Тема и основная мысль текста. Как в детской пирамидке.
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_v_detskoy_piramidke.rar2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Борзакова Т. В., учитель начальных классов МОУ Аннинская СОШ № 6

Тема: Тема и основная мысль текста. Как в детской пирамидке (2 класс).

Цель: 

  1. ввести понятия «тема» и «основная мысль текста», научить учащихся пользоваться ими, когда они обдумывают содержание текста и его озаглавливают;
  2. развивать навык орфографической зоркости, словарный запас учащихся, устную и письменную речи; ассоциативного мышления;
  3. формировать потребность грамотного письма, навыки сотрудничества и воспитание учебной активности.

Оборудование: учебник русского языка «К тайнам нашего языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, тетрадь-задачник, 2класс. Интерактивная доска, ЦОР.

ХОД УРОКА

1. Приветствие

Сегодня у нас на уроке много гостей. Что же нас сегодня всех объединило? Вы, ребята , что ждете от сегодняшнего урока?

-А что ждут гости? Родители?

-Так что же нас сегодня всех объединило?

-Мы все хотим узнать что- то новое.

2. Оргмомент

– Продолжаем открывать тайны русского языка

Чтоб урок нам продолжать

Каждый точно должен знать

Как готов он потрудиться

Нам квадратик пригодиться

Если хочешь много знать-

Карандаш зеленый взять!

Желтый – если ты устал,

Настроенье растерял.

Красный – значит не хочу!

Все, учитель не смогу!

Так какой квадрат у нас?

Все подумаем сейчас.

3. Чистописание

Зарядка для пальчиков.

пи/ми /ра/да/пирамидка/текст/

-Найдите одинаковый элемент , повторяющийся в слогах. Какая буква лишняя?

А теперь из слогов соберем главные слова этого урока. Какие опасные места заметили.

Творческая  группа представит вам это слово.

«Пирамида» - записали

Слово «Ира» отыскали

Если найдено оно

Быть сомнений не должно

Здесь ошибок больше нет!

Запомните мой совет.

(Разгадайте мой секрет!)

Какой совет нам дала Ира? Подчеркните. Каким было последнее предложение по цели и интонации?

4.Актуализация знаний.

Какое новое понятие мы вчера узнали. Проверка домашнего задания. Правило. Текст.

– Работа над  Упр. 240

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

– Что это? Предложение? Текст?
– Докажите, что это предложение.
– Какое оно по цели, по интонации? Почему?
– Прочитайте еще раз предложение. Как эту мысль превратить в текст? Что такое текст?

6. Работа над текстом

– Подумайте, о чем хочется сказать. (Текст на интерактивной доске)
– Прочитайте предложения и решите, какие из них раскрывают мысль первого предложения, а какие – нет.

Птицы приносят большую пользу. Птицы улетают в теплые края. Бабочки, стрекозы, жуки – это, насекомые. Насекомые прячутся под кору деревьев и засыпают.

Прочитайте исходное предложение и подставьте к нему 1 предложение.
– Подходит оно или нет? Продолжает мысль или нет?
– Подставляем 2 предложение. Подходит ли оно?
– Подставляем 3предложение.4предложение. Получился ли текст? Докажите.
(Мысль одного предложения продолжается в другом.)
– Какой вывод можно сделать?

Вывод: В тексте должна быть тема, то о чем говорится и главная мысль, то о чем хочется сказать.

– Определите тему этого текста, главную мысль.
– А кто сформулирует тему нашего урока?

Работа по учебнику

– Откройте учебник на страницу 110. Прочитайте и подумайте почему так названа эта часть учебника?
«Как в детской пирамидке» (
показ пирамиды)
Вот перед вами детская пирамидка. Как связать с темой урока?
– На что в ней насаживаются колесики? (
на стержень)
Вот и в тексте всегда есть такой стержень. Стержень – тема и главная мысль. Колесики – предложения.

– Прочитайте правила в учебнике на страницах 111, 112 и сравните, правильно ли мы рассуждали. 

