Мой родной русский язык
классный час по русскому языку (3 класс) по теме

Носова Татьяна Александровна

познакомить с историей русского языка, воспитывать у учащихся бережное и уважительное отношение к языку..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cel.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

познакомить учащихся  с историей русского языка;

воспитывать у учащихся  уважительное и бережное отношение к                 языку;

расширять представление детей о богатстве родного языка;

обогащать словарный запас учащихся;

развивать речь учеников, мышление, смекалку.

 

Оборудование:

проектор; ноутбук для просмотра презентации;  карточки с заданиями для групп; карточки с морфемами; «символ русского языка» -Дуб; цифра -5; медали знатоков.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент: построение, приветствие:

-  Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

-Давайте их, поприветствуем (поклон), присаживайтесь.

  1. Постановка темы и цели:

- На доске написаны строки  русского поэта и прозаика Александра Яковлевича Яшина

     Я люблю свой родной язык!

   Он понятен для всех, Он певуч

   Он, как русский народ, многолик,

    Как держава наша, могуч ...

- Ребята, как вы думаете, что автор этих строк хотел до нас донести?

(что русский язык понятен любому человеку, на русском языке было написано много сказок, стихотворений, романов, поэм)

- Молодцы. Давайте назовем тему нашей  проектной работы «Мой родной русский язык».

- Почему вы выбрали эту тему?

- А еще наша презентация посвящена  Международному дню родного языка,  который отмечают ежегодно 21 февраля, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года.

Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро, как в нашем  веке. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту исчезающих языков. И задача эта очень важная,  потому что и сейчас,  каждый месяц в мире исчезают примерно два языка.

III. Работа над темой.

- Но прежде, чем продолжать нашу презентацию, давайте вспомним, как мы начинали работать над нашим  проектом:

На 1-ом этапе нашего проекта мы познакомились с толковым словарем русского языка и его составителем.Это было важно, так как 1-ой группе ребят предложили найти толковние слова «язык». 

Выходит первая группа ребят и рассказывают значение слова «язык». 

Наша (2-ая) группа занималась поиском информации о возникновении русского языка и сейчас мы  об этом расскажим. 

Выходит 2-ая группа  рассказывают об истории русского языка. 

Одним из самых распространенных на земном шаре, самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература,  достижения всего человечества, является русский язык.Он входит в число рабочих языков Организации Объединенных Наций, на нем пишутся важнейшие мировые документы, международные соглашения.

Русский язык как всякий национальный язык сложился исторически. Его история охватывает века. Русский язык восходит к индоевропейскому праязыку. Этот единый язык  распался уже в 3-м веке до н.э.

До 7 века древнерусский язык – предшественник современных русского, украинского и белорусского языков – был языком древнерусской народности, языком Киевской Руси.

В 14 веке  произошло деление восточнославянской группы наречий на три самостоятельных языка (русский, украинский и белорусский)с этого и  начинается история русского языка. Вокруг Москвы сплачивались феодальные княжества, формировалось Российское государство, а вместе с ним формировалась русская нация и русский национальный язык.

 Наша (3-я) группа   занималась поиском цитат, высказываний знаменитых писателей, ученых о руском языке, с ними мы работали на уроке, записывали их в тетрадь, запоминали .  

На 2-ом этапе проекта нам было предложено подумать и написать сочинение на тему « Почему я люблю русский язык?», затем в классе мы прослушали некоторые сочинения и попробовали их проанализировать. 

- Молодцы, ребята,  с первыми 2-мя этапами вы справились, можем ли мы на этом остановиться и сказать, что теперь вы все  знаете  о русском языке?

Ответы детей.

Конечно нет, ведь изучить язык – это значит  выучить его правила.

- Вспомните какой раздел мы закончили изучать на уроке русского языка?

(Состав слова или словообразование)

- Подумайте. Почему он получил такое название?

(Возможно, потому, что в этом разделе мы узнали как можно образовать слова)

- А значит 3-ий этап – называется -  обобщение по  разделу Словообразование.

-С какими морфемами вы познакомились в этом разделе?

