урок русского языка в 4 классе "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сабурова Светлана Александровна

Форма урока: урок - путешествие по Родине, с применением ИКТ. Дан проект самооанализа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_po_teme_glagol._otkrytyy_urok_4_kl.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Глагол. Обобщение знаний   4 класс

Цели:

Образовательные:

         1. Обобщить знания о глаголе как части речи, употребление в речи.

          2. Обобщить умение разбирать глагол по составу,  морфологический разбор.

          3. Написание глаголов 2 го лици, ед. числа, неопределенной формы

4. Обобщить умение проводить синтаксический разбор  предложения.

5. Работать над словом, предложением и текстом.

Развивающие : 

  1. Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
  2. Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
  3. Формировать умение ставить цель своей деятельности, умение самооценки, взаимооценки.            

Воспитательные цели: 

  1. Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
  2. Воспитание чувства дружбы и товарищества, любви к своей родине малой и большой

Форма урока: Урок – путешествие по Родине.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Ход урока

Ор. Момент

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

- Здравствуйте! – скажем рукам

- Здравствуйте! – скажем глазам

-Здравствуйте! – скажем ртом

-Здравствуйте!

И станет радостней кругом

Давайте улыбнемся и мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.

- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает.

- Прочитайте девиз нашего урока – слова К.Д. Ушинского и догадайтесь, куда мы с вами сегодня отправимся.  «Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина…”

- Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского?

Родина. Как вы понимаете значение слова .

«Родина  – страна, в которой родился человек и гражданином которой он считается».   Ожегов

Итак, мы отправимся с вами в путешествие по нашей Родине

Цель поставим попозже

Слайд 4

Чистописание

Слайд 5

Слайд 6

- Угадайте слово. (Чистописание)

Выделите первый звук в слове Родина

- Дайте характеристику звуку «Р»

- Пропишите

- Подберите к слову Родина однокоренные слова.

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Родина, родители, родичи, родной, родить, родного, родник, родственники.

- Что это за слова?

- Какое слово лишнее? Почему? (родного) остались только однокоренные слова. Спишите слова. Выделите корень.

- А  какое слово  из данных однокоренных слов лишнее? (родить) почему? Это глагол.

- Исследуйте глагол. Расскажите об этом глаголе. (неопр. Формы, 2 спр, несов вида)

Постановка цели урока

Слайд 7

- Поставьте цель нашего урока. Что мы будем обобщать?

- Итак,  тема нашего урока: Обобщение знаний о глаголе.

Цель: Систематизация,   обобщение и контроль   знаний, умений и  навыков.

Словарная работа слайд8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11, 12

- Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.

 Род.на ,гор.д, д.ревня, М.сква. ст.лица, ру..кий, б.рёза, Красная площ.д., пр.вительство, н.ро. .

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените работу.

- Какой темой можно объединить эти слова? (Родина)

- Устно составьте предложения со словами.

  Самооценка

- Подберите синонимы к слову Родина (Россия, Русь, Отечество)

 - Работа в парах. Фразеологические обороты записать,  объяснить как вы  понимаете, исправить ошибки, исследуйте глаголы  (у глаголов определить спряжение, и вид.)

Постоять головой –

Взяться за оружие –

Держать порох сухим -

- взаимооценка

Слайд 13

- Какое дерево является символом нашей Родины?

Отправляемся в березовые чистые леса. Перед вами картина И.И. Левитана «Березовая роща».

- Вырастим предложение со словом БЕРЕЗА

- Кудрявая береза развесила зеленые сережки и распустила листья

- Зашифруем. Запишите предложение

- Разберем предложение по членам предложения и частям речи

У доски.

- Контрольные вопросы задаем. Самооценка.

- Чем в предложении является глагол?

Физпауза

Слайд 14

-А как вы себе представляете Родину.

- Отдохнем на нашей речке Туре.

- К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1, 2, 3, 4-

Вот так быстро освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз, это – брас,

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Слайд 15

Работа в паре

        

Слайд 16

Слайд 17

- Отправляемся на  весенние луга нашей Родины

- Я проверю умение составлять красивые предложения из слов,  текст.

- Составить предложения из слов. Озаглавить. Записать текст.

1. Ранняя, наступает, весна.

2.Лучи, на, солнце, льет, землю, теплые.

3.Появились, весенние, цветы, первые.

4. Люди, их, в букеты, собирают, большие.

5.Сохранять, необходимо, первые, и, оберегать, цветы.

6. Прекрасны, в,  время,  они, , любое, года.

7. Друзья, цветы, наши.

 Взаимопроверка

- Какой текст получился.

1. Наступает ранняя весна.

2. Солнце льет на землю теплые лучи.

3. Появились первые весенние цветы.

4. Люди собирают их в большие букеты.

5. Необходимо сохранять и оберегать первые цветы.

6. Они  прекрасны в любое время года.

