Главные вкладки

    Урок русского языка "Роль имен прилагательных"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 3 классе. ОС "Школа 2100".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 8_rol_imen_prilagatelnykh.docx39.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта  учебного занятия по  русскому языку

    Класс 3 ОС «Школа 2100»            Учитель  Русанова С.В.

    Общая характеристика учебного занятия

    Тема

    Роль имен прилагательных в речи

    Цель

    Формировать понятие о роли имен прилагательных в русском языке; развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь к языку; бережное отношение к животным; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.

    Основное содержание темы, термины и понятия

    Имя прилагательное, роль в речи, словосочетание.

    Планируемый результат

    Предметные

    УУД

    Распознавать  имена прилагательные среди других частей речи; определять лексическое значение имен прилагательных; составлять словосочетания с именами прилагательными.

    Личностные:   оценивать учебную деятельность, деятельность в команде.

    Регулятивные:  определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану, контроль собственной деятельности.

     Коммуникативные:  сотрудничать при работе в команде,  определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные:

    установление причинно-следственных связей,  проведение сравнительного анализа,   формирование способов эффективного чтения и размышления, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

    Межпредметные связи

    Учебный предмет (курс)

    Формы приемы работы

    Ресурсы

    Литературное чтение. Окружающий мир

    Фронтальная, парная, групповая, самостоятельная. Системно-деятельностный подход. Технология развития критического мышления. Исследование.  

    Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса.

    Презентация Smart  Notebook для интерактивной доски.

    Структура учебного занятия (этапы)

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся (возможные ответы)

    1. Организационный  момент

    Цель этапа: самоопределение  к деятельности.

    Утром ранним кто–то странный
    Заглянул в мое окно,
    На ладони появилось
    Ярко рыжее пятно.
    Это солнце заглянуло,
    Будто руку протянуло,
    Первый лучик золотой.
    И как с самым лучшим другом
    Поздоровалось со мной!

    - Солнце встречает каждого из нас теплом. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

    - Запишите в тетрадях сегодняшнее число.

    Слушают стихотворение, наблюдают за сменой слайдов.

    Здороваются.

    Проверяют рабочие места, настраиваются на работу.

    Записывают число, вид работы.

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Цель этапа: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности.

    Показатели реального результата этапа:  активизируются имеющиеся знания, постановка проблемного вопроса.

    1. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)  

    - Игра «Шифровка». Какие слова зашифрованы? Ансев, анилд, анул.

    - Что общего у этих слов?

    - Повторим написание этой буквы.  Работайте на двух строках, самостоятельно соединяя «н» и «нн» в росчерк.  

    - Как вы считаете, какая орфограмма «просит», чтобы о ней вспомнили?

    Игра «Кто последний»

    - Назвать слово с удвоенной согласной «н».

    - Добавьте к каждому слову окончание  «-ий» или «-ый». Запишите получившиеся пары слов.

    2. Актуализация знаний по теме «Имя прилагательное»

    - Что объединяет получившиеся слова? (весенний, длинный, лунный)

    Заполнение денотатного графа «Имя прилагательное» .

    Имя прилагательное

    Обозначает

    Отвечает  

    Изменяется  

    Связано  

    - Весна , длина, луна.

    - Имена существительные. Неодушевленные имена существительные. В каждом слове два слога. Второй слог ударный. В каждом слове есть буква н.

    У детей получаются индивидуальные росчерки. Два ученика работают на доске.

    - Удвоенная  согласная.

    Побеждает ученик, назвавший последнее слово.

    Весна – весенний; длина – длинный; луна – лунный.

    - Удвоенная «н», слова отвечают на вопрос «какой?», это имена прилагательные.

    Групповая работа.

    - Каждая группа должна закончить граф: подобрать существенные признаки понятия «имя прилагательное», привести примеры.

    3.Постановка учебной задачи.

    Цель этапа: создание условий для формулирования детьми темы и задачи урока. 

    Показатели реального результата этапа:  сформулирована тема урока, определены цель и желаемый результат урока.

    - Разгадайте загадку: Сам ..., …, сюртук …,

    - Почему не получается?

