Падежи имен существительных (повторение)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе с применением технологии индувиализированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_o_padezhah_imen_sushchestvitelnyh.rar1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

У. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас с вами урок-повторение Мы с вами вспомним все о падежах имен существительных. Цель нашего урока: познакомить учащихся с изменением существительных по падежам (склонением), научить определять падеж имен существительных, формировать умение различать падежи имен существительных и склонять имена существительные по падежам .

Перед вами на столах два листочка: на одном листочке теоретический материал, с которым вы будете работать, а на другом листочке вопросы трех уровней: блок А –  вопросы на знание материала, на оценку «3», блок Б – вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4», блок В – творческая работа, на оценку «5». Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить за урок. Итак, приступили к работе. У вас в распоряжении 25 минут. Будьте внимательными, успехов вам.

Семинар:

Что такое склонение имен существительных? (спросить 3-4 человека)

Сколько падежей в русском языке? (спросить 3-4 человека)

Что вы узнали об именительном падеже? (спросить 3-4 человека)

Что вы узнали о родительном падеже?

Что узнали о дательном падеже?

Что узнали о винительном падеже?

Что узнали о творительном падеже?

Что узнали о предложном падеже?

Давайте проверим, какие падежи вы поставили над словосочетаниями.

Скажите, как просклоняли слова журавль и сосна?

Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. У всех совпали ваши отметки с полученными за урок?

Молодцы. Вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Задание на дом: упр.150 с.69

Проект урока.

Класс 4б

Тема: Повторение о падежах имен существительных

Цели урока: познакомить учащихся с изменением существительных по падежам (склонением), научить определять падеж имен существительных, формировать умение различать падежи имен существительных и склонять имена существительные по падежам.

№№

п/п

Вид работы

Время

мин

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1

Объяснение темы

2

Объявление темы, настрой на работу,

Определяют цель, выбирают оценку

2

Изучение нового материала

25

Помогает ученикам, направляет

Самостоятельно изучают тему

3

Семинар

10

Проводит семинар по вопросам

Отвечают на вопросы, делают выводы

4

Рефлексия

3

Проверяет целеполагание, дает домашнее задание

Соотносят поставленную цель с результатом работы

Учитель Каткова Т.Л.        20 октября 2010 года

Тема: Повторение о падежах имен существительных

Блок А.

1.Что такое склонение имен существительных? _______________________________________________________

2. Сколько падежей в русском языке? __________

3. На какие вопросы отвечает именительный падеж? _________
__________. Чем является в предложении? _________________
______________________.

4. На какие вопросы отвечает родительный падеж? __________
_______________ С какими предлогами употребляется? ______
_________________________________

5. На какие вопросы отвечает дательный падеж? ____________
_______________ С какими предлогами употребляется? ______
__________________

6. На какие вопросы отвечает винительный падеж? __________
_______________ С какими предлогами употребляется? ______
_____________________________________

7. На какие вопросы отвечает творительный падеж? __________
________________С какими предлогами употребляется? ______
_____________________________________

8. На какие вопросы отвечает предложный падеж? ___________

________________ С какими предлогами употребляется? ______
_______________________________________

Блок Б.

      Определи, в каком падеже стоит существительное и напиши:

слетел лист, думаю о маме, гуляю с собакой, иду по дороге, читаю про лису, играть около дома, хвалить внучку, растет дерево, встретился с другом, сидеть на диване, выныривает из воды, подойти к реке, принести в ведре, бросит шишку, растет без дождя, самолет летит, подошло к причалу, крался за лисицей.

Блок В.

Просклоняйте существительные журавль и сосна с предлогами:

И.п. кто? журавль                               что? сосна

Р.п. у кого? _________________       у чего? ___________________

Д.п. к кому?_________________       _________________________

В.п.про кого? _______________       про что? _________________

Т.п. с кем? __________________       __________________________

П.п. о ком? __________________       __________________________

Тема: Повторение о падежах имен существительных

     Изменение слова по падежам называется склонением. В современном русском языке 6 падежей. Падеж – это грамматическая категория, с помощью которой выражается отношение существительного к другим словам словосочетания или предложения. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. В предложении существительное в именительном падеже является подлежащим.  Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос.

Падежи

Вспомог.

слова

Вопросы

Предлоги

Именительный

кто? что?

Предлогов не имеет

Родительный

нет

кого? чего?

без, до, у, от, из, около, возле, с, для

Дательный

даю

кому? чему?

к, по

Винительный

вижу

кого? что?

в, за, на, про, через

Творительный

доволен

кем? чем?

за, над, перед, под, с

Предложный

думаю

о ком? о чем?

в, об, на, при, о

     Предложный падеж никогда не употребляется без предлогов. Остальные  косвенные падежи могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами.

     Чтобы определить падеж существительного, нужно:

  1. найти слово, к которому относится данное существительное;
  2. поставить от этого слова к имени существительному вопрос.

Тема: Повторение о падежах имен существительных

     Изменение слова по падежам называется склонением. В современном русском языке 6 падежей. Падеж – это грамматическая категория, с помощью которой выражается отношение существительного к другим словам словосочетания или предложения. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.  В предложении существительное в именительном падеже является подлежащим. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос.

Падежи

Вспомог.

слова

Вопросы

Предлоги

Именительный

есть

кто? что?

предлогов не имеет

Родительный

нет

кого? чего?

без, до, у, от, из, около, возле, с, для

Дательный

даю

кому? чему?

к, по

Винительный

вижу

кого? что?

в, за, на, про, через

Творительный

доволен

кем? чем?

за, над, перед, под, с

Предложный

думаю

о ком? о чём?

в, об, на, при, о

     Предложный падеж никогда не употребляется без предлогов. Остальные  косвенные падежи могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами.

     Чтобы определить падеж существительного, нужно:

  1. найти слово, к которому относится данное существительное;

                 2) поставить от этого слова к имени существительному вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение падежи имен существительных

Конспект урока русского языка в 4 классе...

«Повторение о падежах имен существительных»

Урок закрепления знаний о падежах имен существительныхЗадачи: формирование умения распознавать падежи существительных, склонять имена существительные с предлогамисодействовать развитию творческой мысл...

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Тренажер по темам "Склонение имен существительных", "Падеж имен существительных"

Тренажер по темам "Склонение имен существительных",  "Падеж имен существительных"...