Безударная гласная в корне - проблема каждого урока
статья по русскому языку по теме

Арапова Анна Александровна

     Данная статья посвящена проблеме каждого урока - правописанию безударной гласной в корне слова. Хочу поделиться опытом работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad3bez.gl_.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

             

                               Доклад

 « Безударная  гласная в слове – проблема каждого урока»

                                                              Арапова А.А.

                                                                 МБОУ СОШ д. Ручьи

                                                                 учитель нач.классов

          Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед нами, учителями, стоит задача – искать новые способы интенсификации обучения и повышения его качества. Только в этом случае  возможно реализовать те глубокие идеи, которые заложены в Основных направлениях школьной реформы. Интенсификации обучения можно достичь в том случае, если будет увеличено число учебно-познавательных действий и операций, умело использована каждая минута урока как учителем, так и учащимися, если учебный материал урока дойдет до сознания каждого ученика.

              Большое значение имеет выбор приемов при подготовке к уроку. Мой  многолетний опыт работы учителя, руководителя методического объединения учителей начальных классов, результаты контрольных работ нашей и других школ позволили сделать вывод, что обучение правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для детей.

               В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работе младших школьников встречаются ошибки, вызванные либо неумением учащихся найти объект правила (ученик не может определить место орфограммы в слове), либо неумением пользоваться правилом (ученик не может подобрать  однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением; подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по звучанию: например, слизал сметану – слез; посидел на скамейке – сед).

               Обучение правописанию безударных гласных  в словах будет успешным в том случае, если каждый учитель четко определит для себя теоретические основы данной темы.

               В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо учить детей определять в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

                  Первое знакомство с правилом правописания безударных гласных происходит еще в период обучения грамоте.  На этой ступени ученики впервые встречаются с такими понятиями, как «звук» и «буква»,  «обозначение звука буквой»,  «ударение», «ударный и безударный звуки», «деление слова на слоги», «ударный и безударный слоги». Учитывая возраст детей и их естественное стремление к игровой деятельности, знакомство с правилом и работу над ним можно проводить с помощью дидактических игр, которые служат переходом к изучению правила.  

                  Пример.  Игра «Догадайся сам».

  Цель:  тренировка в слогоделении, в ударении.

  Наглядный материал: картинки с изображением птиц.

                 В верхней части доски с одной стороны помещен один кружок, с другой – два. Показываю картинки птиц, дети должны произнести названия птиц, разделить слова на слоги, определить ударный слог, определить, в какую часть доски поместить.

              Подобным образом можно собирать овощи, грибы в разные корзины и т.д.

              На уроках отрабатываются умения, направленные на тренировку в постановке ударения, на определение ударных и безударных гласных, формировать  умение изменять слово (на основе соотношения «один – много»). Использую устные упражнения, упражнения на списывание, упражнения творческого характера.  (см .приложение)

             Во втором – четвертом классах  правило правописания безударных гласных в корне слов изучается на морфологическом уровне. Такой переход становится возможным в связи с изучением состава слова.  К уже приобретенным умениям добавляются следующие: умение находить корень слова;  умения подбирать проверочные слова путем подбора однокоренных слов;  умение выбирать среди проверочных слова с ударной гласной в корне. В соответствии со структурой правила изменяется и система упражнений  (см.  приложение).

             Работа над правилом правописания безударных гласных  не должна быть ограничена только им. Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе.

                                       Приложение

                   Карточка № 1.

  1. Спишите слова, обозначьте ударение:

Ребята, девочка, мальчики. Работа

  1. Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем они различаются?

Мальчик вышел из  леса.   Красивые у нас  леса.

       Карточка № 2.

  1.   Выпишите слова, в которых три слога:

Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.

  1.   Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.

Яркие                                        цвет

Солнечное                               краски

Желтый                                     небо

        Карточка № 3

  1.  Спишите слова, рядом напишите проверочные, обозначьте орфограмму:

  ш.ги - …,     л.са - …,  м.ря - …,  гр.бы - … ,   ст.лбы - … .

      2.  Спишите предложения, вставьте пропущенные гласные, в скобках          напишите проверочные слова:

      На тр.ве еще бл.стит р.са. На дв.ре г.рой, а в избе в.дой.  На  дв.ре тр.ва, на тр.ве др.ва.

                 Карточка № 4

 

  1.  Выпишите однокоренные слова, выделите корень, поставьте ударение,  обозначьте значком часть слова, где находится орфограмма:

             В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки.  Наш лесничий в школе создал лесничество.  Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.

          Карточка № 5

  1.  Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните проверочное слово:

М.ховая шапка      -            шапка из меха

Зв.риный след       -                     …..

Д.ревянная палка   -                 …..

Гр.бной суп             -                   …..

   Карточка №6

  1.  Выпишите из текста слова с безударной гласной, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму:

    Город на холмах. На одном из них стоит широкая стена – зубчатая, с башнями.   Больше двух километров надо прошагать,  чтобы обойти ее кругом.  Здесь в давние времена зародился город.

             

                   

Список литературы.

1 . Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.

2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.

3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983.

4. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

5. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.

6 .Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. -
М., 1992.
.

7 . Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975.

8. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.

9. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы проверки безударных гласных в корне (Презентация к уроку)

Презентация для урока - обобщения во 2 классе по теме "Способы проверки безударных гласных". На уроке учащиеся систематизируют знания по теме и составляют памятку. Памятка есть на слайде, но ее надо р...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Алгоритм проверки безударных гласных в корне. Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова.  Выведение на уроке вместе с обучающимися алгоритма проверки безударных глассных в корне слова....