Тема и основная мысль текста
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Учебный материал для работы по развитию речи во втором классе. Цель: формировать умение определять тему и основную мысль текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема текста, основная мысль текста, опорные слова. 

Речевая разминка.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

В. Голяховский

Какие слова выдумал автор?

Как нужно их произнести?

Прочитай стихотворение выразительно, выделяя голосом отмеченные слова.

Задание 1.

Прочитайте.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

  • Почему вы решили, что это текст? Докажите, что вы правы.
  • Какова тема прочитанного текста? Как вы ее определили?
  • Что такое основная мысль текста?
  • Что хотел автор сказать в своем тексте?
  • Как можно озаглавить текст?

Задание 2.  

Творческая доработка текста.

Грибы-опёнки растут целыми семьями,   ________ . И все будто в  ________   загаре, будто в _______  веснушках. Края шляпок растрескались и _________.

  • Прочитайте текст. Что нужно сделать, чтобы получился интересный текст?
  • Подумайте, какие слова или сочетания слов вы вставите в текст.
  • Как можно озаглавить текст?
  • Почитайте свои варианты.

Задание 3.

Работа с деформированным текстом, выделение опорных слов.

Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Все они будут ждать возвращения на родину. Осенью певчие птицы улетают на юг. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.


Урок № 1.

Тема:  тема текста, основная мысль, опорные слова.

Цель:  повторить основные текстовые понятия, формировать умение определять тему  

           текста, основную мысль и опорные слова.

  1. Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

  • Почему вы решили, что это текст? Докажите, что вы правы.
  • Какова тема прочитанного текста? Как вы ее определили?
  • Что такое основная мысль текста?
  • Что хотел автор сказать в своем тексте?
  • Как можно озаглавить текст? Тема или основная мысль отразились в заголовке?

2. Творческая доработка текста.

Грибы-опёнки растут целыми семьями, (толпами). И все будто в (солнечном)  загаре, будто в (веселых)  веснушках. Края шляпок растрескались и (завиваются колечками).

  • Прочитайте текст. Что нужно сделать, чтобы получился интересный текст?
  • Подумайте, какие слова или сочетания слов вы вставите в текст.
  • Как можно озаглавить текст?
  • Почитайте свои варианты.

3.Работа с деформированным текстом, выделение опорных слов.

Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Все они будут ждать возвращения на родину. Осенью певчие птицы улетают на юг. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

  • Прочитайте. Это  текст или нет? Почему вы так решили?
  • Какой признак текста нужно вспомнить, чтобы восстановить текст?
  • Найдите 1 пр. Докажите, что оно должно быть первым.
  • Прочитайте получившийся рассказ. Подумайте, как можно его озаглавить?
  • Попробуйте выделить опорные слова и выражения из теста про скворцов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема текста, основная мысль текста

Слайд 2

Речевая разминка Под ногами в листопад Листья жёлтые лежат, А под листьями шуршат Шурш , Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама и ребёнок . В. Голяховский Какие слова выдумал автор? Как мы должны произнести эти слова? Какой звук мы выделим?

Слайд 4

Листопад Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь . Н. Сладков Прочитайте запись и подумайте, что вы прочитали?

Слайд 5

Грибы-опёнки растут целыми семьями , ___________. И все будто в _________ загаре , будто в _________ веснушках . Края шляпок растрескались и ____________. Творческая доработка текста . Опята. Что нужно сделать, чтобы получился интересный текст?

Слайд 6

Листопад А дальше, ребята, урок листопада . Поэтому в класс возвращаться не надо . Звонок прозвенит , одевайтесь скорей И ждите меня возле школьных дверей ! Глядите ! На ёлочках тёмных в подлеске Кленовые звёзды горят , как подвески. Нагнитесь за самым красивым листом В прожилках малиновых на золотом .

Слайд 7

Осенняя рябинка По опорным словам составьте и запишите небольшой текст из 4-5 предложений. Определите его тему и основную мысль. Ажурные листья, а лые кисти, празднично, лесные опушки, скверы, бусы, птицы.

Слайд 8

Работа с деформированным текстом. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Все они будут ждать возвращения на родину. Осенью певчие птицы улетают на юг. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов .

Слайд 9

Скворцы. Осенью певчие птицы улетают на юг. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов . Все они будут ждать возвращения на родину.

Слайд 10

Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи во втором классе. М.: Астрель . 2006 Автора шаблона Ранько Е. А. Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Осенние листья http ://yandex.ru/images/search?text=% D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1280-wh-913-pd-1-wp-5x4_1280x1024 Листопад http:// www.edu.cap.ru/home/11163/4387%5B1%5D.jpg http ://www.lands-of-sorrow.ru/_ ph/3/2/704428856.gif 4. Опята: http:// crosti.ru/patterns/00/05/db/af4bc63a78/preview.jpg http:// i.piccy.info/i7/7ce9de769d1b3ced94ad190e7506597e/1-5-313/9965898/3113738_large.jpg Скворец http:// cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/e6/3e/e63e996f951ae96e274f6d5456b1ddbe.jpg http :// 900igr.net/datai/nasekomye-i-ptitsy/Ptitsy-lesa-2.files/0010-009-U-obyknovennogo-skvortsa-operenie-plotnoe-chernoe-s-fioletovym.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:"Тема и основная мысль текста"

Знакомство с признаками текста. Упражнение в определении основных признаков текста....

Тема и основная мысль текста.

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе обучения "Гармония". Урок разработан в соответствии с требованиями к современному уроку....

Презентация "Тема и основная мысль текста."

Презентация к уроку русского языка.Тема: "Тема и основная мысль текста".К учебнику "Русский язык" Т.Г.Рамзаевой...

Текстовые и интерактивные задания по русскому языку 2 класса "Что такое тема и основная мысль текста?"

В данном документе представлены задания (индивидуальные, парные и групповые) по теме "Что такая тема и основная мысль текста?". Представлены как текстовые задания, так и интерактивные. Перей...