7. Цветы наши друзья

- Какова тема текста?

Какова основная мысль текста? ()

-Как называются эти цветы? (Купальница  занесена в Красную книгу).

- Оцените свою работу.

- Найдите грамматическую основу в 6 и 7 предложении.

- Разберем по составу глаголы: появились, наступает. У доски

- Роль глаголов в речи?

- самооценка.

Слайд 18

- А знаете ли вы пословицы и поговорки и Родине

Родина – мать,                             Родине служить.

Жить- ,                                         умей за неё постоять.

Человек без Родины,                   там и пригодится.

Где кто родится,                          что соловей без песни. 

Работа в парах. Пару можно сменить.

Взаимооценка

Морфологический разбор глагола: родится

Слайд 19, 20

Самостоят. работа

Слайд 21

Самые красивые горы ребята тоже у нас в России: это Алтайские горы и Кавказские горы А у нас на Урале красивые горы – Уральские

Тест

1.Глагол – это:

а) часть слова

б) часть речи

в) член предложения

2. Глагол обозначает

     А) действие предмета

     Б) название предмета

    В) признак предмета

3. Глаголы изменяются

    А) только по числам

    Б) только по временам

    В) по временам, по лицам, по числам

4. Глаголы в предложении бывают

     А) чаще всего сказуемым

     Б) подлежащим

     В) обстоятельством

5. Найдите глагол 2 спряжения

    А) зеленеть

    Б) играть

    В) светить

6. Изменяются по родам и числам глаголы

А) прошедшего времени
Б) настоящего времени
В) будущего времени

7. Изменяются по лицам и числам (Спрягаются) глаголы:

А)будущего времени

Б)настоящего времени

В) прошедшего времени

8.  Укажите глаголы совершенного вида:
А)  Защелкал,  

Б)   свистеть.

В)   смотришь

Самопроверка, оценить себя

Домашнее задание

Слайд 22

1 уровень

Составить предложения из слов.

2 уровень

Составить текст.

  1. Светит, греет, плывет (солнце).
  2. Льет, питает, барабанит (дождик).
  3. Растет, зеленеет, пробивается (трава).
  4. Звенит, бежит, серебрится (ручеек).
  5. Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи).
  6. Появляются, шепчутся, зеленеют (листья).

Итог урока

Слайд 23

: Кто считает, что на уроке работал хорошо, искупайте себя аплодисментами (дети хлопают в ладоши).

На уроке я:

- Я узнал

- я учился…

- мне понравилось…

Мое настроение …

Оценка работы на уроке

- Оцените свою работу

Чтение стихотворения Е. Синицына “Берегите Россию”.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без неё вам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Берегите Россию –

Нет России другой.

Кудрявая

 берёза

развесила

зелёные

сережки и

распустила

листья.

1.Составьте предложения, используя данные глаголы.

2. Составьте текст на тему «Весна в родном краю»

  1. Светит, греет, плывет (солнце).
  2. Льет, питает, барабанит (дождик).
  3. Растет, зеленеет, пробивается (трава).
  4. Звенит, бежит, серебрится (ручеек).
  5. Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи).
  6. Появляются, шепчутся, зеленеют (листья).

1.Составьте предложения, используя данные глаголы.

2. Составьте текст на тему «Весна в родном краю»

  1. Светит, греет, плывет (солнце).
  2. Льет, питает, барабанит (дождик).
  3. Растет, зеленеет, пробивается (трава).
  4. Звенит, бежит, серебрится (ручеек).
  5. Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи).
  6. Появляются, шепчутся, зеленеют (листья).

1.Составьте предложения, используя данные глаголы.

2. Составьте текст на тему «Весна в родном краю»

  1. Светит, греет, плывет (солнце).
  2. Льет, питает, барабанит (дождик).
  3. Растет, зеленеет, пробивается (трава).
  4. Звенит, бежит, серебрится (ручеек).
  5. Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи).
  6. Появляются, шепчутся, зеленеют (листья).

1.Составьте предложения, используя данные глаголы.

2. Составьте текст на тему «Весна в родном краю»

  1. Светит, греет, плывет (солнце).
  2. Льет, питает, барабанит (дождик).
  3. Растет, зеленеет, пробивается (трава).
  4. Звенит, бежит, серебрится (ручеек).
  5. Хмурятся, надвигаются, закрывают (тучи).
  6. Появляются, шепчутся, зеленеют (листья).

Тест                     тема: «Глагол»

1.Глагол – это:

а) часть слова

б) часть речи

в) член предложения

2. Глагол обозначает

     а) действие предмета

     б) название предмета

    в) признак предмета

3. Глаголы изменяются

    а) только по числам

    б) только по временам

    в) по временам, по лицам, по числам

4. Глаголы в предложении бывают

     а) чаще всего сказуемым

     б) подлежащим

     в) обстоятельством

5. Найдите глагол 2 спряжения

    а) зеленеть

    б) играть

    в) светить

6. Изменяются по родам и числам глаголы

а) прошедшего времени
б) настоящего времени
в) будущего времени

7. Изменяются по лицам и числам (Спрягаются) глаголы:

а)будущего времени

б)настоящего времени

в) прошедшего времени

8.  Укажите глаголы совершенного вида:
а)  Защелкал,  

б)   свистеть.