     - Каких слов?

    - Послушайте еще раз: Сам алый, сахарный, сюртук зеленый, бархатный!

    - Какие слова помогли отгадать загадку?  - Какой частью речи являются эти слова?

    - Какой вывод можно сделать?

    - А в чем заключается важность?  

    Прием «Корзина идей».

    Обращение к материалу, собранному в «корзину идей» осуществляется в течение всего урока.  

    - В течение урока мы постараемся ответить на вопрос о том, какова роль имен прилагательных в нашей речи.

    - Назовите тему урока.

     - Чего должны достичь?

    Дают разные ответы.

    Не  хватает слов.

    Это арбуз!

    Алый, сахарный, зеленый, бархатный.

    Именем  прилагательным.

    Имена прилагательные очень важную роль играют в нашей речи, очень нужны.

    Дети выдвигают различные предложения, предположения. Все записывается на доске.

    Роль имен прилагательных в речи.

    - Понять, зачем нужны имена прилагательные.

    4.Построение плана выхода из затруднений.

    Цель этапа: планирование учебной деятельности.

    Показатели реального результата этапа: определен план решения учебной задачи.    

    Пред вами пункты плана урока. Поставите их в нужном порядке.

    Самостоятельно выполнить задания.

    Уметь определять роль прилагательного в словосочетании.

    Узнать, для чего нужны имена прилагательные?

    Сказать, чему научились.

    Дети на интерактивной доске переставляют пункты в нужном порядке.

    1. Узнать, для чего нужны имена прилагательные?

    2. Уметь определять роль прилагательного в словосочетании.

    3. Самостоятельно выполнить задания.

    4. Сказать, чему научились.

    5. Решение учебной задачи.  

    Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

    Показатели реального результата этапа: активная работа учащихся в группах,  найдено решение проблемы.

    Чередование с этапом

    Первичное закрепление

    Цель этапа:

    Установление осознанности восприятия.

    Показатели реального результата этапа: проговаривание изученного материала.

    Схема «Фишбоун»

    - Итак, мы определили проблему нашего урока: узнать, какова роль имен прилагательных в речи, собрали «корзину идей», составили план. Начнем  доказывать наши предположения.  Фиксировать результаты будем с помощью схемы «Фишбоун», а помогут нам «открыть» новое знание наши друзья – животные.

    - Внимательно прочитайте записанные на доске слова (коллективно)

    Хитрая, пуш_стая, к_рова, с_бака, верная, б_льшая, л_са, кошка.

    1. Словарная работа

    - Какие буквы пропущены? Докажите свой ответ.

    - На какие группы можно разбить эти слова с точки зрения русского языка?

    Желательно добиться доказательного ответа на этот вопрос.

    - Запишем существительные

    лиса
    собака
    корова
    кошка

    На доске рисунки

    - Это кто?

    - Какая орфограмма?

    - Классифицируйте этих животных?

    - В чем вы видите отличие домашних животных от диких?

    - Всегда ли домашние животные живут дома, сытые, ухоженные?

    - Сформулируйте правило для тех людей, которые решили завести себе домашнее животное?

    Роль № 1. Характеристика.

    - Работайте  в парах, определите и запишите прилагательные, которые подходят к данным существительным.

    Важно обратить внимание на то, что могут получиться разные варианты таких записей.

    - Какими вы представляете себе большую корову и хитрую корову?  Что позволило вам создать разные образы одного и того же животного?

    - Внесем в схему справа несколько примеров: верная собака, хитрая лиса.

    - Чем помогли нам эти слова?

    - Какую роль выполняют имена прилагательные в этом случае?

    - Запишем напротив словосочетаний в схему «характеристика предметов»

    Слова с безударной гласной, проверяемой ударением: Лиса,  проверочное слово лис., большая – больше. Собака, корова - словарные слова. Пушистая, сочетание жи, щи пиши с буквой и. )

    Имена  существительные, имена прилагательные

    Дети записывают по одному слову на доске.

    Животные.

    Запись учеником слова животные.

    Гласные после шипящих.

    Дикие  и домашние.  

    За  домашними животными ухаживает человек, а дикие заботятся сами о себе.

