Урок русского языка « Роль имен прилагательных в речи».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Холина Любовь Владимировна

          Разрешение проблемы о значимости  имен прилагательных в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_novyy_urok_russkogo_yazyk1.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ковровского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»

                                                            Урок русского языка в 4 классе

                                                             Составила:

                                                             Холина Любовь Владимировна,

                                                             учитель 1 категории  

                                                             МБОУ «Краснооктябрьская СОШ»

                                                                   пос. Красный Октябрь 2014 г.

Урок русского языка

УМК « Школа 2100» 

       Тема: « Роль имен прилагательных в речи». 

       Цель:  Разрешение проблемы о значимости  имен прилагательных в речи.

Учебные  задачи:

1. Формирование предметных умений:
- находить имена прилагательные в тексте;
- использовать имена прилагательные в речи.

2. Формирование метапредметных умений:

личностные умения: 

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

регулятивные умения:

- готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные умения:

- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.

Цель как деятельность учеников: 

ЗАДАЧИ:

1) научиться видеть образную, эмоциональную функцию  имен прилагательных в художественном тексте;

3) учиться эстетически воспринимать окружающий мир;

4) учиться создавать художественные тексты с использованием  прилагательных  в речи;

5) ориентироваться в учебнике, находить ответы в иллюстрациях, тексте.

Дидактические задачи урока: Формирование УУД в условиях решения учебных задач

(познавательная деятельность – ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую; речевая деятельность и работа с источником информации;

коммуникативная – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне текста), слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему и ключевые слова, учиться работать в паре, группе (выполнять различные роли лидера, исполнителя); организационная деятельность;

регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке,  планирование действий, высказывать своё предположение.

Результативность обучения: возможность использования имен прилагательных в текстах.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с текстами, карточки с заданиями для рефлексии.

 

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

  1. Организационный момент

2 минуты

  1. Актуализация знаний

                                           5 минут

3.Выявление места и причины затруднения (создание проблемной ситуации). Планирование деятельности

3 минуты

     4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (определяем основной вопрос урока)

                                            5 минут

  1. Реализация выхода из проблемной ситуации (открытие новых знаний)

7 минут

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

  4 минуты

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 5  минут

8. Включение в систему знаний. Применение нового знания в творческой деятельности.

5 минут

     9.  Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание

  4 минуты

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Ι. Оргмомент I. Психологический настрой.

Цели:

- актуализировать требования  к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

1.Использует приемы активизации внимания обучающихся, техники здоровьесбережения.

2.Организует ситуацию самооценки учениками  готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Встали дружно.

Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье,  каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

Прикрыли глазки и мысленно сказали: Я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе.
Открыли глазки, улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом.

1.Выполняют самооценку готовности настроя на урок.

Личностные результаты

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

1.Готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность.
2. Осуществлять самоконтроль.
3.Совместно с учителем и одноклассниками показать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные

 1.Организационная деятельность.

ΙI. Актуализация знаний

Цели:

- организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала

1.Фиксирует учебную задачу.

2.Организует задание  на повторение.

Чтение стихотворения “Ищу слова”. В. Выркина

- Ваши впечатления?

- Чем понравилось?

- Из каких частей речи состоит? Давайте сосчитаем прилагательные. (13)     

1.Дает тест на повторение.

2.Готовит к выходу на тему урока.

3.Побуждает к высказыванию своего действия.

(Слайд 3,4,5)

Проверка на доске:

- Сделайте вывод, что такое имя прилагательное? (Слайд 6)

1.Демонстрируют свои знания с помощью письменной речи (тестов)

2.Делают вывод.

Личностные результаты  1.Принимать и осваивать социальную роль ученика.
Регулятивные 1.Определять цель выполнения заданий

на уроке.

Познавательные.

1.Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

2.Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные

1.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. 2.Умение выражать свои  мысли в письменной речи

III. Выявление места и причины затруднения.

Цели:

осознание места и причины собственных  затруднений.

- зафиксировать новое знание в речи;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

1.Создает ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи.

2.Организовывает дискуссию,  чтобы понятийное противоречие было представлено через столкновение различные точек зрения.

 3.Обеспечивает эмоциональный отклик у каждого ребенка, для принятия  проблемы.

4.Выслушивает комментирование учеников.

5. Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися через организацию побуждающего диалога, основанного на предположении детей.

 - Вы видите, что  на уроке будем работать над  частью речи имя прилагательное.  

 - А так ли нужна эта часть речи в русском языке?     

Создание проблемной ситуации.

- Прочитайте текст.

 ( Слайд  7)

- Есть ли в этом тексте имена прилагательные?   А текст получился?  Значит можно обойтись и без них? 

1. Вспоминают и анализируют знания по данной теме. 2.Участвуют в дискуссии, высказывая собственные  точки зрения.

3. Строят предположения о  содержании темы урока.

4.Демонстрируют  свои знания с помощью устной речи.

- Нет.

- Необходимы имена прилагательные; 

- Не нужны, можно обойтись.

Личностные результаты 1.Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать больше.

