Урок русского языка « Роль имен прилагательных в речи».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Разрешение проблемы о значимости имен прилагательных в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_novyy_urok_russkogo_yazyk1.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Ковровского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 4 классе
Составила:
Холина Любовь Владимировна,
учитель 1 категории
МБОУ «Краснооктябрьская СОШ»
пос. Красный Октябрь 2014 г.
Урок русского языка
УМК « Школа 2100»
Тема: « Роль имен прилагательных в речи».
Цель: Разрешение проблемы о значимости имен прилагательных в речи.
Учебные задачи:
1. Формирование предметных умений:
- находить имена прилагательные в тексте;
- использовать имена прилагательные в речи.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.
Цель как деятельность учеников:
ЗАДАЧИ:
1) научиться видеть образную, эмоциональную функцию имен прилагательных в художественном тексте;
3) учиться эстетически воспринимать окружающий мир;
4) учиться создавать художественные тексты с использованием прилагательных в речи;
5) ориентироваться в учебнике, находить ответы в иллюстрациях, тексте.
Дидактические задачи урока: Формирование УУД в условиях решения учебных задач
(познавательная деятельность – ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую; речевая деятельность и работа с источником информации;
коммуникативная – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне текста), слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему и ключевые слова, учиться работать в паре, группе (выполнять различные роли лидера, исполнителя); организационная деятельность;
регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке, планирование действий, высказывать своё предположение.
Результативность обучения: возможность использования имен прилагательных в текстах.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с текстами, карточки с заданиями для рефлексии.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
| 2 минуты |
| 5 минут |
3.Выявление места и причины затруднения (создание проблемной ситуации). Планирование деятельности | 3 минуты |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (определяем основной вопрос урока) | 5 минут |
| 7 минут |
| 4 минуты |
| 5 минут |
8. Включение в систему знаний. Применение нового знания в творческой деятельности. | 5 минут |
9. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание | 4 минуты |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
Ι. Оргмомент I. Психологический настрой. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | 1.Использует приемы активизации внимания обучающихся, техники здоровьесбережения. 2.Организует ситуацию самооценки учениками готовности к предстоящей деятельности на уроке. Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись. -Настроенье, каково? -Во! -Все такого мнения? -Все, без исключения. Прикрыли глазки и мысленно сказали: Я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе. | 1.Выполняют самооценку готовности настроя на урок. | Личностные результаты 1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные 1.Готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность. Коммуникативные 1.Организационная деятельность. | |
ΙI. Актуализация знаний Цели: - организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала | 1.Фиксирует учебную задачу. 2.Организует задание на повторение. Чтение стихотворения “Ищу слова”. В. Выркина - Ваши впечатления? - Чем понравилось? - Из каких частей речи состоит? Давайте сосчитаем прилагательные. (13) 1.Дает тест на повторение. 2.Готовит к выходу на тему урока. 3.Побуждает к высказыванию своего действия. (Слайд 3,4,5) Проверка на доске: - Сделайте вывод, что такое имя прилагательное? (Слайд 6) | 1.Демонстрируют свои знания с помощью письменной речи (тестов) 2.Делают вывод. | Личностные результаты 1.Принимать и осваивать социальную роль ученика. на уроке. Познавательные. 1.Осознавать роль языка и речи в жизни людей. 2.Умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные 1.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. 2.Умение выражать свои мысли в письменной речи | |
III. Выявление места и причины затруднения. Цели: осознание места и причины собственных затруднений. - зафиксировать новое знание в речи; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | 1.Создает ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. 2.Организовывает дискуссию, чтобы понятийное противоречие было представлено через столкновение различные точек зрения. 3.Обеспечивает эмоциональный отклик у каждого ребенка, для принятия проблемы. 4.Выслушивает комментирование учеников. 5. Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися через организацию побуждающего диалога, основанного на предположении детей. - Вы видите, что на уроке будем работать над частью речи имя прилагательное. - А так ли нужна эта часть речи в русском языке? Создание проблемной ситуации. - Прочитайте текст. ( Слайд 7) - Есть ли в этом тексте имена прилагательные? А текст получился? Значит можно обойтись и без них? | 1. Вспоминают и анализируют знания по данной теме. 2.Участвуют в дискуссии, высказывая собственные точки зрения. 3. Строят предположения о содержании темы урока. 4.Демонстрируют свои знания с помощью устной речи. - Нет. - Необходимы имена прилагательные; - Не нужны, можно обойтись. | Личностные результаты 1.Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать больше. Регулятивные 1. Развиваем умение высказывать своё предположение определять и формулировать тему урока. Познавательные 1.Умение ориентироваться в своей системе знаний. 2.Постановка проблемы. Коммуникативные 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. 2.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цели: организовать постановку цели урока; организовать составление совместного плана действий | 1.Обеспечивает выход на тему урока путем подводящего диалога. 2.Организует постановку цели урока и совместного плана действий. 3.Организует ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов. - Мнения разделились, значит, есть проблема, требующая решения. - Сформулируйте тему урока. ( Слайд 9) - Откройте учебники с.32 прочитайте тему раздела. - Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? Поставьте перед собой цель. - Составим план урока. (Слайд 10) 1. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи. 2. Наблюдать, как применяют писатели имена прилагательные в своих произведениях. 3.Пополнить практический опыт в употреблении имен прилагательных. | 1.Определяют тему и ставят цель, отвечая на вопросы учителя. 2.Планируют деятельность.
