Урок русского языка в 4 классе "Роль прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ковтун Нина Петровна

Цель урока -развитие умения видеть роль конкретной языковой единицы (имени прилагательного) для понимания смысла текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Русский  язык

4 класс

(Школа России)

Тема урока:

«Общие сведения об имени прилагательном. Роль прилагательных в речи»

                                     Учитель начальных классов

                               Ковтун Нина Петровна

2008 г.

Цели урока:

1.Обобщить знания о лексическом значении прилагательного, его основных грамматических признаках.

2.Совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж по имени  существительному.

3.Учить элементам аналитического анализа текста.

4.Развивать умение видеть роль конкретной языковой единицы (имени прилагательного) для понимания смысла текста.

5. Воспитывать интерес к слову, учить чувствовать и понимать его эстетическую ценность.

Оборудование:

Схемы – таблицы, кроссворд, текст с грамматическими ошибками, текст для лингвистического эксперимента для каждого ученика.

Ход урока

I.Организация класса

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня наш урок не совсем обычный. У нас на уроке гости. Пожелайте гостям доброго здоровья! На уроке, помимо учебных принадлежностей, вам потребуется внимание, старание, желание трудиться.

II. Побуждение к формулированию учебной проблемы  и темы урока.

Учитель. Ребята! На уроках русского языка мы даем характеристику героям книг, определяем качества их характера, отношение к труду.

А вот сейчас давайте перечислим все качества ученика, который всегда трудится на уроках на «4» и  «5». А вы подумаете, есть ли в вас эти качества. Итак, какой же он, этот ученик?

         

п

рилежный

р

аботоспособный

и

сполнительный

                   веж

л

ивый

а

ккуратный

г

рамотный

дисциплиниров

а

нный

т

рудолюбивый

                        т

е

рпеливый

           внимате

л

ьный

            старател

ь

ный

            смышлё

н

ый

                     уп

о

рный

                увлеч

е

нный

Учитель. Постарайтесь воспитать в себе эти качества, и у вас всегда всё получится, и вам будет интересно на уроках.

Эти слова принадлежат к какой части  речи?

(ответы детей)

Определив, что это прилагательное и ключевое слово этого простого кроссворда, вы, конечно же, определили тему нашего урока.

(ответы детей)

Учитель. Тема нашего урока «Общие признаки имени прилагательного». А также мы проведем исследование  на тему «Роль прилагательного в речи».

III.Повторение. Проверка домашнего задания.

Для того, чтобы работать дальше, нам нужно подтвердить, насколько глубоки ваши знания.

     

Опрос- молния

1.Раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное. (морфология)

2.К какой группе частей речи «самостоятельные» или «служебные» относится имя прилагательное? (самостоятельные)

3.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос какой? какая? какое? какие?, но обозначающий признак предмета. (определение)

4.Начальная форма имени прилагательного. (м.р., ед.ч.)

5.Два слова, обозначающие предмет и признак предмета, связанные по смыслу, согласуются в роде, числе, падеже. (словосочетание существительное с прилагательным)

6.Назвать имя прилагательное. (краснеть, красноватый, краснота)

7.Два или несколько слов, отвечающих  на один и тот же вопрос какой?, относятся к одному и тому же члену предложения, обозначают один и тот же признак. (однородные определения)

8.Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и … (имя существительное)

9.Прилагательные, близкие по смыслу. (синонимы)

10.Прилагательные, противоположные по смыслу. (антонимы)

11.Прилагательные имеют грамматические признаки. (род, число, падеж)

IV. Итоги опроса- молнии.

Учитель. Обобщим научные лингвистические сведения об имени прилагательном. Что вам известно об имени прилагательном?

(Ответы детей)

На доске выстраивается схема.

Имя прилагательное

Самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

обозначает признаки предметов

Изменяются по числам, в единственном числе по родам

Согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже

Род, число, падеж прилагательного можно определить по роду, числу, падежу имени существительного

Учитель. Данные научные сведения нам нужно знать для того, чтобы правильно и грамотно говорить и писать.

V. Отработка практических умений.

Учитель. Вот на доске текст. Его составил мальчик Боря. Всё ли он правильно написал? А если неправильно, то чего же не знает Боря?

Задание. Исправить ошибки.

Плывет большое лодка по реке,

А на лодке плывет весёлая друзья,

И везут они с собой забавная игра.

Что же это за игра?

Вам я не скажу.

Лучше дальше вам слова я напишу.

В небе звезды яркая светят и горят,

А друзья с вопросами к вам уже спешат.

Мальчик Боря отошел, ещё раз всё прочел,

Но ошибок не нашел.

Он решил запутать вас.

Кто исправит весь рассказ?

-Чего же не знал Боря?

(Он не знал согласования. Он не знал, что существительные и прилагательные согласуются в роде, числе и падеже).

-А ещё чего не знал Боря?

(Он не знал окончаний прилагательных).

-Как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

(Надо поставить вопрос)

-Как в шутливой форме можно сформулировать правило?

(Не хочешь остаться с сносом, проверяй окончание вопросом).

Учитель. Ребята, выпишите те  словосочетания, в которых Боря допустил ошибки.

Дети. Лодка (какая?) большая (ед.ч., ж.р., И.п.)

           Друзья (какие?) веселые (м.ч, И.п.)

