Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Головачёва Раиса Владимировна

Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию слова,  творческому исследовательскому поиску. На этапе работы со словарными словами учащиеся составляют рассказ от имени одного из персонажей, это очень трогательные моменты воображаемой жизни выбранного героя. К уроку прилагается содержательная, яркая презентация. В уроке использованы методы обучения русскому языку по авторской  развивающей технологии Ю.А.Поташкиной. Урок был проведён мною 16 марта 2012 года  и имел успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_s_prezentaciey.zip833.15 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки г.Губкина и Губкинского района

Белгородской области

    Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе.

                               Урок-игра "Что? Где? Когда?" по теме

                  Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов

                                                           

                                                                Подготовила учитель начальных классов

                                                                МАОУ "СОШ №12 с УИОП"

                                                                Головачёва Раиса Владимировна

                                             

г.Губкин

2012г

Урок-игра "Что? Где? Когда?"

Тема урока:  Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов.

Цель урока: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала, помочь осознать ценность совместной деятельности;             создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать)познавательный объект;

создать условия  для развития умений использовать  научные методы познания (наблюдение, пути решения проблемы);          

обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самоанализ учебной деятельности;

 содействовать  развитию умения   общаться, обеспечить развитие у детей диалогической и монологической речи;

повторить знания о существенных признаках глагола;

содействовать  формированию орфографической зоркости учащихся;

развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;

создать условия  для развития и совершенствования навыков каллиграфии, развития эмоциональной  сферы детей, речи, мышления, воображения, творческих способностей, умения делать выводы;

воспитывать взаимопонимание, товарищество;

развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению алгоритмов правописания безударных личных окончаний глаголов, по самостоятельному применению знаний при выполнении различных заданий; обеспечить проверку   и оценку знаний и способов деятельности;      

Оборудование: конверты с заданиями (4 варианта),  картинка "сова", презентация   к уроку                                                                                

                                           

                                                      Ход урока.                                                        

1.  Организация внимания, позитивной мотивации деятельности учащихся.  У нас сегодня необычный урок, урок-игра "Что? Где? Когда?".

Играют 4 команды "Знатоков" против "Царицы Грамматики".

Наши гости - это большая и серьёзная судейская команда.

Давайте поприветствуем наших уважаемых судей.

 Дети приветствуют гостей.

Девиз нашего урока:

«Учись, твори, активным будь!

И к знаниям откроешь путь!»

Знания - к мудрости ступенька.  Сова - символ мудрости.

Все задания командам находятся в конвертах, конверты обозначены, ваша задача - по моей команде извлечь задания из конверта, ознакомиться с содержанием, обсудить в своей команде ход выполнения, выполнить и защитить. Капитан команды назначает того, кто аргументирует выбор.

2. Проверка домашнего задания."Дежурные" выходят к доске и озвучивают  выполнение разборов. Все проверяют, исправляют ошибки.

1 ученик                                                      2 ученик

мо/ло/дой ¹  -  3гл., 3слога                   на верхушке³ -сущ., т.к.:

м - [м]- сон.                                              1) пр-т (на чём?)

о -  [о]                                                        2) а)верхушка: нариц., неодуш.,

л -  [л] - сон.                                                     ж.р., 1 скл.;

о -  [о]                                                         б) в П.п., ед.ч.;

д -  [д]-звон.                                              3) где?

о -  [о']                                                        

й -  [й] -сон.

_________

7б., 7зв.

    3 ученик

       верхушке ²

  2.   верхушкам

  3.   верх, верхний, верхолаз, верхушечка

  4.

  5.  бабушка, избушка

4 ученик

        прил.                    прил.            сущ.             гл.                       сущ.                      прил.             сущ.                   гл.      

Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается  на            

весь лес.

Пов., !, ПП, осложнено однородными сказуемыми, которые соединяются неповторяющимся союзом "и" и однородными определениями, которые соединяются интонацией перечисления, на письме разделяются запятыми.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

 Откройте тетради и запишите число, классная работа.

1) Первое задание для всех команд. Расшифруйте слово.

ПИСЧИСНИТОЕА.                          (Чистописание.)

Сегодня на минутке чистописания  мы напишем три буквы.

Внимание, перед вами слова.

СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ. 

- Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук.

-Кто может назвать  слово? (ПРИВЕЗУТ)

-Какая это буква?                       (з)

- Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука.

- Какая это буква?                    (Е)

- Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])

- В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)

- Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени.

- Какая это буква?                   (Л)  

 Это специальный суффикс прошедшего времени.

- Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)

- Какая основа в слове списал?                      (списа)

- Почему?         (Потому что специальный  суффикс "л" прошедшего времени в основу не входит)

 Напишите шесть вариантов расположения данных букв.

 (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)

2). Разминка.

  1. Назови одним словом

- воздушный транспорт                     (самолёт)

      - независимость                                  (свобода)

- переговорное устройство              (телефон)

      - линия между небом и землёй     (горизонт)

      - произведение восьми и двух        (восемь)

  1.  Назови синоним к слову «путь»     (дорога)
  2.  Назови антоним к слову «быстро»(медленно)
  3.  Поставь в начальную форму.

     - в полях, на школьном, голубеют, меня, в луга, от берега, у него, розовел

  1. Считаем ситуации, определяем тип предложения по структуре.

      Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.    

    ПП, осложнено однородными подлежащими. Верните со знаками препинания.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.  

СП, две грамматических основы. Верните со знаками препинания.

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Это предложение с прямой речью.

- Где стоят слова автора?   Чем осложнены?

  Осложнены однородными сказуемыми.

Верните со знаками препинания.

Что можно сказать о словах, принадлежащих рыбке?

Есть обращение "старче". Как поступаем?

3).  Словарная работа.

 Возьмите конверт под №1.

 Разгадайте  зашифрованное слово.

   ВАСРЬЛО.                                      (Словарь.)

Запишите в тетради слово "словарь". Теперь возьмите карточки.

 Слова "рассыпались".  1)Соберите их, запишите в тетрадь, найдите среди них лишнее, приготовьтесь объяснить по какому признаку вы отнесли его к лишним.

1 группа

БЕ          ВО       ДЕ   РО   ВОЧ     ЗА     БЕЙ    КА    РЁ

      2 группа

ЗА      НЫЙ        ВО      ЯЦ    НА       ЖУР    РО     ДЕ

      3  группа

 МЕД    РАН    НА    ВЕДЬ      СИ     КА      О    ДАШ

      4  группа

ПАС   ПЕ   РА   СА    КЕ   ЖИР   ТУХ   ТА

1 группа                 2 группа               3 группа                4 группа

берёза                   ворона                  медведь                пассажир

      воробей                заяц                       осина                       петух

     девочка                дежурный            карандаш              ракета

1 группа

берёза -, а воробей и девочка -одуш. предметы

2 группа

дежурный, т.к "ворона" и "заяц" - животные, а "дежурный " - на тему "школа"

заяц  - двусложное слово, а два других - трёхсложные.

заяц - с ударение на 1 слоге, а два других - на втором.

3 группа      

медведь - одушевлённый предмет, а два других слова -неодушевлённые предметы         

карандаш - все согласные звуки твёрдые

медведь - двусложное слово,  а два других - трёхсложные.

4 группа

ракета - неодушевлённый предмет, а  два других -одушевлённые

петух - двусложное слово,  а два других - трёхсложные.

пассажир  - с удвоенной согласной

а) Скандирование всех слов с ударением.

б) Сейчас, выберите одно из слов и составьте рассказ из трёх-четырёх предложений от имени данного персонажа. Это должен быть небольшой отрезок времени вашей воображаемой жизни. Что-то трогательное, пережитое вами.

в) Прочитайте, какие рассказы у вас получились.

4. Физминутка.

5. Формулирование целевых установок урока и темы урока.

Учитель читает стихотворение, дети - заканчивают.

Интересная часть речи  в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам --------  (глагол)

Кто может сформулировать тему урока? (Глагол) А точнее?

Продолжаем работу над темой «Глагол».

 Учитель сообщает цели и задачи урока.

 В добрый путь и в добрый час позову я вас сейчас!

6. Актуализация знаний

- Что уже знаете о глаголах?

- Как определить спряжение глагола?

- Какие способы действия знаете для определения гласной в безударном личном окончании глагола?

 По неопределенной форме глагола. Повторяем.