Первичное закрепление

Мы уже с вами говорили, как все живое готовится к зиме, к холодам. Природа ждет преображения, изменения.
– Какого изменения узнаете, отгадав загадку.

Он пушистый, серебристый
Белый, белый, чистый, чистый
Ватой наземь лег.
 (Снег

9. Физкультминутка для глаз под песню из мультфильма «Лови снежинку»

Какие слова помогли отгадать?
– Первый снег вызывает огромную радость, восхищение.
(Показ фотографий с экскурсии)

1. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

2. Первый снег опушил у деревьев ресницы,
И в лесу, и в полях тишина, тишина.

А вот ребят попросили написать о том, как они увидели первый снег. Откройте Тетрадь за–дачник на страницу 58 упр.243. Прочитайте.
– Удалось ли ребятам написать о первом снеге?
– Прочитайте 1 предложение.
– О чем говорится?
– О чем 2 предложение?
– Получился ли текст? Почему?
(Все предложения о разном, каждое о своем – их ничто не объединяет, поэтому текст не получился)
– Отметьте знаком + предложение, которое относится к теме «Первый снег»

10. Упр. 246 выполнить задания

11. Работа по учебнику

– Посмотрим. Понятно ли, о чем и что хотел сказать автор другой работы? Текст ли это?

Упр.244 на стр. 112

– Почему? Какова тема и главная мысль?
– Найди предложения, в которых автор словами рисует первый снег?
– Какое оно по цели, по интонации?
– Найдите предложения, в которых девочка выразила главную мысль и передала свое чувство?
– Какие это предложения по цели и по интонации?
– Запишите эти 3 предложения.

11. Озаглавливание текста (заголовки написаны на доске)

1.Ура! Первый снег!
2.Первый снег.
3.Снег.;
4.Зима идет!
– Какие заголовки выражают отношение автора к тому, о чем он пишет?
– Выбери название и впиши его на оставленную строку.
– Прочитайте название рассказа и текст.
– Определите тему и главную мысль.

Вывод. Значит, в тексте должна быть тема – то, о чем говорится, и главная мысль – то, что об этом хочет сказать автор.

Пирамидка помогла, разобраться нам сполна.

Если ты спросил : «О чем»-

Тему текста назовем.

Если « Что?»,-звучит вопрос.

Твой ответ здесь будет прост

Главной мыслью назовем,

Что здесь главного поймем…

      Если тему , смысл сложить ,

      Можно стержень получить.

А теперь посмотрите на свою пирамдку и допишите, что ее связывает с текстом.

Хотите оставить о себе добрую память?

Подарите свою пирамидку гостям, чтобы они помнили наш урок.

12. Обобщение

– Какие «открытия» сделали на уроке?
– Что было интересного?
– Какие задания были сложные, какие легко решались?

Оцените, какого уровня вы достигли.в покорении вершины. Все ли вам было понятно и доступно?Еси вам не удалось еще покорить вершину, на следующем уроке мы будем

учиться делать текст лучше.

Орешек, который вам помогал, начать красиво писать, за время урока превратился в «орешек знаний».Вы возьмете его домой, достанете и вспомните, чему научились на уроке. А потом можно загадать желание и съесть.  

– Спасибо всем за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:"Тема и основная мысль текста"

Знакомство с признаками текста. Упражнение в определении основных признаков текста....

Тема и основная мысль текста.

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе обучения "Гармония". Урок разработан в соответствии с требованиями к современному уроку....

Тема и основная мысль текста

Учебный материал для работы по развитию речи во втором классе. Цель: формировать умение определять тему и основную мысль текста....

Презентация "Тема и основная мысль текста."

Презентация к уроку русского языка.Тема: "Тема и основная мысль текста".К учебнику "Русский язык" Т.Г.Рамзаевой...

Текстовые и интерактивные задания по русскому языку 2 класса "Что такое тема и основная мысль текста?"

В данном документе представлены задания (индивидуальные, парные и групповые) по теме "Что такая тема и основная мысль текста?". Представлены как текстовые задания, так и интерактивные. Перей...