- Роль имен прилагательных в речи. -Выяснить, какая роль прилагательных в речи. - Узнать о роли имен прилагательных в речи. - Наблюдать, как применяют писатели имена прилагательные в своих произведениях. -Пополнить практический опыт в употреблении имен | Личностные результаты 1.Развиваем умения выказывать своё отношение к учебной задаче. Регулятивные 1.Умение определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные 1.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. 3.Делать выводы. Коммуникативные 1.Умение слушать и вступать в диалог. 2.Донести свою позицию до других. | |
V. Реализация выхода из проблемной ситуации. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | 1. Организует ситуацию выполнения заданий на понимание роли имени прилагательного в речи (предлагает посмотреть инсценировку, ведет словарно – орфографическую работу, знакомит с новым художественным приемом) - Мы с вами сейчас внимательно посмотрим сценку, которую подготовили ваши одноклассники. Инсценировка. Мама убегает на работу и второпях даёт задание своим детям: Мама: Маша, свари, пожалуйста, кашу. А ты, Коля, сходи в магазин за хлебом. Маша: Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшённую или гречневую? Коля: А какого хлеба купить, белого или чёрного? Мама: Кашу - рисовую, хлеба – белого. – Спасибо, ребята. – Какую роль сыграли имена прилагательные? Словарно – орфографическая работа. Чтение учителем стихотворения С. Есенина « Береза» - Какое настроение поэта вы почувствовали? - Какая часть речи помогла автору сделать художественный текст ярким и выразительным? – Cнег автор сравнивает с серебром. Что такое серебро? Давайте уточним значение этого слова. Запишем. Обозначим орфограммы. - Следующее за ним слово получилось при помощи словообразования или словоизменения? Запишем. Обозначим орфограммы. - Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина. - Может ли быть ручей серебряным на самом деле? - Писатель дает художественное определение предмета, которое помогает живо представить его, почувствовать отношение к нему автора? Такой художественный прием называется – эпитет. А вот еще стихотворение Есенина. - Найдите эпитет. - Что значит, горят росы? - Может ли роса на самом деле гореть? - А по - другому как сказать горят росы? Запишите слово, подчеркните орфограммы. - Для чего автор использует такой прием? | 1.Смотрят инсценировку в исполнении одноклассников и делают вывод. 2.Производят запись в тетрадях. 3.Участвуют в диалоге с учителем для осуществления словарно – орфографической работы и выяснения роли имени прилагательного в речи. 4.Знакомятся с новым художественным приемом. - Сделали ясным смысл задания. Запись в тетрадях. Имена прилагательные нужны, чтобы речь была точной. - Наличие имён прилагательных. С ними текст становится красивее. Запись в тетрадях. Имена прилагательные нужны для красоты описания. | Личностные результаты 1.Формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные
1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные 1.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные 1.Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 2.Донести свою позицию до других. 5.Критично относиться к своему мнению. 6.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | |
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цели: зафиксировать новое знание в речи; организовать включение нового знания в систему знаний | 1.Создает благоприятные условия для сохранения здоровья учеников. 2.Организует двигательную активность учеников. 3. Нацеливает на включение нового знания в систему знаний. 4.Поддерживает детей в самостоятельной деятельности. 5.Выслушивает комментарии детей. Мы прочитали произведения поэтов, которые жили очень давно, но русский язык не потерял своего богатства, красоты. Имена прилагательные помогают сделать его ещё более выразительным и точным. Лингвистический эксперимент. - Возьмите листы со стихами. - Нужно зачеркнуть карандашом все имена прилагательные и прочитать текст без них. В парах друг другу. | 1.Выполняют физкультминутку. Работа в парах по заданиям 1.Лингвистический эксперимент ( ученики читают текст и вычеркивают прилагательные, чтение текста без прилагательных) 2.Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения. 3.Делают вывод о роли имён прилагательных в нашей речи. без них речь наша становится не такой выразительной, яркой, точной исчезают картины, | Личностные результаты 1.На основе анализа текстов делать выводы. Регулятивные 1.Саморегуляция и самооценка деятельности. 2.Определение план выполнения задания. Познавательные 1.