытом море вода синяя, лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. Там растут невиданные деревья и цветы с диковинными листьями. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец Морского царя.

И живет с ним его дочь, Русалочка. Она нежная и прекрасная как лепесток розы. Русалочке очень хотелось посмотреть на другой мир, который находится на поверхности воды. «Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут», - говорила она отцу. Но её отец говорил о том, что прежде чем всплыть на поверхность моря и познакомиться с миром людей, Русалочка должна выучить язык людей. Он говорил дочери: «Не выучив языка, ты не сможешь понять людей. И потом, я не хочу, чтобы про мою дочь говорили, что она глупая морская девчонка. Не забывай, ведь ты дочь самого царя». Ничего не оставалось Русалочке, как послушаться отца и отправиться на занятия к Ученой рыбке.

Ребята, вы хотите помочь Русалочке выучить язык людей?

Тогда отправляемся в подводное царство. На страже его стоит Водяной. Он пропускает только тех, кто действительно этого достоин, т. е. тех, кто умеет читать, писать, знает звуки и буквы своего языка. Вы умеете писать? Запишите в своих тетрадях число.

  1. Чистописание

Посмотрите на доску. Какую букву можно составить из элементов, плавающих в море? Почему буква получилась разная?

Запишем целую строчку заглавных и строчных букв Л.

Работа в учебнике стр. 47 упр. 70

Прочитайте задание.

Почему слова по морю написаны раздельно?

Выполните задание. Обратите внимание на написание буквы Л. Проверка.

Назовите буквы, которые вы подчеркнули.

Какие звуки они обозначают?

  1. Повторение

Отгадаем загадки Водяного

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (бабочка)

В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (паук)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык. (жук)

Запишите отгадки, разделите слова на слоги и для переноса.

Какие слова не смогли разделить?

Расскажите правило о переносе слов?

Вы замечательно справились с заданием и доказали, что достойны того, чтобы побывать в Подводном  царстве. Водяной пропустит вас туда. А знаете, он не такой уж страшный.

  1. Работа по теме

Водяной пропустил нас в Подводное царство. Мы с вами попали на занятие Русалочки с Ученой рыбкой. Давайте прочитаем тему урока. (Ударение)

Прочитаем предложения, записанные на доске.

У Кати хорошие игрушки.

Кати ко мне шар!

Русалочка не может понять, о ком или о чем написано в предложениях.

Что может помочь Русалочке?

Сравните выделенные слова в 1 и 2 предложении. Есть ли у них какая-нибудь разница на письме? А на слух?

Учитель звонит звонком.

Вот я ударила язычком в колокольчик. Что вы услышали? (звонок) Что он вам сообщает? О чем сигналит?

Но ударить можно и голосом один слог в слове. Ударить голосом – значит произнести его не так, как другие слоги в слове, а с большей силой. «Удар» выделяет слог из слова. Сообщает о том, что этот слог особенный, ударный.  а другие – обычные, безударные.

Работа в учебнике. Упр. 71

Прочитайте слова с ударением.

В каких словах не обозначено ударение?

На какие слоги падает ударение в этих словах?

Составьте из данных слов два предложения.

Как в устной речи отделяем одно предложение от другого?

А в письменной речи, какие правила нужно знать, чтобы правильно записать предложения?

Запишите предложения.

Проверьте свою запись по учебнику.

Устно придумайте продолжение своему рассказу. Начните со слова вдруг.

  1. Физминутка

Отдохнем и превратимся в рыбок.

Поставьте ударение в ваших именах.

У кого ударный слог в имени первый?

У кого ударный слог в имени второй?

У кого ударный слог в имени второй?

Русалочка покажет нам, где подводные замки для отдыха. А вот и рыбки. В первый замок поплывут рыбки с ударением на первый слог, во второй – на второй, в третий – на третий.

  1. Закрепление

Пока мы отдыхали, Русалочке приснился сон.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, неожиданно вышло ударение и сказало:

- Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вс!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал:

- Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка.

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, и возник Замок. Слова зашумели. А Ударение продолжало доказывать свою значимость.

На доске:

Замок – замок

Белки - белки

Гвоздики – гвоздики

Что изменилось? (смысл)

Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. С тех пор они относятся к Ударению с уважением.

Зависит ли смысл слова от ударения?

Отдохнула Русалочка и принялась за выполнение домашнего задания.

Работа с учебником. Упр. 74

Прочитайте загадку. Отгадайте.

Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке?

Сравните эти слова. Чем они похожи?

Чем различаются слова?

Какое значение имеет слово замок?

А какое значение имеет слово замок?

Выполните задание. Спишите загадку. В каждом слове обозначьте ударение.

Прочитайте слова с ударением.

  1. Итог

Понравилось вам путешествие?

Что вы узнали нового об ударении?

Домашнее задание стр. 48 упр. 73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка . Тема "Ударение. Ударный и безударный слог." 2 класс.

Подробный конспект урока русского языка. Тема: "Ударение. Ударный и безударный слог". 2 класс....

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...