Главные вкладки

    Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Головачёва Раиса Владимировна

    Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию слова,  творческому исследовательскому поиску. На этапе работы со словарными словами учащиеся составляют рассказ от имени одного из персонажей, это очень трогательные моменты воображаемой жизни выбранного героя. К уроку прилагается содержательная, яркая презентация. В уроке использованы методы обучения русскому языку по авторской  развивающей технологии Ю.А.Поташкиной. Урок был проведён мною 16 марта 2012 года  и имел успех.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_s_prezentaciey.zip833.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования и науки г.Губкина и Губкинского района

    Белгородской области

        Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе.

                                   Урок-игра "Что? Где? Когда?" по теме

                      Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов

                                                               

                                                                    Подготовила учитель начальных классов

                                                                    МАОУ "СОШ №12 с УИОП"

                                                                    Головачёва Раиса Владимировна

                                                 

    г.Губкин

    2012г

    Урок-игра "Что? Где? Когда?"

    Тема урока:  Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов.

    Цель урока: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала, помочь осознать ценность совместной деятельности;             создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать)познавательный объект;

    создать условия  для развития умений использовать  научные методы познания (наблюдение, пути решения проблемы);          

    обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самоанализ учебной деятельности;

     содействовать  развитию умения   общаться, обеспечить развитие у детей диалогической и монологической речи;

    повторить знания о существенных признаках глагола;

    содействовать  формированию орфографической зоркости учащихся;

    развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;

    создать условия  для развития и совершенствования навыков каллиграфии, развития эмоциональной  сферы детей, речи, мышления, воображения, творческих способностей, умения делать выводы;

    воспитывать взаимопонимание, товарищество;

    развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

    организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению алгоритмов правописания безударных личных окончаний глаголов, по самостоятельному применению знаний при выполнении различных заданий; обеспечить проверку   и оценку знаний и способов деятельности;      

    Оборудование: конверты с заданиями (4 варианта),  картинка "сова", презентация   к уроку                                                                                

                                               

                                                          Ход урока.                                                        

    1.  Организация внимания, позитивной мотивации деятельности учащихся.  У нас сегодня необычный урок, урок-игра "Что? Где? Когда?".

    Играют 4 команды "Знатоков" против "Царицы Грамматики".

    Наши гости - это большая и серьёзная судейская команда.

    Давайте поприветствуем наших уважаемых судей.

     Дети приветствуют гостей.

    Девиз нашего урока:

    «Учись, твори, активным будь!

    И к знаниям откроешь путь!»

    Знания - к мудрости ступенька.  Сова - символ мудрости.

    Все задания командам находятся в конвертах, конверты обозначены, ваша задача - по моей команде извлечь задания из конверта, ознакомиться с содержанием, обсудить в своей команде ход выполнения, выполнить и защитить. Капитан команды назначает того, кто аргументирует выбор.

    2. Проверка домашнего задания."Дежурные" выходят к доске и озвучивают  выполнение разборов. Все проверяют, исправляют ошибки.

    1 ученик                                                      2 ученик

    мо/ло/дой ¹  -  3гл., 3слога                   на верхушке³ -сущ., т.к.:

    м - [м]- сон.                                              1) пр-т (на чём?)

    о -  [о]                                                        2) а)верхушка: нариц., неодуш.,

    л -  [л] - сон.                                                     ж.р., 1 скл.;

    о -  [о]                                                         б) в П.п., ед.ч.;

    д -  [д]-звон.                                              3) где?

    о -  [о']                                                        

    й -  [й] -сон.

    _________

    7б., 7зв.

        3 ученик

           верхушке ²

      2.   верхушкам

      3.   верх, верхний, верхолаз, верхушечка

      4.

      5.  бабушка, избушка

    4 ученик

            прил.                    прил.            сущ.             гл.                       сущ.                      прил.             сущ.                   гл.      

    Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается  на            

    весь лес.

    Пов., !, ПП, осложнено однородными сказуемыми, которые соединяются неповторяющимся союзом "и" и однородными определениями, которые соединяются интонацией перечисления, на письме разделяются запятыми.

    3. Актуализация опорных знаний учащихся.

     Откройте тетради и запишите число, классная работа.

    1) Первое задание для всех команд. Расшифруйте слово.

    ПИСЧИСНИТОЕА.                          (Чистописание.)

    Сегодня на минутке чистописания  мы напишем три буквы.

    Внимание, перед вами слова.

    СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ. 

    - Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук.

    -Кто может назвать  слово? (ПРИВЕЗУТ)

    -Какая это буква?                       (з)

    - Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука.

    - Какая это буква?                    (Е)

    - Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])

    - В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)

    - Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени.

    - Какая это буква?                   (Л)  

     Это специальный суффикс прошедшего времени.

    - Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)

    - Какая основа в слове списал?                      (списа)

    - Почему?         (Потому что специальный  суффикс "л" прошедшего времени в основу не входит)

     Напишите шесть вариантов расположения данных букв.

     (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)

    2). Разминка.

    1. Назови одним словом

    - воздушный транспорт                     (самолёт)

          - независимость                                  (свобода)

    - переговорное устройство              (телефон)

          - линия между небом и землёй     (горизонт)

          - произведение восьми и двух        (восемь)

    1.  Назови синоним к слову «путь»     (дорога)
    2.  Назови антоним к слову «быстро»(медленно)
    3.  Поставь в начальную форму.

         - в полях, на школьном, голубеют, меня, в луга, от берега, у него, розовел

    1. Считаем ситуации, определяем тип предложения по структуре.

          Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.    

        ПП, осложнено однородными подлежащими. Верните со знаками препинания.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.  

    СП, две грамматических основы. Верните со знаками препинания.

    Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

    Это предложение с прямой речью.

    - Где стоят слова автора?   Чем осложнены?

      Осложнены однородными сказуемыми.

    Верните со знаками препинания.

    Что можно сказать о словах, принадлежащих рыбке?

    Есть обращение "старче". Как поступаем?

    3).  Словарная работа.

     Возьмите конверт под №1.

     Разгадайте  зашифрованное слово.

       ВАСРЬЛО.                                      (Словарь.)

    Запишите в тетради слово "словарь". Теперь возьмите карточки.

     Слова "рассыпались".  1)Соберите их, запишите в тетрадь, найдите среди них лишнее, приготовьтесь объяснить по какому признаку вы отнесли его к лишним.

    1 группа

    БЕ          ВО       ДЕ   РО   ВОЧ     ЗА     БЕЙ    КА    РЁ

          2 группа

    ЗА      НЫЙ        ВО      ЯЦ    НА       ЖУР    РО     ДЕ

          3  группа

     МЕД    РАН    НА    ВЕДЬ      СИ     КА      О    ДАШ

          4  группа

    ПАС   ПЕ   РА   СА    КЕ   ЖИР   ТУХ   ТА

    1 группа                 2 группа               3 группа                4 группа

    берёза                   ворона                  медведь                пассажир

          воробей                заяц                       осина                       петух

         девочка                дежурный            карандаш              ракета

    1 группа

    берёза -, а воробей и девочка -одуш. предметы

    2 группа

    дежурный, т.к "ворона" и "заяц" - животные, а "дежурный " - на тему "школа"

    заяц  - двусложное слово, а два других - трёхсложные.

    заяц - с ударение на 1 слоге, а два других - на втором.

    3 группа      

    медведь - одушевлённый предмет, а два других слова -неодушевлённые предметы         

    карандаш - все согласные звуки твёрдые

    медведь - двусложное слово,  а два других - трёхсложные.

    4 группа

    ракета - неодушевлённый предмет, а  два других -одушевлённые

    петух - двусложное слово,  а два других - трёхсложные.

    пассажир  - с удвоенной согласной

    а) Скандирование всех слов с ударением.

    б) Сейчас, выберите одно из слов и составьте рассказ из трёх-четырёх предложений от имени данного персонажа. Это должен быть небольшой отрезок времени вашей воображаемой жизни. Что-то трогательное, пережитое вами.

    в) Прочитайте, какие рассказы у вас получились.

    4. Физминутка.

    5. Формулирование целевых установок урока и темы урока.

    Учитель читает стихотворение, дети - заканчивают.

    Интересная часть речи  в русском языке живёт.

    Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт,

    Вышивает или пашет, или забивает гол,

    Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам --------  (глагол)

    Кто может сформулировать тему урока? (Глагол) А точнее?

    Продолжаем работу над темой «Глагол».

     Учитель сообщает цели и задачи урока.

     В добрый путь и в добрый час позову я вас сейчас!

    6. Актуализация знаний

    - Что уже знаете о глаголах?

    - Как определить спряжение глагола?

    - Какие способы действия знаете для определения гласной в безударном личном окончании глагола?

     По неопределенной форме глагола. Повторяем.

    из 11 иск.          на -ить                       не на  -ить  +   брить, стелить

                        и//а//я                                                е//у//ю

    7. Работа над материалом по теме урока.