    Нет,  иногда люди выгоняют своих питомцев на улицу.

    Перед  тем, как завести животное, надо подумать, сможешь ли ты за ним ухаживать, ведь они зависят от нас. Они - наши друзья, любимцы

    Могут получиться следующие записи:

    Хитрая лиса, верная собака, пушистая кошка, большая корова.

    Большая собака,  верная  кошка, хитрая корова, пушистая лиса. И т.п.

    Имена  прилагательные были разными.

    Слова  помогли узнать о данном животном, описали их.

    Помогает  охарактеризовать предмет.  

    Первичное закрепление.

    Работа по- вариантам

    А)1 вариант: выбрать и записать слова, описывающие лису.

    2 вариант: выбрать и записать слова, описывающие собаку.

    - Кроме данных , вы можете придумать и записать свои слова, характеризующие этих животных.

    Хищная, хитрая, умная, рыжая, пятнистая, белая, верная.

    Роль № 2. Уточнение.

    - Вспомните, почему в начале урока вам сразу не удалось отгадать загадку?

    - Поиграем, я вам загадаю загадку: уши, лапы, хвост.

    - А почему у вас разные ответы?

    - Запишем в схему справа пример о загадках.

    - Загадаю ещё раз: Длинные уши, пушистый хвост, мягкие лапки.

    - Почему во второй раз дан точный ответ? Значит, зачем нужны прилагательные?

    - Дополним   записи в схеме слева  словом – «уточнение»

    Роль № 3. Понимание смысла

    - Многие владельцы домашних животных приводят своих питомцев на выставки, чтобы все могли увидеть, какие ухоженные и красивые собаки и кошки. На одной из таких выставок первый приз взяла кошка цвета маренго.

    - Как выглядит эта кошка?

     - Почему кошки у вас получаются разными?

    - А где можно узнать?

    Верно, в таких случаях на помощь приходят различные толковые словари. Обратимся к «Толковому словарю русского языка»

    - Что помогло понять, какого цвета была кошка?  

    - Какую роль в этом случае выполняет имя прилагательное?

      Запишите этот вывод в схему.

     Первичное закрепление

    - Работайте в группах. Найдите в толковом словаре слово, смысл которого раскрывается в большей степени с помощью имен прилагательных.

    Роль № 4. Украшение и обогащение речи.

    Работа в группах.

    Прочитайте отрывок из произведения Э. Сетона-Томпсона «Домино» (История одного черно-бурого лиса) И ответьте на вопрос: Каково назначение в этом тексте имен прилагательных?

    - Итак, каково назначение в этом тексте имен прилагательных?

    - Попробуйте из текста некоторые прилагательные.  Что получается?

    - Запишите в схему справа  прилагательные, которые вам больше понравились.

    - Каково назначение имен прилагательных в этом случае?

    - Закончим схему. Запись слева: украшают, обогащают.

    Проверка

    1 в.- хищная, хитрая, умная, рыжая,…;

    2 .- умная, хитрая, рыжая, пятнистая, белая, верная,…

    Отсутствовали  имена прилагательные, с помощью которых можно понять, о чем идет речь.

    Кот, лиса, волк, мышка, собака, …

    Нет  точного описания

    Заяц.

    Имена  прилагательные уточняют сведения о предметах и явлениях.

    Дети выдвигают различны предположения.

    Непонятно, что это за цвет – маренго

    В словаре

    «Маренго – это сероватый оттенок черного цвета» Запишите в схему справа это выражение.

    Сероватый, черный – это имена прилагательные

    Помогает   понять смысл неясных слов.

    Понять  смысл

    Лучше  указать номер страницы в словаре для каждой группы заранее.

    Находят слова, зачитывают.