в)   смотришь

Тест                     тема: «Глагол»

1.Глагол – это:

а) часть слова

б) часть речи

в) член предложения

2. Глагол обозначает

     а) действие предмета

     б) название предмета

    в) признак предмета

3. Глаголы изменяются

    а) только по числам

    б) только по временам

    в) по временам, по лицам, по числам

4. Глаголы в предложении бывают

     а) чаще всего сказуемым

     б) подлежащим

     в) обстоятельством

5. Найдите глагол 2 спряжения

    а) зеленеть

    б) играть

    в) светить

6. Изменяются по родам и числам глаголы

а) прошедшего времени
б) настоящего времени
в) будущего времени

7. Изменяются по лицам и числам (Спрягаются) глаголы:

а)будущего времени

б)настоящего времени

в) прошедшего времени

8.  Укажите глаголы совершенного вида:
а)  Защелкал,  

б)   свистеть.

в)   смотришь

Проект самоанализа урока русского языка в 4 классе

Вашему вниманию предлагается проект самоанализа урока русского языка в 4 классе по теме «обобщение знаний о глаголе». Это  7 урок в разделе «повторение».

Тип урока – урок закрепления знаний

Форма урока – урок – путешествие по Родине, презентация.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей

Актуальность проблемы  обусловлена необходимостью дальнейшего повышения эффективности процесса обучения.

Противоречие: между государственным заказом общества на создание условий для повышения качества образования и традиционными формами оценивания образовательных достижений учащихся.

В связи с этим возникает проблема выбора форм, методов оценки образовательных достижений учащихся.

Объект изучения: система оценивания образовательных достижений учащихся.

Предмет: влияние данной системы на повышение качества образования, на результативность урока.

Цель: внедрение в урок различных форм оценивания образовательных достижений учащихся

В соответствии с указанной проблемой и целью выдвигается гипотеза: если на уроках применять различные формы оценивания достижений учащихся и учить детей оценке, самооценке и взаимооценке, то это положительно скажется на повышении качества образования, результативности учебной деятельности учащихся, выражающейся в качестве сформированности  компетенций учащихся: учебно – познавательной, коммуникативной, информационной.

На данном уроке решались следующие задачи:

 При проектировании урока были учтены уровень обученности и обучаемости, темп работы, индивидуальные особенности учащихся класса. Большинство учащихся инициативны, с активным познавательным уровнем, высокой мотивацией, умеют обобщать и систематизировать материал, развиты способности постановки проблемы. Реальный уровень компетентности учащихся по русскому языку достаточный для самостоятельного решения учениками проблем на основе известного.

Содержание и структура данного урока отвечает принципам развивающего обучения:

1.          продвижение к истине через актуализацию собственных знаний, взаимообогащение знаниями.

2.          гибкое соотношение творческой, мыслительной, преобразующей деятельности (добывание знаний, умений через наблюдения, рассуждения);

3.          значительный удельный вес мотивационных методов, форм, приемов формирования познавательного интереса:

-  яркое, красочное путешествие (наглядный материал)

- загадки,

-         эмоциональная и интеллектуальная рефлексия и т.д

-самостоятельное формулирование целей урока, исходя из темы урока;

- совместное целеполагание и планирование деятельности

-  формулирование оценочных выводов и обобщений;

- система оценивания образовательных достижений учащихся разнообразна;

- разнообразные виды деятельности;

- развитие логического мышления, речевой активности через систему упражнений

          В ходе урока были использованы как репродуктивные, познавательные методы, так и  практические, проблемные методы обучения: слово учителя, самостоятельная работа учащихся с предложением и текстом, устная работа учащихся, работа по созданию языковых средств и как итог- написание сочинения.

          На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся через объем и содержание заданий, степень помощи, оказанной учителем. Поскольку учащиеся класса обладают практически одинаковыми знаниями, умениями и навыками, то работа была рассчитана на два уровня.

Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась в тетрадях и на доске. Все виды работ оценивались отдельно (и не только учителем, но и самими учащимися.

          Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, нестандартная форма урока, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями.

Здоровьесберегающий аспект урока

          Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося: парная работа: сильный и слабый ученик, дифференцированный подход, предоставление  права выбора задания, словесная оценка деятельности учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).  Физминутка, проветривание класса перед уроком.

Контрольно – оценочная деятельность на уроке: на каждом этапе урока применялись разные способы оценки: самооценка, взаимооценка, оценка учителя, тест, накопительные балл, словесная оценка

           Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнена.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....