    1) На доске строчки из стихотворения, исследуйте слова, рассуждайте и сделайте вывод, какую гласную в окончании нужно вставить.

    Интересная часть речи  в русском языке живёт.

    Кто что дела.т, расскаж.т: черт.т, пиш.т иль поёт,

    Вышива.т или паш.т, или забива.т гол,

    Вар.т, жар.т, мо.т, чист.т – всё расскаж.т нам глагол.

    Отвечаем по цепочке. Записываем глаголы настоящего времени с безударными личными окончаниями.

    - Назовите число и лицо глаголов. (3-е лицо, ед.числа)

    Конверт №2

    Глагол в скобках напишите в форме   1 лица     мн.числа, укажите спряжение

    1 группа                                                                      2 группа

    топором (колоть) - ..........                               щёткой (чистить) - .......

    ножом (резать) - .........                                    лопатой (копать) - ......

    3 группа                                                                      4 группа

    пилой (пилить) - .....                                          краской (красить) - .......

    сеялкой (сеять) - ......                                        ручкой (писать) - .....

    2) Проверка выполнения задания.

          Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения задания по памятке, исправьте ошибки, обоснуйте.

    Конверт №3

    Спишите  пословицы, допишите пропущенные безударные окончания глаголов, окончания выделите, определите спряжение.

    1 группа                                                                      2 группа

    Труд корм... , а лень порт... .                 Горьким леч... , а сладким  калеч... .

    3 группа                                                                      4 группа4 группа

    Смелый наступа... , а трус убега... .     Кто вперёд смотр... , тот далеко вид... .

    Обмениваемся тетрадями и проверяем.

    Объяснить написание окончаний глаголов в 4 группе. (исключения)

    Повторить глаголы-исключения.

    Гнать, держать, дышать и слышать, и обидеть, и зависеть, видеть всё, смотреть, вертеть, ненавидеть, но терпеть. Брить, стелить.

    Физминутка.

    Если я назову  глаголы  –  хлопайте в ладоши.

    Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

    Конверт №4

    Вставьте пропущенные буквы в словах и подходящие по смыслу глаголы.

    Запишите предложения.

    1 группа                    

    Во...т,   св..стит, ветки     ....... , пыль ........ , с ног всех   сб...ва...т, слыш...шь  его, да не  ....... его.  Что это?                 (ветер)

       2 группа              

    Тройка мчит(ь)ся, тройка      ........ , вьётся пыль из-под копыт.

    К...л...кольчик  звонко      .........  и хохоч...т, и в...зжит.

    3 группа                  

    Сия...т  солнце, воды   ...... , на всех улы...ка, ж...знь во всём,

    деревья   радос...но    тр...пещ....т, купаясь в неб.... голубом.        

        4 группа

    Пламя рде..т,  пламя пыш...т, искры брызжут и л...тят.

    А на них пр...хладой    .......... , из-за речки тёмный са... .                

    Обмениваемся тетрадями и проверяем работу по памятке.          

    8. Итог урока.

    9. Домашнее задание в конверте №5

    10. Рефлексия.                                                                          

    Список использованной литературы.

    1. Учебник "Русский язык" для 4 класса, часть 2-я ,автор Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова,  УМК "Школа России"

    2. Ю.А.Поташкина  "Книга для учителя русского языка", Воронеж,2004

    Научно-методический центр новых технологий обучения русскому языку и литературе "Словесник"

    3. А.И.Савенков "Методика исследовательского обучения младших школьников"    Самара: Издательство "Учебная литература" 2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Правильные действия - правильная буква" (Написание безударных личных окончаний глаголов) УМК "Гармония"

    Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Учителю приходится много работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им н...

    Урок русского языка по теме "Применяем знания, совершенствуем умения (Закрепление знаний и умений в написании безударных личных окончаний глаголов )" 4 класс

    Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" позволяет  создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практ...

    УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ И В НАПИСАНИИ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

    Технологическа карта урока русского языка 4 класс Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной формеи в написании безударных личных окончаний глаголов...

    Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

    Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией "Значения приставок" 3 класс

    Тема урока: «Значения приставок»Цели урока:способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок;формирование умения проводить разбор по составу, образовывать новые слова.Планируем...

    Разработка урока по русскому языку с презентацией по теме:"Правописание безударных гласных звуков в корне слова. Закрепление."

    Урок соответствует ФГОС. Разработан для 2 класса по системе "Школа России", по учебнику "Русский язык".В.П. Канакиной. Цели:обобщить знания детей о правописании безударных гла...