Мы можем определить род? А падеж? (Нам в этом поможет имя существительное)

Игру (какую?) забавную (ед.ч., ж.р., В.п.)

Звезды (какие?) яркие (мн.ч., И.п.)

Учитель. Мы повторим грамматические признаки имени  прилагательных.

А теперь нам предстоит разговор о том, какую же роль играют прилагательные в нашей речи?

VI.Лингвистический эксперимент.

Учитель. Чтение текста.

   «Один мальчик рассказал мне, что провёл целую ночь в лесу. Его взял с собой отец, который был охотником.

-Что же тебе запомнилось?- спросила я.

-Ночь была очень тёмная, а на небе сверкали звёзды, - ответил мальчик.

…Однажды в лесу оказался другой человек. И вот как он рассказал об этом событии:

«Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звёзды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег. Ночь начиналась над лесным краем, долгие сумерки густели в чащах…»

        Этот человек был писателем. Звали его Константин Георгиевич Паустовский. (В.Толмачёва)»

Учитель. Удалось ли мальчику передать своё впечатление о понравившейся ночи в лесу?

Дети. Нет.

Учитель. Почему?

Дети. Он не научился использовать прилагательные в своей речи. Ведь именно прилагательным принадлежит роль делать нашу речь яркой и красочной, точной, выразительной.

(выставляется последняя часть схемы)

Прилагательные  делают нашу речь точной и выразительной

Учитель. Этому мы и должны поучиться у писателя К.Паустовского. Он очень много путешествовал, и у него много красивых произведений о природе. И он не только умел наблюдать, но и рассказывать о своих наблюдениях.

Учитель. Чтобы этому научиться, нужно научиться проникать в смысл каждого слова  при чтении.

Сегодня мы с вами исследуем, как писателю так ярко, красочно,  образно удалось нарисовать  картину  наступающей ночи.

Мы проведем  лингвистический эксперимент, и попытаемся понять, а какова же роль прилагательных в этом описании?

VII.Практическая работа.  Анализ текста.

Учитель. Прочитаем текст – описание «Ночь в лесу» К.Паустовского.

-Чтение вслух выразительно.

-Подчеркни все имена прилагательные.

-Прочитаем выразительно первое предложение. Прочитайте, опустив прилагательные.

Учитель. О чем мы не сможем узнать?

Дети. Ночь была без единого звука, безветренная, а если был бы ветер, то качались бы и скрипели деревья. Было бы шумно.

Учитель. Если опустим сравнения звезды, как капли серебряной воды, о чем мы не узнали бы?

Дети. О том, что такие звезды могут быть только в ясную, тихую погоду.

Учитель. Подобрать синоним к прилагательному.

          Долгие (сумерки)         продолжительные.

О чем говорит это прилагательное?

Дети. Летом сумерки долгие, медленные.

Результаты эксперимента.

Прилагательным принадлежит главная роль в изображении картины наступающей ночи. Читатель смог увидеть  наступающую ночь такой, как будто он сам её наблюдал.

А сейчас практическая работа.

Вам предстоит результаты нашего эксперимента записать.

(Каждому ребенку выдается текст с вопросами лингвистического анализа)

Текст для письменного анализа

  1. «… Безмолвная ночь осторожно надвигалась на лес глухой синевой.
  2. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды.
  3. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег
  4. Ночь начиналась над вечерним краем, долгие сумерки густели в чащах.»

 

/К.Г. Паустовский/

Лингвистический эксперимент

  1. этап.

         а).  ЗПодчеркни все прилагательные карандашом в тексте

 К.Г. Паустовского.

        б). Выпиши прилагательные, которые употреблены в переносном значении.

  1. этап.

Предложение 1.

   а). Подбери синонимы:  Безмолвная (ночь)_________________________

_____________________________________________________________

        б). Объясни значение словосочетания: Глухая синева_________________

          _____________________________________________________________

        в). Разбери слово по составу: Безмолвная ___________________________

        Предложение 2.

Выпиши из каждого предложения сравнения:___________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

       Предложение 3.

Подбери антонимы: Тяжелый свист____________________________________

__________________________________________________________________

       Предложение  4.

Подбери синонимы: Долгие (сумерки)_________________________________

__________________________________________________________________

  1. этап.

Определите главную мысль текста

а).  Всегда наступает темная ночь.

б).  Как величественна и таинственна наступающая ночь над лесным краем.

в).  Сила природы в том, что она заставляет нас восхищаться ее красотой.

Укажи номер предложения, в котором выражена главная мысль:

1     2    3     4

Результат лингвистического эксперимента

  1. этап.

Продолжи предложение.

Если убрать прилагательные из описания текста то...___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель подводит итог проделанной работы на уроке. Предлагает вставить фишки в конверты.(Смотри приложение№1 .)

IХ.Домашнее задание.

Написать сочинение –миниатюру на тему «Зимний вечер».

Приложение №1

Конверты для рефлексии

Мне интересно было работать над заданиями лингвистического эксперимента

Мне интересно было на уроке, и я хочу чтоб такие эксперименты проводились чаще

Мне трудно было одному работать над такими заданиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Роль имён прилагательных в речи

презентация помогает ярче раскрыть тему урока...

Урок русского языка « Роль имен прилагательных в речи».

        Разрешение проблемы о значимости  имен прилагательных в речи....

Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100

Данный урок был первым при изучении раздела "Имя прилагательное" в четвёртом классе..  В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен...