Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме

Урок - закрепление в форме игры - путешествия для любого УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Цели:

Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, умений и навыков использовать данную орфограмму при написании слов и предложений.

Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи и обогащению словарного запаса.

Создать условия для формирования коллектива, дружеских отношений, расширения кругозора, воспитания любви к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация к уроку; аудио-записи: минусовка «Жил отважный капитан»,  «Безкозырка белая», карточки для индивидуальной работы; бутылка пустая пластиковая с большим горлышком; странички книги; костюм капитана для учителя и матросов для детей.

I. Организационно-мотивационный этап.

Слайд 2.  

Звучит музыка: минусовка «Жил отважный капитан»

Учитель:

Я стою на корабле

Далеко всё видно мне

Я стою, но не молчу

Поздороваться хочу!

Здравствуйте, дорогие ребята и гости. Давайте улыбнёмся друг другу! Я  рада приветствовать вас. Меня зовут Ольга Николаевна. Садитесь.

Я отважный капитан

Я объездил много стран

В плаванье отправлюсь я

Помогите мне, друзья

Знания для нас важны

В помощь юнги мне нужны.

Вы, согласны помогать?

Надо форму надевать.

Ребята, у вас на партах лежат морские головные уборы, которые называются бескозырки, я предлагаю вам надеть их.

Учитель: - Надеть головной убор!

Дети: -  Есть надеть головной убор!

Отправляемся в путешествие по океану Знаний. Мы посетим острова и во время плавания вспомним некоторые законы правописания.

Слайд 3.

Учитель: - Поднять паруса!

Дети: - Есть поднять паруса!

Учитель: - Полный вперёд!

Дети: -  Есть полный вперёд!

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Наш корабль взял курс на остров. А, что это за остров? (в руках бинокль).

Слайд 4.

Это остров «Угадай-ка»

Ну-ка, юнга, поиграй-ка!

Мы всё быстро соберём

Много разных слов найдём!

Каждый здесь сейчас поймёт,

Кто на острове живёт.

-На домах жителей острова висят спасательные круги. Посмотрите на первый круг. Прочитайте слоги. (жи ши) составьте слова с этими сочетаниями.

Слайд 5, 6.

и

 Прочитайте ещё раз эти слова.Что делала сейчас? (Составляли слова)

3. Беседа. Фронтальная работа. 

– Какие шипящие согласные звуки вы встретили в этих словах?

Слайд 7.

 [ж], [ш], [ч], [щ]    

– Что вы знаете об этих звуках?  Произнесём. Сравним.

 ([ж], [ш] – всегда твёрдые звуки; [ч], [щ] – всегда мягкие звуки.)

– А теперь будьте внимательны! Какие опасные места, вы заметили? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

4. Объявление темы и постановка целей урока.

- Подумайте и скажите чем будем заниматься на уроке?

 (Ответы детей.) 

– Верно, сегодня мы с вами обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Будем упражняться в написании слов и предложений.

Нам пора отправляться дальше. Внимание! Наш радист получил тревожное сообщение. (сигнал sos)  «Наших друзей захватили в плен гигантские осьминоги. Помогите»

Поможем ребята?

Ш. Обобщение и систематизация знаний.

– Назовите  главные правила, которые мы используем в нашем путешествии.

(Ответы детей.)

жи-ши  под ударением пиши с буквой и!

ча-ща под ударением пиши с буквой а!

чу-щу пиши с буквой у!

Физминутка «Юнги»

Слайд 8.

5. Индивидуальная работа учащихся у доски. Выборочный диктант. 

Слайд 9

Учитель: Молодцы, ребята!! И наше путешествие продолжается.Перед нами остров , на котором живут весёлые животные.  Я предлагаю вам открыть бортовой журнал путешествия для того ,чтобы записывать ваши впечатления о жителях этого острова. Найдите точку.

Игра на внимание “Пиши – не спеши!”

–Я думаю, вы хорошо знаете многих животных. А вот как называют их детенышей, знаете? Давайте посмотрим.

– Будьте внимательны. Записывать будем только тех животных, в названиях которых встретите опасное место. Первое слово записваем с большой буквы. При перечислении слов ставим запятые.

Учитель: - Взять ручки

Дети: - Есть взять ручки.

У волка родились… (волчата); (Записываем, потому что встречается сочетание ча)

у коровы – …(телята) – не пишем;

у зайца – … (зайчата);

у мышки – … (мышата) – не пишем;

у белки – … (бельчата).