из 11 иск.          на -ить                       не на  -ить  +   брить, стелить

                    и//а//я                                                е//у//ю

7. Работа над материалом по теме урока.

1) На доске строчки из стихотворения, исследуйте слова, рассуждайте и сделайте вывод, какую гласную в окончании нужно вставить.

Интересная часть речи  в русском языке живёт.

Кто что дела.т, расскаж.т: черт.т, пиш.т иль поёт,

Вышива.т или паш.т, или забива.т гол,

Вар.т, жар.т, мо.т, чист.т – всё расскаж.т нам глагол.

Отвечаем по цепочке. Записываем глаголы настоящего времени с безударными личными окончаниями.

- Назовите число и лицо глаголов. (3-е лицо, ед.числа)

Конверт №2

Глагол в скобках напишите в форме   1 лица     мн.числа, укажите спряжение

1 группа                                                                      2 группа

топором (колоть) - ..........                               щёткой (чистить) - .......

ножом (резать) - .........                                    лопатой (копать) - ......

3 группа                                                                      4 группа

пилой (пилить) - .....                                          краской (красить) - .......

сеялкой (сеять) - ......                                        ручкой (писать) - .....

2) Проверка выполнения задания.

      Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения задания по памятке, исправьте ошибки, обоснуйте.

Конверт №3

Спишите  пословицы, допишите пропущенные безударные окончания глаголов, окончания выделите, определите спряжение.

1 группа                                                                      2 группа

Труд корм... , а лень порт... .                 Горьким леч... , а сладким  калеч... .

3 группа                                                                      4 группа4 группа

Смелый наступа... , а трус убега... .     Кто вперёд смотр... , тот далеко вид... .

Обмениваемся тетрадями и проверяем.

Объяснить написание окончаний глаголов в 4 группе. (исключения)

Повторить глаголы-исключения.

Гнать, держать, дышать и слышать, и обидеть, и зависеть, видеть всё, смотреть, вертеть, ненавидеть, но терпеть. Брить, стелить.

Физминутка.

Если я назову  глаголы  –  хлопайте в ладоши.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

Конверт №4

Вставьте пропущенные буквы в словах и подходящие по смыслу глаголы.

Запишите предложения.

1 группа                    

Во...т,   св..стит, ветки     ....... , пыль ........ , с ног всех   сб...ва...т, слыш...шь  его, да не  ....... его.  Что это?                 (ветер)

   2 группа              

Тройка мчит(ь)ся, тройка      ........ , вьётся пыль из-под копыт.

К...л...кольчик  звонко      .........  и хохоч...т, и в...зжит.

3 группа                  

Сия...т  солнце, воды   ...... , на всех улы...ка, ж...знь во всём,

деревья   радос...но    тр...пещ....т, купаясь в неб.... голубом.        

    4 группа

Пламя рде..т,  пламя пыш...т, искры брызжут и л...тят.

А на них пр...хладой    .......... , из-за речки тёмный са... .                

Обмениваемся тетрадями и проверяем работу по памятке.          

8. Итог урока.

9. Домашнее задание в конверте №5

10. Рефлексия.                                                                          

Список использованной литературы.

1. Учебник "Русский язык" для 4 класса, часть 2-я ,автор Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова,  УМК "Школа России"

2. Ю.А.Поташкина  "Книга для учителя русского языка", Воронеж,2004

Научно-методический центр новых технологий обучения русскому языку и литературе "Словесник"

3. А.И.Савенков "Методика исследовательского обучения младших школьников"    Самара: Издательство "Учебная литература" 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией "Значения приставок" 3 класс

Тема урока: «Значения приставок»Цели урока:способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок;формирование умения проводить разбор по составу, образовывать новые слова.Планируем...

Разработка урока по русскому языку с презентацией по теме:"Правописание безударных гласных звуков в корне слова. Закрепление."

Урок соответствует ФГОС. Разработан для 2 класса по системе "Школа России", по учебнику "Русский язык".В.П. Канакиной. Цели:обобщить знания детей о правописании безударных гла...

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе"

        Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе" является уроком обобщени...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме : «Ударный и безударный слог»

Сформировать умение ставить ударения в слове,выделять ударные и безударные слоги....