"Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода."
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Урок русского языка в 4 классе.

                   Учитель: МБУ СОШ 70 г Тольятти Самарской обл.

                                    Шутова Мария Сергеевна

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

Цель: Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода, развивать умения распознавать падежи и правильно писать окончания.

 Задачи

  1. Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
  2. Совершенствовать умение проверять безударные окончания прилагательных.
  3. Развивать у учащихся осознанное и точное употребление прилагательных в речи, умение анализировать, выстраивать логические рассуждения, делать выводы, формулировать учебную задачу.
  4. Воспитывать любовь и интерес к языку 

Оборудование: компьютер, авторская презентация, задания для работы в группах (кластеры) ,индивидуальные оценочные карточки, сигнальные карточки.

                                                                 Ход урока.

Структура урока

Содержание урока

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

I Организация класса.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Слайд 2

      Девиз нашего урока:

                           

Думать – интенсивно!

Работать –

оперативно!

Если спорить –

доказательно!

Всем - обязательно!

Читает первую строчку.

Читают вторую строчку.

II Актуализация знаний

Слайд 3.

Кто, угадай - ка,

Седая хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром –пушинки?

Отгадайте загадку:

Сегодня мы проведём урок на «опушке леса», Увидим красоту зимнего леса, понаблюдаем за его обитателями.

Зима.

  1. Чистописание.

Слайд 4.

Сс сн со ос ис

сн.говик, с.сулька, л.сичка,сн.жинки

Показывает соединения.

Какие звуки обозначает буква с?

-Дайте характерис-тику звукам.

-Назовите одноко-ренные слова. Что называется корнем?

Дети обводят в воздухе и пишут, вставляя пропущенные орфограммы

  1. Орфографическая минутка.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом-

Всё покрылось серебром.

Загадывает загадку.

Зимние месяцы.

Слайд 5,6.

Игра «Горка»

ф.враль

    д.кабрь

         .нварь

             кал.ндарь

                     мес.ц

                            пр.красный

                              сем.на

-Какая зима обходится без катания с горки?

-Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной Е.

Записывают и проверяют с помощью сигнальных карточек и по эталону.

-К названиям месяцев подберите прилагательные, отражающие основные признаки каждого из месяцев.

декабрь суровый

январь морозный

февраль вьюжный

III Сообщение темы урока.

1) Постановка проблемы.

=Какая часть речи поможет точнее и красочнее описать красоту зимнего леса?

-Что называется именем прилагательным?

- Какая сегодня будет тема урока?

-Это тема раздела, над которым мы работаем уже несколько уроков. А тему сегодняшнего урока вы определите в конце урока.

Имя прилагательное.

Дают определение.

Имя прилагательное.

IV Обобщение материала.

1)Наблюдение.

-Найдите на «горке» имя прилагательное, подберите к нему имена существительные мужского, женского и среднего рода, запишите, выделите

прекрасный день, прекрасное утро, прекрасная погода

-Как изменилось прилагательное?

-Как ещё изменяются имена прилагательные? Докажите.

По родам.

По числам и падежам.

Приводят примеры.

-От чего зависят окончания имён прилагательных?

-Как правильно написать окончание имён прилагательных?

Дети отвечают.

2)Работа с кроссвордом «Зимующие птицы».

Слайд 7.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

-Клё, кле, клё!-поёт со свистом.

Игра в снежки.

  1. Упр.281-выборочное письмо.

Проверка «цепочкой».

Что нужно сделать, прежде чем начнём играть?

«Снежками» будут падежи.

Клёст.

Заготовить снежки.

2 загадка.

Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит.

Постучит- и, легче.

Дятел.

Переход по ссылке

к слайду 8

 Пёстр… дятел остр… клювом выколачивает сем.на из с.сновой шишки.

Спишите.. Вставьте и объясните пропущенные орфограммы. Что для этого нужно сделать?

Определить род и падеж имён прилагательных.

Работа в тетрадях, один ученик работает у доски.

Возврат к слайду 7.

3 загадка.

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

  1. Запись под диктовку с комментированием.

На ветке старого дерева уселись синички.

1)Игра «С ветки на ветку»

2)Разбор 2 предложения по членам предложения.

В каком роде стоят имена прилагательные?

Синичка прыгает, указывает падежи(цепочкой).

В мужском и среднем роде.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Слайд 9.

4 загадка.

-Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь

И зовут меня….

Снегирь.

Переход по ссылке к слайду10.

-Чтение текста. Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

В… лесу на сосне сидит … снегирь. На голове у него … берет. На фоне … покрова птица выделяется … оперением.

-Списать, определить падеж имён прилагательных.

Слайд 11.

-Разобрать имена прилагательные как часть речи:

I в-зимнем (лесу)

II в – ярким (оперением)

.

Что это за текст?

-Как живётся птицам зимой?

-Как вы им можете помочь?

Текст – описание.

Ответы детей.

Самостоятельная работа детей

 

 Работают по памятке.

3)Работа с таблицей.

Слайды 12.

-Как красиво зимой в лесу! Снег как белое покрывало укрывает землю.

-Просклоняем словосочетания белый снег и белое покрывало. -Понаблюдаем за окончаниями прилагательных и сделаем вывод.

Слайды 13-14.

-Заполнение кластера «Окончания прилагательных муж. и ср. рода.»

Заранее раздаёт кластеры.

Работают по таблице.

Работа в парах.                                                               

V Подведение итогов.

Слайд 15.

Определите тему сегодняшнего урока.

-Как определить падеж имён прилагательных?

Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Озвучивают памятку.

VI Рефлексия.

Слайд 16.

Нарисуйте на полях рожицу:

-красную, если на уроке было интересно, всё поняли;

-зелёную, если иногда были трудности, сомнения;

-красную, если не усвоил тему, было не интересно.

Рисуют на полях в тетради.

VII.Задание на дом.

Упр.11 с.13 в тетради с печатной основой.

Слайд 17.

Спасибо за урок.

Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж"

Короч лучше док скачайте, так рил проще хдЯ даже презенташку добавил  Мне хочется еще чего-нибудь написать ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°)...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж" (УМК Школа России, 4 класс)

Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование умения определять  окончания имён прилаг...

Тест по русскому языку "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"

Тест по русскому языку "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"...