Проводить анализ учебного материала. 2.Сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию. 3.Делать выводы в результате совместной работы в паре. Коммуникативные 1.Умение работать в паре 2.Донести свою позицию до других. | |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: зафиксировать новое содержание урока в самостоятельной деятельности | 1.Фиксирует учебную задачу для самостоятельной деятельности. 2.Организует проверку самостоятельной работы. - Давайте продолжим наблюдение за именами прилагательными. Вернёмся на стр. 35 учебника, продолжим наблюдение, упр. 203, ваша задача поработать над текстом и сделать вывод. - Что нового вы узнали об именах прилагательных? | 2.Работают самостоятельно по учебнику. 3.Самопроверка. 4.Делают вывод. Вывод: Имена прилагательные нужны для красоты описания, создания образной, богатой картины | Личностные результаты 1. Развиваем умение работать с текстом и высказывать своё мнение, выражать свои эмоции. Регулятивные 1. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Познавательные 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела Коммуникативные 1.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
VIII. Включение в систему знаний. Применение нового знания в творческой деятельности. Цели: использовать знания, полученные на стадии осмысления в новой ситуации | 1. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. - Представьте, что вы ученые и изучаете вновь открытую планету. Перед вами стоит задача. Прочитайте. Всё понятно? Тогда вперёд. Ребята работают в группах, получив следующие задание. Вставьте вместо пропусков любые имена прилагательные. Нарисуйте планету человечков. Задание было одинаковое, а у всех получились разные рисунки. А почему так получилось? | 1.Работа в группах. Используют знания, полученные на стадии осмысления в новой ситуации. 2.Проверка (представители групп зачитывают получившиеся тексты и показывают свои рисунки). Потому что не было имен прилагательных. Каждая группа выбрала свои имена прилагательные. | Личностные результаты 1.На основе анализа текстов делать выводы. Регулятивные 1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные 1.Проводить анализ учебного материала. Коммуникативные Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. 2.Донести свою позицию до других. | |
IX Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | 1.Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности на уроке. 2.Организует рефлексию. - Вот и подходит к завершению наш урок. Какая задача перед нами стояла? скромный и внимательный. Добрый, ласковый и смирный. Нежный, вежливый и мирный. Злой, сердитый и крикливый. Ленивый и драчливый. Сколько качеств есть на свете. | 1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2.Называют основные позиции нового материала. 3.Самооценка учениками собственной учебной деятельности ( в качестве подведения итогов урока ребята заполняют таблицу на раздаточных карточках, проводя рефлексию своей работы на уроке, затем высказывают свои мнения по вопросам о том, что запомнилось на уроке и что захотелось попробовать после его окончания) Упражнение “Комплимент”. Ребята высказываются о работе друг друга, оценивая вклад каждого в урок, что способствует удовлетворению потребности в признании личностной значимости каждого. | Личностные результаты Умение давать правильную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Регулятивные Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. 2.Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Роль имен прилагательных"
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 3 классе. ОС "Школа 2100". ...
Русский язык Роль имени прилагательного в речи
Русский язык 3 класс Роль имени прилагательного в речи Цель: показать роль имени прилагательного в нашей речи. Задачи: формировать умение подбирать точно прилагательные, умение распознавать роль ...
Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100
Данный урок был первым при изучении раздела "Имя прилагательное" в четвёртом классе.. В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен...
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"
Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...
Урок русского языка "Роль имени прилагательного в тексте"
Урок русского языка проведён в 3 классе. Урок содержит материал по теме "Роль имени прилагательного в тексте"...
Урок руссого языка "Роль имен прилагательных в речи"
Урок изучения нового материала. Ученики работают с текстом, добавляя в него имена прилагательные....
Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...