    «Черно-бурого лисенка, пока он еще не переменил своей детской шубки,  легко принять за обыкновенного. Только  с  приближением  зимы  можно  обнаружить красоту счастливца. И вот,  когда  прошла  осень  и  в  Голдере  наступили морозные ночи, темнеющая зимняя шуба Домино с каждым днем становилась  все пышнее и гуще, хвост с белым кончиком - пушистее, а темная полоса  поперек морды - все чернее, резко выделяясь, подобно маске, среди  обрамляющей  ее серебристой шерсти. Голова и шея также приобрели  блестящий  черный  цвет. Наконец, как звезды, усеивающие темное ночное небо,  появились  "блестящие белые кончики волос на фоне  черного,  как  мрак,  меха.  Тот,  кто  видел черномазого лисенка в июле, ни за что не узнал бы его теперь, в ноябре,  в полном  блеске  благородного  зимнего   наряда:   Домино   превратился   в великолепного черно-бурого лиса.»

    Возможно,  будет несколько вариантов: про описание животного (роль № 1), про то, что красиво написано – это важнее.

    Не  так интересно и уже не таким красивым представляем лисенка.

    Благородный  черный наряд.

    Обогащают и украшают нашу речь.

    6. Включение в систему знаний.

    Цель этапа: Включение знаний в систему жизненного опыта.

    Показатели реального результата этапа: учащиеся самостоятельно включают новые знания в общую систему.

    В итоге получается схема, в которой верхняя часть - вывод не заполнен. К нему обратимся на стадии рефлексии.

    Первичное закрепление

    Взаимоопрос. Приём «Толстый и тонкий вопросы»

    - Задайте друг другу по одному «тонкому и толстому» вопросу по материалам урока.

    Например: тонкий вопрос: Для чего нужны прилагательные в словосочетаниях «хитрая лиса, серый волк»? Что такое «маренго»? Почему загадку про арбуз с первого раза не удалось разгадать? На какие группы делятся животные?

                       Толстый вопрос: Каким образом имена прилагательные

     украшают нашу речь?

    7.Рефлексия деятельности (итог урока).

    Цель этапа: проверка уровня достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

    Показатели реального результата этапа: дети делают вывод о решении / нерешении проблемы урока. Оценивают свои личные достижения.  

    5 минут

    IV. Стадия «Рефлексия»

    1. «Корзина идей»

    - Настало время подвести итог. Давайте еще раз заглянем в корзинку идей, которую мы собирали в начале урока. Какие предположения подтвердились, какие оказались лишними?

    2. Синквейн.  

    - Составьте синквейн по теме сегодняшнего урока.

    3. Закончить «Фишбоун».

    - В нашей схеме «Фишбоун» осталась пустой верхняя часть, где должен быть написан вывод, главная мысль нашего урока. Какие у вас есть варианты?

     

    4. Оценка деятельности.

    - Оцените свою работу на уроке: активно ли вы участвовали в обсуждении, смогли ли самостоятельно ответить на все вопросы и т.п.

    5. Переход к теме следующего урока

    На экране появляются слова из грамматической сказки

    «Скромные просители

    От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с Существительными…»(Волина В.В. Веселая грамматика. – М.:Знание,1995. – 336 с.)

    - Как вы считаете, о чем пойдет речь на следующем уроке?

    Верно, на следующем уроке мы выясним, каким образом связаны между собой имена прилагательные и имена существительные.

    - Молодцы, было приятно услышать от вас много умных мыслей! Спасибо за урок!

    Высказывания  детей.

    Дети работают в группах, зачитывают свои синквейны, выбирается лучший, который глубже отражает тему урока «Роль имен прилагательных в речи»

    Возможен такой вариант синквейна:

    Прилагательное

    Разнообразное, живописное

    Уточняет, поясняет, украшает

    Очень замечательное – имя прилагательное!

    Эпитет

    Варианты: Имя прилагательное – разнообразное. Имя прилагательное имеет несколько ролей.

    Чтобы все отличным стало, разных признаков немало! Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять!

    Дети в тетради рисуют оценочную шкалу.

    Варианты: о прилагательных и существительных, о связи прилагательных и существительных, как существительные помогали прилагательным и т.п.  



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок "Правописание окончаний имен прилагательных"

    Открытый урок создан для того, чтобы: закрепить навык правописания окончаний им. прилагательных; развивать орфографическую зоркость учащихся; совершенствовать знания уч-ся об имени прилагательном как ...

    Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")

    Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода  имени существительного". Данный конспект предназначен ...