Регулятивные

1. Развиваем умение высказывать своё предположение определять и формулировать тему урока.

Познавательные

1.Умение ориентироваться в своей системе знаний. 2.Постановка проблемы. Коммуникативные

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.

2.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий

1.Обеспечивает выход на тему урока путем подводящего диалога. 2.Организует постановку цели урока и совместного  плана действий.

3.Организует ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов.

- Мнения разделились, значит,   есть проблема, требующая решения.
- Так какова наша задача?
(Слайд 8)

- Сформулируйте тему урока.

( Слайд 9)

- Откройте учебники с.32 прочитайте тему раздела.

- Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? Поставьте перед собой цель.

- Составим план урока.

(Слайд 10)

     1. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.

      2. Наблюдать,  как применяют писатели имена  прилагательные в своих произведениях.

     3.Пополнить  практический опыт в употреблении имен прилагательных. 

1.Определяют тему  и ставят цель,  отвечая на вопросы учителя.

2.Планируют деятельность.

 

- Роль имен прилагательных в речи.

-Выяснить, какая  роль прилагательных в речи.  

 - Узнать о роли имен прилагательных в речи.

- Наблюдать,  как применяют писатели имена  прилагательные в своих произведениях.

-Пополнить  практический опыт в употреблении имен

Личностные результаты  

1.Развиваем умения выказывать своё отношение   к учебной задаче.

Регулятивные

1.Умение определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и

личностную рефлексию.

Познавательные 1.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
2.Целеполагание.

3.Делать выводы.

Коммуникативные 1.Умение слушать и вступать в диалог.

2.Донести свою позицию до  других.

V. Реализация выхода из проблемной ситуации.

Цель: 

организовать

усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

1. Организует ситуацию выполнения заданий на понимание роли имени прилагательного в речи (предлагает посмотреть инсценировку, ведет словарно – орфографическую работу, знакомит с новым художественным  приемом)

 -  Мы с вами сейчас внимательно посмотрим сценку, которую

подготовили ваши одноклассники.  

Инсценировка.

Мама убегает на работу и второпях даёт задание своим детям:

Мама: Маша, свари, пожалуйста, кашу. А ты, Коля, сходи в магазин за хлебом.

Маша: Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшённую или гречневую?

Коля: А какого хлеба купить, белого или чёрного?

Мама: Кашу - рисовую, хлеба – белого.

– Спасибо, ребята.

– Какую роль сыграли имена прилагательные?

Словарно – орфографическая работа.

Чтение учителем стихотворения С. Есенина « Береза»

- Какое настроение поэта    вы почувствовали?

- Какая часть речи  помогла  автору сделать   художественный  текст  ярким и выразительным?  

– Cнег  автор сравнивает с серебром. Что такое серебро?  Давайте уточним значение этого слова. Запишем. Обозначим орфограммы.

- Следующее за ним слово получилось при помощи словообразования или словоизменения? Запишем. Обозначим    орфограммы.

 - Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина.

 - Может ли быть ручей серебряным на самом деле?

 - Писатель дает  художественное определение предмета, которое помогает живо представить его, почувствовать отношение к нему автора? Такой художественный прием называется – эпитет. А вот еще стихотворение Есенина.

- Найдите эпитет.  

 - Что значит, горят росы?

 - Может ли роса на самом деле

 гореть?  

 - А по - другому как сказать горят росы? Запишите слово, подчеркните орфограммы.

- Для чего  автор использует такой прием?

1.Смотрят инсценировку в исполнении одноклассников и делают вывод.

2.Производят  запись  в тетрадях.

3.Участвуют в диалоге с учителем для осуществления словарно – орфографической работы и выяснения роли имени прилагательного в речи.

4.Знакомятся  с новым художественным приемом.

- Сделали ясным смысл задания.

Запись в тетрадях.

Имена прилагательные нужны, чтобы речь была точной.

- Наличие имён прилагательных. С ними текст становится красивее.

Запись в тетрадях.

Имена прилагательные нужны для красоты описания. 

Личностные результаты 1.Формируем мотивацию к обучению  целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

 

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные 1.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
2.Проводить анализ учебного материала.
3.Делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные 1.Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

2.Донести свою позицию до других.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания.

5.Критично относиться к своему мнению.

6.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цели:

зафиксировать новое знание в речи;

организовать включение нового знания в систему знаний

1.Создает благоприятные условия для сохранения здоровья учеников.

2.Организует двигательную активность учеников.

3. Нацеливает на включение нового знания в систему знаний. 4.Поддерживает детей в самостоятельной деятельности. 5.Выслушивает комментарии детей.

  Мы прочитали произведения поэтов, которые жили очень давно, но русский язык не потерял своего богатства, красоты. Имена прилагательные помогают сделать его ещё более выразительным и точным.  Лингвистический эксперимент.

 - Возьмите  листы со стихами.

 - Нужно зачеркнуть карандашом все имена прилагательные и прочитать текст без них. В парах друг другу.

1.Выполняют физкультминутку.

 Работа в парах по заданиям

1.Лингвистический эксперимент ( ученики  читают текст и вычеркивают прилагательные,

чтение текста без прилагательных)

 2.Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения.

