Методический кабинет
методическая разработка по теме

Петрова Светлана Гавриловна

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

Задачи:

  1. Учить находить и выделять главные и второстепенные члены предложения;
  2. Корригировать речь учащихся через составление предложений и работу с текстом;
  3. Использовать различные  методы  и приёмы, позволяющие учить детей заботиться о своём здоровье.

Тип урока: комбинированный урок

Методы: беседа, наглядный материал, разгадывание загадок, совместная работа по плану, взаимопроверка, работа в группах, парах.

Оборудование: карточки с буквами, пословицы, карточки со словами,  предложениями и буквами.

Ход урока:

1.Организация учащихся.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших добрых глаз.

- Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты русского языка. А работать мы с вами будем по следующему плану:

  1. Словарная работа.                                                   здоровье
  2. Узнай новое.                                                                       за
  3. Составь предложения.                                                  деньги
  4. Групповая работа.                                                               не
  5. Работа по рядам.                                                            купишь

Рядом с каждым этапом плана весят перевёрнутые таблички со словами, которые в конце урока должны превратиться в пословицу о здоровье.

2. Всесторонняя проверка знаний

  1. Словарная работа

Игра «Угадай слова»

-Внимательно посмотрите на буквы и составьте из них слова.

екатпа        гереб         ганизма             ревет

Аптека, берег, магазин, ветер

-Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.

-Давайте проверим, как вы записали с помощью сигнальных карточек. Оранжевая карточка буква “О”; красная - “А”; зеленая - “Е”. Мы повторили написание словарных слов.

-Куда обращается человек, когда болеет? (в аптеку)

-Придумайте родственные слова (аптека, аптекарь, аптечный)

-Сегодня мы ещё раз вспомним, что нужно делать, чтобы не  болеть.

-Молодцы, берём слово с первого этапа и читаем его.

3. Подготовка к усвоению нового учебного материала

  1. Узнай новое.                                                                       

Дети берегут своё здоровье. Коля занимается спортом. Аня кушает фрукты. Ваня закаляется по утрам. Лена следит за чистотой своего организма.

-Назовите главные члены каждого предложения.

-Дети берегут. Коля занимается. Аня кушает. Ваня закаляется. Лена следит.

-А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.

- Все ли понятно?

-Нет.

- А что помогает, уточняет прочитанное?

-Другие слова, другие члены предложения.

-Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

1 группа- записывает 3 предложения по выбору.

2 группа- выписывают только подлежащее и сказуемое с каждого предложения.

Дети выполняют взаимопроверку.

-Молодцы, открываем второе слово.

4. Усвоение новых знаний.

  1. Составь предложения.                                                  
  1. «Волшебный мешочек» Составить предложение со словом морковь.  Запись. Разбор.

-Для чего нужно употреблять в пищу овощи и фрукты?

  1. Отгадай загадку.

Что видим мы, взглянув в оконце? 
Нам ярким светом светит … 
(Солнце)
 

Составить предложение со словом солнце.  Запись. Разбор.

-Чем полезно для нас солнце?

  1. Составить предложение со словом здоровье.  Запись. Разбор. (зашумлённые буквы)

ЗДОРОВЬЕ

-Как нужно беречь своё здоровье?

-Молодцы, открываем слово.

Физминутка

На магнитофоне играет песня «Танец  утят» дети выполняют упражнения.

5.Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

  1. Групповая работа.                                                               

Составление деформированного предложения.

  1. Маленькая Маша гуляет во дворе дома

     2-Женя бежит по дороге

-Составить, запомнить, записать, выделить главные и второстепенные члены.

Учитель открывает образец, записанный на доске, учащиеся выполняют самопроверку. Оценивают себя на полях.

-Молодцы, открываем слово.

6.Закрепление новых знаний.

  1. Работа по рядам.                                                           

 -Каждому ряду я раздам листок с текстом, где по очереди вы должны выделить главные члены предложения. Какой ряд быстрее и качественнее выполнит эту работу, тот и выиграет.

По воскресеньям дети гуляют в парке. На прогулку Саша берёт угощение для птиц и зверей. Дети крошат хлеб уткам. Белочку кормят ребята из рук печеньем.

-Почему нужно каждый день гулять? Какая от этого польза для здоровья?

-Молодцы, открываем слово.

7.Подведение итогов урока.

Составляем предложение, что получилось?

Здоровья за деньги не купишь.

-Как понимаете эту пословицу?

-Здоровье надо беречь с молоду.

Игра «Настроение». Дети показывают своё настроение мимикой. Объясняют.

-Какое у вас настроение? Почему?

-Чему научились?

-Над чем работали?

-Да, поработали мы с вами, ребята, на славу, теперь можно и отдохнуть.

Оценивание учащихся.

7.Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении




Предварительный просмотр:

Предмет: трудовое обучение.

Класс: 4

Тема: Работа с бумагой. Изготовление потолочного модуля способом киригами.

Задачи:

  • Познакомить с искусством бумажной пластики, родившимся в Японии, КИРИГАМИ.
  • Закрепить умение работать по шаблону, совершенствовать  приемы  резания ножницами, сгибания бумаги;
  • Корригировать речь через формирование умения описывать этапы своей работы по «Технологической карте»;
  • Воспитывать умение работать в парах и группах,  ответственность  за порученное задание, аккуратность.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы: беседа, отгадывание загадок, ребусов, театрализация, работа с технологическими картами, практическая работа.

Оборудование:  мультимедийный  проектор, презентация «Урок трудового обучения», аудиозапись «Если нравиться тебе, то делай так», шаблоны, технологические карты, цветная бумага, клей, ножницы, кисточки, салфетка,  образец потолочного модуля.

Ход урока:

1.Организация учащихся.

  • Создание положительного, рабочего настроя в классе.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручки и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2.Актуализация знаний.

-Сегодня мы с вами научимся  делать потолочный модуль в группу основой, для которого является поделка, придуманная  японскими мастерами. Для того, чтобы научиться её делать мы с вами отправимся в Японию.

Учитель предлагает детям приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать:

- К полету приготовиться. Завести моторы!

Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р-р-р».

- Полетели!, — дети разводят руки в стороны и летят. (слайд)

-Кто же нас встречает у трапа самолёта?( слайд)

В класс входят японец и японка.

-Нашу называют страной восходящего солнца.

-Япония - Страна восходящего солнца.
Есть у японцев для солнца оконца:
Утром посмотрит японец в окно - 
И сразу увидит, как всходит оно!

-Япония, расположена в Азии. Страна состоит из островов, главные из которых считаются четыре острова – Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку.

Ребята, где вы живёте? Значит вы…..

Мы живём в Японии, значит мы ……. (слайд)

-Флаг нашей страны белый в центре, которого красный круг. Столица Японии город Токио. (слайд)

-Сейчас Япония такая. (слайд)

-А такой она была в давние времена(слайд)

-Раньше японцы ходили так… Ребята, посмотрите внимательно, наш национальный костюм называется - КИМАНО. (слайд)

-А теперь мы ходим так….(слайд)

-В  Японии очень любят Оригами. Это древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги.

3. Изучение новых знаний, формирование новых умений. 

  • -А сегодня мы с вами познакомимся с японским искусством КИРИГАМИ. Оно очень похоже на оригами, но отличается тем, что для изготовления поделок используют ножницы, нож и клей. Произведения киригами, удивляют своей изящностью, красотой,  утончённостью и неповторимостью.  Что подчёркнуто в названии: 切る (киру) — резать, 紙 (ками) — бумага. (слайд)
  • Знакомство с используемыми материалами и инструментами. Отгадывание загадок. (слайд)

Я - молодец,
Я так хорош,
Лучше меня ты не найдешь!
Так сдружу я Деревяшки:
Планки, рейки, колобашки,
Что водой не разольешь!
(клей)

         Смотрите: мы раскрыли пасть,
        В неё бумагу можно класть.
        Бумага в нашей пасти
        Разделится на части.
(ножницы)

        Склеите корабль, солдата,

        Паровоз, машину, шпагу.

       А поможет вам, ребята,

        Разноцветная... (бумага)

  • Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

1.Обращайтесь с ножницами,

Очень осторожно.

Резать кончиком нельзя,

Серединкой – можно.

2.Если нужно инструмент,

Передать другому.

То колечки от себя,

Ты спокойно поверни.

И, за кончики держась

Ножницы ему верни. 

3.Когда выполнишь работу,

Тут же ножницы закрой.

Чтобы до острых краешков,

Не коснулся, кто другой.

  • Отгадывание ребусов

         кисточка        карандаш

  • Первичное объяснение этапов выполнения работы.

