Формирование навыка орфографической зоркости
методическая разработка (русский язык) по теме

Приёмы работы на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_orfograficheskoy_zorkosti.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Любимова В.В.

Высшая категория

        Одна из главных задач обучения русскому языку в начальных классах  является формирование орфографической грамотности. Овладение элементарными навыками письма в период обучения грамоте – это начало длительного процесса изучения учащимися русского языка. При обучении детей грамоте преследуется цель: подготовить учеников к усвоению грамматических и словообразовательных норм родного языка, правил орфографии, развить речь и мышление учащихся.

        Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в развитии орфографической зоркости у детей. И от того насколько полно будут сформированы в период обучения грамоте орфографические навыки, зависит дальнейшее обучение ребёнка, его орфографическая грамотность, его способность усваивать программу по русскому языку.

        Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является началом, которая мотивирует надобность в правилах и развивает способность выделять при письме те случаи, когда ученика подстерегает опасность допустить ошибку.

        Начинаем знакомство с орфографией с письма с проговариванием. В основе этого письма – проговаривание по слогам.

        В этот же период дети знакомятся со списыванием, который основывается на проговаривании по слогам. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, самоконтроль.

        Одним из важных условий формирования орфографической зоркости является развитый фонетический слух. Работа над ним начинается в период обучения грамоте. Дети учатся слышать звучащее слово и проводить его анализ.

        В дальнейшем дети начинают пользоваться планом звуко – буквенного разбора:

  1. Поставь в слове ударение.
  2. Раздели слово на слоги. Определи количество слогов. Выдели ударный слог.
  3. Определи количество звуков и букв.
  4. Определи гласные (согласные) звуки. Какой буквой обозначается каждый звук.
  5. Запомни трудные написания в этом слове.

Систематическое использование фонетического разбора позволяет значительно развить орфографическую зоркость учащихся.

        Работа по формированию у детей умения видеть «трудные места» я начала со знакомства детей с признаками этих «трудных мест» сначала для гласных, потом для согласных. Работа проводилась в игровой форме:

        «Знайка предлагает Незнайке написать слова, а Незнайка ему в ответ: «Что тут писать – то. Как слышишь, так и пиши». Знайка предостерегает его, говорит об опасности, но незнайка не верит. Ребята, объясните Незнайке, прав ли он» учащиеся отвечают, что Незнайка не прав, что многие слова такие как сосна, лови, росли, леса, пенал пишутся не так, как произносятся.

        Эти слова уже встречались при чтении азбуки, и был сделан их звуко – буквенный анализ, поэтому дети их легко называют, но объяснить несоответствие произношения и написания пока ещё не могут.

        «Тут Знайка рассказывает всем секрет:

- Для гласных, - говорит он, - все положения без ударения «трудные места». Их надо или проверять, изменяя слова по принципу: «Один много», или посмотреть их написание в словаре.

        Коллективно заполняются пустые места в словах: с…сна, л…ви, р…сли, л...са, п…нал. На вопрос «Какие же места для гласных в словах «Трудные»?» дети отвечают: «Места без ударения».

        Так учащиеся знакомятся с безударными гласными. Полученные знания будут закрепляться в процессе дальнейшей работы.

        Для отработки правильного написания безударных гласных уже в период обучения грамоте используем разнообразные игры – упражнения. Усвоение опознавательных признаков орфограмм способствуют и орфографические сказки о звуках и буквах. Сначала дети сравнивают слова: сосны – сосна, осы – оса, страны – страна. Затем рассказываю сказку о безударных гласных а – о.

        «Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а – о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая.  И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в его написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные. С тех пор эти дети пишут грамотно».

        При письме слов с гласными е – и стоит напомнить сказку о гласных. К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя правописание слов. У детей появляется привычка задумываться о написании гласных в безударном слоге.

        Аналогичная работа проводится с парными согласными. На уроке дети играют в игру «буква потерялась». После повторения парных согласных рассказывается сказка. Помните дети, чтобы правильно написать парные согласные на конце слов надо позвать на помощь гласные. Сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям. Сказки помогают учить детей не только видеть орфографию, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции, заменить звуком в сильно        й позиции и затем определить, какой буквой обозначается этот звук.

        Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение: «На сосне растут шишки».

        Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, а  затем записывают предложение в тетрадь.

        В период обучения грамоте решаются орфографические задачи некоторых типов.

Задания:

  1. Выбери букву для обозначения звука:

Тр(а,о)ва, гру(з,с), ж(ы,и)л, ч(а,я)с, щ(у,ю)ка.

  1. Выбери заглавную или строчную букву для выделения имен собственных и начала предложения:

(Ш,ш)арик, (М,м)аша, (Н,н)ева.

  1. Определи место знака переноса:

Оре – хи или о – рехи,

Лей – ка или ле – йка,

Коль – цо или ко – льцо.

  1. Слитно – раздельное написание слов:

В класс – вкласс.

  1. В пословицах подчеркни все парные согласные, которые надо проверить или запомнить:

«Язык мой - друг мой»

«Шутка - минутка, а заряжает на час».

  1. Запиши только только те слова, в которых надо проверить парные согласные:

Колхоз, ученик, город, мебель, берег, заяц, сосед.

  1. Найди четвертый лишний:

Голубь, чиж, грач, кот.

Косьба, метла, лошадка, грибки.

  1. Расставь ударения в словах, подчеркни безударные гласные.

Мосты, река, столы.

  1. Среди слов: «гора, горы, гористая» найди проверяемое и проверочное слова.
  2.  Игра «Спрячь мягкий знак в середину слова».

День – деньки.

Пень – пеньки.

Игры на уроках обучения грамоте способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает интерес к предмету.

        Иногда при изучении новых орфограмм хорошо использовать стихи:

  1. Большая буква.

Имена, фамилии,

Клички, города,

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда.

Начинает буква важные слова:

Иванова Анна, Шуя и Москва.

  1. Жи – Ши.

Жи и ши, жи и ши,

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ёжики, моржи,

Лыжи, лужи, камыши.

  1. Ча – Ща.

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

Развитие орфографической зоркости продолжаем и после периода обучения грамоте. На уроках русского языка мы продолжаем работу. Игровые моменты должны присутствовать на уроках во всех классах и при изучении разных тем. Все дети любят играть, учитель должен учитывать возрастные особенности детей и, конечно, чаще использовать игру на начальном этапе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания по русскому языку для формирования словарно-орфографической зоркости учащихся

задания по русскому языку для формирования словарно-орфографической зоркости учащихся...

«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».

Актуальность. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших...

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

Пути совершенствования навыков орфографической зоркости.

Доклад по теме самообразования: "Пути совершенствования навыков орфографической зоркости"....

Педагогический проект «Формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников через решение тестовых заданий по русскому языку»

Современные технологии в образовании  требуют от учителя поиска новых эффективных подходов для формирования орфографической грамотности и воспитания любви к родному языку. Таким эффективным подхо...

Развитие навыков орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся младшего школьного возраста.

Развитие навыков орфографической зоркости у учащихся является главной задачей учителя начальных классов. Поэтому основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихс...

Исследовательская работа по русскому языку «Формирование навыка орфографической зоркости у младших школьников посредством алгоритмических действий»

Уровень грамотности современных выпускников – одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у младших школьнико...