(  Приставка, корень, суффикс, окончание,  основа)

- Верно, но прежде, чем продолжить дальше работать, я предлагаю отдохнуть.

  1. Физкультминутка: Встанем, дети (Встали.)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять. (Шагаем.)

Приподнялись, (Поднялись на носочках.)

Чуть  присели (Приседаем.)

И соседа не задели ( Садимся.)

А теперь придется встать (Встали, потянулись.)

Тихо сесть и продолжать. (Ровненько сели.)

V. Продолжение работы. Выполнение заданий:

-Расскажите о морфемах русского языка.

(Выходят 4 человека и рассказывают о морфемах)

-Молодцы. А теперь попробуйте применить свои знания, выполнив следующие задания, работать вы будете в группах :

Найди лишнее в каждом ряду и объясни свой выбор

Ель, еловый, ел, ельник.

Висеть, повис, висок, отвисал.

Летучий, полёт, лето, летал.

Смех, смешать, смешить, смешной.

Как зовут мастера?

 Вы  должны образовать названия соответствующих профессий вспомнив подходящие суффиксы русского языка:

барабан- …                гитара-…                рыба-…

баян-…                груз-…                кран-…

сапог-…                касса-…                мотор-…

пожар-…                комбайн-…                трактор-…

Подберите к данным словам однокоренные глаголы с противоположным значением. Выделите корень и приставку.

Развернуть, вылетел, завязать, вполз, вбежать, утащил, принес, отговорить.

- Попробуйте сами себя оценить. Как вы считаете, справились ли вы с заданиями или нет ? Молодцы, ребята, теперь я вижу что вы твердо усвоили один из разделов русского языка.

- Продолжим презентацию.

- На 4-ом этапе мы изготавливали  «символ Русского языка» - дуб, т.к. дуб является таким же древним, мудрым, могучим, как и русский язык.  На нашем дереве вместе с листочками будут распускаться словарные слова.

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо постарались.

Вы еще раз убедились, что Язык – средство общения людей, средство их воспитания. Без хорошего знания русского языка, без умения грамотно писать, говорить, пользоваться большим запасом слов – нельзя быть грамотным человеком, нельзя достичь  успеха.

Школьники, знающие русский язык, имеют больше шансов достичь успехов в образовании.

Часто говорят: «Хлеб – всему голова!», так и русский язык – «голова» всех наук! И мне бы  очень хотелось, чтобы вы все  выросли грамотными  людьми, с которым будет интересно общаться на разные темы!

- Как вы считаете, после сегодняшнего урока вы стали  знать больше о русском языке?  

- Вы стали знатоками русского языка, я вас поздравляю и вручаю вам  медали знатоков.                        

Звучит стихотворение :

Я с детства в России живу

И русский язык – уважаю.

По-русски пишу, по-русски читаю…

Он самый трудный, говорят,

Но я так –  не считаю.

Учить его всегда на пять, я точно обещаю!

- И в заключении нашей презентации мне хочется подарить вам сказку о Русском языке.

Сказка о русском языке.

В некотором царстве, в некотором государстве в семье Славянских языков жил-был царь Древнерусский язык, и было у него 3 сына: Русский, Украинский и Белорусский языки. Позвал однажды царь своих сыновей и говорит им:

 -  Дети мои, вы теперь все взрослые. Идите по белу свету и счастье свое ищите.

 Вышли братья во чисто поле и разошлись в разные стороны. Русский язык пошел в Москву да так там и остался. Сдружился  Русский язык  с Польским, Болгарским языками и взял у них много слов. С разными людьми знался Русский язык: с Ломоносовым, Карамзиным, Державиным, а особенно с Пушкиным. Во многом перерос он своих братьев и сильно возмужал. Стал одним из красивейших языков мира. На нем заговорили более 250 миллионов человек. Стал Русский язык великим и могучим, и слава о нем разнеслась по всему белому свету. Да и живет - здравствует этот язык по сей день и дарит людям ясный свет души своей и теплоту горячего своего сердца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...

Рабочие программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литература

Программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литератураДля учебника Александровой, программы в соответсвии с ФГОСреестром...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...