Учащиеся поэтапно проговаривают поэтапное выполнение работы.

Физминутка.

Выполнение упражнений парами  под  музыку «Если нравиться тебе то делай так..» совместно с учителем.

4.Закрепление, систематизация, применение.

  • Разделение на группы.
  • Распределение обязанностей в группах (организатор, санитар, конструктор)
  • Объяснение обязанностей.
  • Работа с технологическими картами. Объяснение этапов работы по группам. Каждый участник группы проговаривает этапы своей работы.
  • Изготовление  поделки.
  • Работа в парах
  • Работа в группах
  • Сборка потолочного модуля

Учитель контролирует  работу, отмечает аккуратность при выполнении, сотрудничество участников группы,  выполнение обязанностей.

5.Итог урока. 

  1. Проверка выполненных заданий. Организаторы по технологической карте анализируют этапы выполнения работы. Отмечают участие каждого  члена группы.
  2. Учитель оценивает отдельно каждую группу учащихся.
  3. Закрепление положительных эмоций от работы.

- Научились делать поделки  КИРИГАМИ. Побывали с вами в Японии. Ну, а теперь отправляемся обратно домой.

- К полету приготовиться. Завести моторы!

Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р-р-р».

- Полетели!, — дети разводят руки в стороны и летят. (слайд)



Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

"Слова-признаки, отвечающие на вопросы какой, какая, какое, какие".

Задачи:

Учить детей определять, выделять, ставить вопросы, находить в тексте слова-признаки;

Развивать устную речь учащихся через обучение умению согласовывать слова-предметы и слова-признаки;

Использовать различные методы и приёмы, позволяющие повышать учебную мотивацию учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

1. Организация учащихся.

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручки и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Создание проблемной ситуации.(слайд№1)

Игра “Запомни картинки и слова к ним”

Снежинки-белые

Яйцо-золотое

Дед Мороз-добрый

- Чем похожи эти слова, для чего они нужны?

- Да, ребята, сейчас вы не можете ответить на этот вопрос, но в конце урока каждый из вас сможет сказать ответ на него.

Словарная работа (слайд №2)

Учащимся предлагается расшифровать слово “ТЕАТР”.

- Какой театр? (кукольный)

- Почему он так называется? (В этом театре артисты играют свои спектакли куклами).

Запись слова “ТЕАТР” в тетрадь, постановка ударения, выделение запоминаемой буквы.

Учитель предлагает составить и записать предложение со следующими словами.

учитель

класс

билет

театр

(слайд №3)

- Из каких сказок эти предметы? Какие они?

Ключик (какой?)золотой.

Рыбка (какая?) … .

Яичко (какое?) … .

- Какие слова использовались для описания предметов? На какие вопросы они отвечают? Как они называются вы узнаете, собрав слово по буквам.

Игра “Собери слово” (слайд №4)

Дети собирают слово – признаки.

- Тема нашего урока “Слова-признаки, отвечающие на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”

3. Изучение нового материала.

Игра “Угадай по признакам предметы из сказки “Гуси-лебеди”. (слайд №5)

- Ребята, назовите предметы из сказки “Гуси-лебеди” по их признакам.

…        (какой?) горячий        пирожок

…        (какое?) румяное        яблоко

…        (какая?) молочная        река

…        (какие?) кисельные        берега

Учитель предлагает записать в тетрадь: I группа- все словосочетания,

II группа - 3 словосочетания, III группа - 2 словосочетания, IV группа - 1 словосочетание.

Учитель проговаривает правило. (слайд№6)

Название признаков - это слова, которые отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Физминутка. Музыкальная зарядка “Мы идём гулять”. Музыкальный файл.

Игра “Подбери к каждому слову ряд признаков” (коррекция восприятия). (слайд №7)

Дети работают в 3 группах по степени обученности.

I группа – дегустируют яблоко, подбирают нужный вопрос и соответствующие признаки.

II группа - дегустируют сахар.

III-IVгруппа- дегустируют грушу.

Какой? Белый, сладкий, твёрдый.

Какое? Круглое, румяное, сладкое.

Какая? Зелёное, овальная, сочная.

Каждая группа записывают в тетрадь название своего предмета с описанием его признаков.

Учитель вместе с учащимися проверяет правильность выполнения задания.