3.Делают вывод о роли имён прилагательных в нашей речи.

без них речь наша становится не такой выразительной, яркой, точной исчезают картины,

Личностные результаты 1.На основе анализа текстов  делать выводы. Регулятивные

1.Саморегуляция и самооценка деятельности. 2.Определение план

выполнения задания.

Познавательные 1.Проводить анализ учебного материала. 2.Сопоставлять и отбирать информацию,

преобразовывать информацию.

3.Делать выводы в результате совместной работы  в паре. 

Коммуникативные 1.Умение работать в паре 2.Донести свою позицию до других.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.

VII.

Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.

Цели: 

зафиксировать новое содержание урока в самостоятельной деятельности

1.Фиксирует учебную задачу для самостоятельной деятельности.

2.Организует проверку самостоятельной работы.

-  Давайте продолжим наблюдение за именами прилагательными. Вернёмся на стр. 35 учебника, продолжим наблюдение, упр. 203, ваша задача поработать над текстом и сделать вывод.

-  Что нового вы узнали об именах прилагательных?

2.Работают самостоятельно по учебнику.

3.Самопроверка.

4.Делают вывод.

Вывод: Имена прилагательные нужны для красоты описания,  создания образной, богатой картины

Личностные результаты 

1. Развиваем  умение работать с текстом  и высказывать своё мнение, выражать свои эмоции. 

Регулятивные

1. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 

Познавательные 

1. Ориентироваться в

учебнике: определять

умения, которые будут

сформированы на основе

изучения данного раздела

Коммуникативные

1.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII. Включение в систему знаний.  Применение нового знания в творческой деятельности.

 Цели:

использовать  знания, полученные на стадии осмысления в   новой ситуации

1. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

- Представьте, что вы ученые и изучаете вновь открытую планету. Перед вами стоит задача. Прочитайте. Всё понятно? Тогда вперёд.

Ребята работают в группах, получив следующие задание.

Вставьте вместо пропусков любые имена прилагательные. Нарисуйте планету человечков.
На __________планете ________жили_____ и _________человечки, у них были _________
глаза , _________волосы, __________уши. Ножки и ручки  у человечков были _________, а на голове _________.

Задание было одинаковое, а у всех получились разные рисунки. А почему так получилось?

1.Работа в группах. Используют знания, полученные на стадии осмысления в   новой ситуации.

2.Проверка (представители групп зачитывают получившиеся тексты и показывают свои рисунки).

 Потому что не было имен прилагательных. Каждая группа выбрала свои имена прилагательные.

Личностные результаты 1.На основе анализа текстов  делать выводы. Регулятивные

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные 1.Проводить анализ учебного материала.
2.Делать выводы в результате совместной работы  в группе.
 

Коммуникативные  

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

2.Донести свою позицию до других.
3.Слушать и понимать речь других.

IX Рефлексия.  Итог урока. Домашнее задание.

Цели:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

1.Акцентирует внимание на результатах учебной  деятельности на уроке.

2.Организует рефлексию.

- Вот и подходит к завершению наш урок. Какая задача перед нами стояла?
 Мы говорили сегодня о роли имени прилагательного в речи, которую русский лингвист ХХ века Виктор Владимирович Виноградов определил следующим образом:
«Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений».
С задачей урока мы справились?
Вежливый, старательный,

скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный.

Нежный, вежливый и мирный.

Злой, сердитый и крикливый.

Ленивый и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!
 

1.Формулируют конечный  результат своей работы на уроке.  

2.Называют основные позиции нового материала.

3.Самооценка учениками собственной учебной деятельности ( в качестве подведения итогов урока ребята заполняют таблицу на раздаточных карточках, проводя рефлексию своей работы на уроке, затем высказывают свои мнения по вопросам о том, что запомнилось на уроке и что захотелось попробовать после его окончания)

Упражнение “Комплимент”. Ребята высказываются о работе друг друга, оценивая вклад каждого в урок, что способствует удовлетворению потребности в признании личностной значимости каждого.

Личностные результаты Умение давать правильную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные

Определять самостоятельно критерии оценивания,

давать самооценку.

2.Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Роль имен прилагательных"

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 3 классе. ОС "Школа 2100". ...

Русский язык Роль имени прилагательного в речи

Русский язык 3 класс Роль имени прилагательного в речи Цель: показать роль имени прилагательного в нашей речи. Задачи: формировать умение подбирать точно прилагательные, умение распознавать роль ...

Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100

Данный урок был первым при изучении раздела "Имя прилагательное" в четвёртом классе..  В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен...

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Урок русского языка "Роль имени прилагательного в тексте"

Урок русского языка проведён в 3 классе. Урок содержит материал по теме "Роль имени прилагательного в тексте"...

Урок руссого языка "Роль имен прилагательных в речи"

Урок изучения нового материала. Ученики работают с текстом, добавляя в него имена прилагательные....

Конспект урока русского языка "Роль имен прилагательных в языке" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Роль имён прилагательных в языкеЦели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:знать, что такое им...