(Дети работают у доски по цепочке.)

Давайте прочитаем, что вы записали.

 - Каким правилом пользовались? (ча – ща пиши с а)

Ура! Мы справились. И животные предлагают нам отдохнуть под их любимую музыку. Повторяйте за ними движения!

Физминутка музыкальная. (Гирерссылка (картинка белочки))

Слайд 11.

6. Самостоятельная работа по карточкам: 

Куда же нам двигаться дальше? Возьму –ка,  я свою книгу путешествий. Вот это да!

Слайд 12.

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

Помогите мне мои юные друзья. Прочитайте слова. На ваших столах лежат страницы из моей книжки, вставьте пропущенные буквы.

(Ищу, чулан, учу, кручу, щука, грущу – пропущена буква у)

Взаимопроверка.

Поменяйтесь вашими работами со своим соседом. Проверьте правильность написания.

Прочитайте. Все слова вам понятны? Кто может объяснить те слова , которые непонятны?

Чула́н — подсобное помещение хозяйственного назначения.  В ней хранятся продукты питания, имущество

А у кого , юнги, нет ошибок, поднимите руки! Молодцы! Прочитайте слова.

- Каким правилом пользовались? (чу – щу пиши с у)

Слайд 13.

7. Физминутка для глаз   

-  А, мы отправляемся дальше. Что у нас на горизонте?

Учитель: - Взять бинокль!

Дети: - Есть взять бинокль!

Учитель: - Наблюдать за объектами!

Дети: - Есть наблюдать за объектами!

Слайд 14.

Нам друзья грозят пираты

Мы ни в чём не виноваты!

Хорошо нам быть матросом

Покидаемся кокосом.

Я кидаю вам кокос

Докажи, что, ты, матрос

Подумай, не спеши

Назови слова с жи –ши.

Вспомните слова только с сочетаниями жи ши, слова друг за другом не повторяем.

(Детям кидается мяч – кокос по очереди. Они называют слова с сочетаниями жи –ши)

Как пишем эти сочетания? (сочетания жи –ши под ударением пиши с и)

Ага! Испугались нас пираты и убежали!

Учитель: - Отдать швартовый!

Дети: - Есть отдать швартовый!

Слайд 15.

На море есть такая традиция  - послания запечатывать в бутылку и  бросать в море. Я предлагаю и нам воспльзоваться этим и оставить добрые пожелания всем мореплавателям. Для этого, вы возьмите карточки на ваших столах и вставьте подходящие по смыслу слова. Обратите внимание, что у вас карточки разного цвета, и послания будут разными.Будьте внимательны, вы должны выбрать те слова, которые подходят по смыслу и имеют опасные места, которые мы повторяем сегодня.

Пусть ваша ________ будет долгой!

ж.знь,  игра, море

Будьте _________________!

сч.стливы, весёлые

Пусть вам сопутствует_______!

море, удач. , игра

Пусть путешествие будет _______!

ч.десным, весёлое.

Учитель: – Взять ручки

Дети: - Есть взять ручки!

Учитель: - Приступить к записи

Дети: - Есть приступить к записи! (запись)

- Прочитать послание красного цвета! Прочитайте  послание жёлтого цвета., синего цвета, зелёного.

Учитель: Скрутить послания!

Дети: - Есть скрутить послания!

Учитель: - Сбросить в бутылку

Дети: - Есть сбросить в бутылку.

С какими сочетаниями работали? (Сочетания жи - ши, ча- ща, чу –щу)

Итог урока.

Юнги, вы, молодцы! Вы не только знаете и применяете правила, но и умеете сочинять стихи.  Давайте попробуем с вами договорить правило!

Сочетания ЖИ-ШИ

Только с буквой и пиши

Сочетания ЧУ-ЩУ

Только с буквой У пишу

Чаща, дача и печать-

Нужно с  буквой а писать (жёлтым цветом выделены ответы детей)

Слайд 16.

Рефлексия.

– Молодцы! Наше путешествие закончилось. Вы были весёлыми, дисциплинированными и очень дружными. А кто отправится со мной в следующее путешествие, поднимите руки.

Мне очень понравилось у вас сегодня. Я желаю вам успехов! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАССА "ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ"

закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];развитие орфографической зоркости у учащихся;развитие внимания, мышления;обогащение словарн...

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...