Урок русского языка . Тема "Ударение. Ударный и безударный слог." 2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Подробный конспект урока русского языка. Тема: "Ударение. Ударный и безударный слог". 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_2_klass.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка

По теме «Ударение. Ударный и безударный слог»  (2 класс)

Учитель : Гущина Ю.В.

Цель урока: уточнение знаний об особенностях ударного слога и роли ударения в речи, развитие умения находить в слове ударный слог.

  1. Организационный  момент

- Мы услышали звонок,

  Начинаем наш урок.

Загадка: Снег на полях,

                Лед на водах,

                Вьюга гуляет – когда это бывает? (Зимой)

- Дайте характеристику первого звука слова (согласный, звонкий, мягкий, парный).

- Какой буквой обозначаем на письме?

  1. Чистописание        

Пропишем букву З/з, соединения букв зи, зо, зя, аз.

Списывание пословицы:  Зимой солнце светит, да не греет.

- Почему так говорят ?

  1. Словарно – орфографическая работа

- Отгадайте загадку:

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться,

Прячьте уши, щеки, нос,

Ведь на улице…. (мороз)

- Какая особенность есть в  слове «мороз»? (на конце слова парный согласный в слабой позиции)

- Что сделать в таком случае?

- Изменим слово, чтобы оно подходило к словам: день ….., легкий ….., овощи надо …., осенью по утрам бывают ….

Запись в тетрадь: Мороз-морозный, морозец, заморозить, заморозки.

- Что скажем о словах? (Близки по значению, имеют общую часть при написании и произношении) Выделим общую часть.

- Подчеркните слова, которые являются проверочными для слова мороз.

- Каким бывает мороз? (лютым, первым, сильным, январским, свирепым)

4. –Давайте вспомним, как начинается зима. Фрагмент фильма «Первый снег».

5. Сообщение темы урока.

-Несколько снежинок залетели в класс. Одна на доске:

У Р Е Д Е И А Н (ударение)

- Переставьте буквы в правильном порядке. Какое слово получилось? (Ударение)

- Тема нашего урока «Ударение. Ударный и безударный слог»

- Несколько снежинок упали на парты и принесли ученикам задания.(Двум ученикам даются индивидуальные задания-снежинки).

5. Работа над темой урока

  1. Ударные и безударные слоги

- Что такое ударение? ( У. – выделение голосом одного гласного звука в слове)

- Как называется слог, на который падает ударение? Как называются остальные слоги?

-Как найти ударный слог? (Произнести, позвать слово)

Мы в слове слог ударный найдем элементарно.

А когда его найдем, громче всех произнесем!

  1. На доске: вкусный, пушистый, ароматный

- На какой вопрос отвечают слова?

- Найти ударный слог . Поставим знак ударения в словах! (Ученики по очереди выходят к доске.)

- Какие слоги в этих словах ударные? (1, 2 и 3 слоги)

Вывод: В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударным может быть 1, 2, 3 слоги.

  1. Проверка выполнения задания  1-й снежинки.

Снежинка №1

Придумай по три слова к каждой семе (схемы двусложных слов с ударением на 1-м и 2-м слогах). Обозначь в словах ударение.   (Ответ ученика: роза- каша-море и кора-луна-дома.)

  1. Задание 1:

Записать слова в 3 столбика – в 1-й – с ударением на 1 слог, во 2-м – на втором, в 3 -м– с ударением на третьем. Вставьте пропущенные буквы.

    Гр_за, огоро_,  в_робей, бере_, ладо_ка, ч_йка, за_ц, ч_лок, хорово_.

6. Физминутка.

Мы похлопаем в ладоши – дружно, веселее.

Наши ножки постучали – дружно, веселее.

По коленочкам ударим – тише. тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь – выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, ниже опустились.

Завертелись, завертелись и остановились.

  1. Упражнение в различении ударных и безударных слогов

Ударение – главный работник в словах. Иногда бывает выходным.

- В каких случаях не ставят знак ударения в словах? (Слово из 1 слога, слова с буквой Е).

Расскажи-ка, буква Е, как твое житье-бытье?

Буква Е дает отчет: - Ничего житье течет.

Я – ударная всегда! Да всегда! Вот это да!

Задание 2:

Записать стихотворение, вставив пропущенные буквы. Проставить ударение в словах. Подчеркнуть орфограммы.

На доске: Я – зима. Люблю моро_ .

                 Довожу людей до сле_ .

                 А сама их зря не трач_ ,

                 Уходя, однако, плач_.    

- В каких словах нет знака ударения?

- Какие орфограммы  встретились?

  1. Роль ударения в различении смысла слов

- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?

- Посмотрите на картинки и скажите, что произошло со словами, в которых ударение поменяло свое место? (На доске спроектированы картинки к стихам.)

В ведерко руку окуни – не бойся – это окуни!

На двери замка нет замка.

Иголка ходит вверх и вниз.

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирис,

А вышивает ирис.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

Вывод: От ударения зависит значение слова.

  1. - Очень важно в словах правильно ставить ударение – ведь наша речь должна быть грамотной!

- Проверим задание 2-й снежинки.

Снежинка № 2

Запиши слова в алфавитном порядке. Обозначь в них ударение. Составь с двумя словами предложения. Запиши их.

     Портфель, шофер, столяр, искра, начать, алфавит.

  1. Задание 3.

 – Давайте сами потренируемся правильно ставить ударение в словах. В стихотворении на листочках в выделенных словах проставьте   ударение. Запомните, как правильно их произносят.

Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит!

Унесла  щавель водица –

Без борща осталась птица!

С той поры наш журавель

Всухомятку ест  щавель.

Вот и стал я столяром,

Заработал топором.

Мишка топал, баловался,

Легкий мостик зашатался,

По воде идут круги…

Шарик, Мишке помоги!

6.   Подведение итогов:

- Солнце село за село.

Нам ужасно повезло,

Что в гости к ударению сходили

И все его секреты мы раскрыли.

- Какие секреты ударения узнали? ( Ударение меняет смысл слова, может быть на любом слоге, нет знака ударения в односложном слове и слове с буквой Е.)

   

7. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Обобщение знаний об ударных и безударных слогах»

Урок составлен по материалу УМК: Полякова А.В. Русский язык 2класс часть №1, издательство Москва «Просвещение» 2011г. Тема урока: «Обобщение знаний об ударных и безударных слогах» Тип урока: обобщаю...

План - конспект урока русского языка «Ударение. Ударный слог» 2 класс («Перспектива»)

План - конспект урока русского языка («Перспектива») «Ударение. Ударный слог» 2 класс...

технологическая карта урока «Правописание гласных в ударных и безударных слогах» 1 класс

Разработка урока русского языка в 1 классе "Правописание гласных в ударных и безударных слогах"...

Конспект урока русского языка "Ударение. Ударный слог." 2 класс УМК «Перспектива»

Конспект урокарусского языка 2 класс УМК «Перспектива»...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об ударении, ударном и безударном слогах; знакомство с «Орфоэпическим словарём» русского языка.Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги» (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём рус...