Ребята I группы проговаривают правило. (слайд №8)

Название признаков - это слова, которые отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Игра “Ребусы с характером” (слайд№9)

Учитель предлагает учащимся разгадать ребусы.

Игра “Расшифруй слова”

- Как называются эти слова? На какой вопрос они отвечают? (КАКОЙ?)

- На какие вопросы ещё отвечают слова-признаки? (КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)

Физминутка. (слайд№10)

Гимнастика для глаз.

4. Первичное закрепление изложенного.

Выполнение упражнения (самостоятельно) . (слайд №11)

Запишите черты характера героев сказки.

Учитель предлагает записать в тетрадь:

I группа - все словосочетания,

II группа - 4 словосочетания,

III группа - 3 словосочетания,

IV группа - 2 словосочетания.

Взаимопроверка.

Работа над текстом. (слайд №12)

- Отгадайте ребус. Посмотрите на иллюстрацию. Для описания зайца два ученика составили тексты. Какой текст вам понравился больше №1 или №2? Почему? Какие слова для этого использовали?

1) Это зверёк. У него ушки, хвостик, шёрстка.

2) Это лесной зверёк. У него длинные ушки, коротенький хвостик, пушистая шёрстка.

Учащиеся выполняют задания:

I группа - списывают текст №2.

II группа - списывают второе предложение текста №2.

III группа - выписывают из текста №2 слова-признаки.

IV группа - выписывают из текста №2 два слова-признака.

Учитель вместе с учащимися проверяет правильность выполнения задания.

Ребята хором проговаривают правило. (слайд №13)

Название признаков - это слова, которые отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

5. Подведение итогов урока.

Игра “Запомни картинки и слова к ним” (слайд №14)

Снежинки- …

Яйцо- …

Дед Мороз- …

Учащиеся вспоминают слова по картинке.

- Что это за слова? На какие вопросы они отвечают? Для чего мы их употребляем в речи?

- Да, ребята, вот вы и ответили на тот вопрос, на который затруднялись ответить в начале урока.

- Что вам говорят герои нашего урока?

Рефлексия (слайд №15)

Дети анализируют свою работу на уроке. Объясняют.

6. Домашнее задание.

I группа - загадать 3предмета, описав их с помощью слов-признаков.

II группа - загадать 1 предмет, описав его с помощью слов-признаков.

III группа - придумать 3 слова-признака.

IV группа - придумать 2 слова-признака.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Запомни картинки и слова к ним. Двадцать восьмое января. Классная работа . белые золотое добрый

Слайд 2

т е а т р учитель класс билет театр Составьте предложение с этими словами.

Слайд 3

Сказочные предметы Ключик (какой?) золотой . Рыбка (какая?) … . Яичко (какое?) … .

Слайд 4

Слова-признаки, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? 6. п Ψ р ? и ∆ з 9. н ‡ а ↑ к и

Слайд 5

Угадай по признакам предметы из сказки «Гуси-лебеди» (какой?) горячий (какое?) румяное (какая?) молочная (какие?) кисельные

Слайд 6

Запомни! Название признаков- это слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Слайд 7

КАКОЙ ? Подберите к каждому слову ряд признаков . Зелёная , овальная , сочная. Белый, сладкий, твёрдый. Круглое, румяное, сладкое. КАКАЯ ? КАКОЕ ?

Слайд 8

Запомни! Название признаков- это слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Слайд 9

Ребусы с характером Расшифруй слова ст рог ий про сто й г убы р й с мел ый огромный чумазый КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ ?

Слайд 11

Запиши черты характера героев сказки.

Слайд 12

за я ц

Слайд 13

Запомни! Название признаков- это слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Слайд 14

Вспомни слова к картинкам. белые золотое добрый Котёнок играл клубком и запутал нитки. Распутай нитки и прочитай слово. с П А с И Б О

Слайд 15

Рефлексия Оцени свою работу на уроке. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились различать слова-признаки, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.

Слайд 16

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Методические рекомендации по созданию паспорта логопедического кабинета в общеобразовательной школе.

           Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход требуют более углубленной индивидуализации обучения, особ...

Методический кабинет

Урок о дружбе....

План работы школьного методического кабинета учителей нач.звена

Методическая тема школы на 2016-2019г.г.: «Развитие творческого потенциала личности ученика и учителя как один из факторов совершенствования качества образования» Методическая тема ШМО учителей н...