Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе "Правописание глаголов. Новогодние сюрпризы".
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Терёхина Ирина Владимировна

    Урок русского языка в 4 классе. Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Терёхина Ирина Владимировна, учитель начальных классов,

     МОУ гимназия №17, г. Королёва

    ТЕМА: Правописание глаголов. Новогодние сюрпризы. 4 класс.

    (Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».)

    Цели: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.

    Задачи урока:

    Образовательные

    1. Закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
    2. Закрепить умение определения спряжения глаголов.
    3. Закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов.
    4. Закрепить знания о глаголах – исключениях.

    Развивающие

    1. Развивать мыслительные операции.
    2. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
    3. Развивать орфографическую зоркость.
    4. Развивать связную устную и письменную речь.

    Воспитательные

    Воспитывать умение работать в коллективе. 

    1. Орг. момент.

    - Настроились на работу. Итак, урок русского языка.

    (Неожиданно в сумке учителя раздаётся телефонный звонок. Учитель берёт трубку. Извиняется перед гостями.)

    - Алло! Да, это Ирина Владимировна… Да, 4 «А» класс…Кто говорит?...Но у нас нет ёлки!...Нет, я не могу, у меня сейчас открытый урок! Русский язык!...Да мы не можем прямо сейчас, у нас много гостей на уроке!...Ну, хорошо. Сейчас я выйду!

    - Ребята, вы не поверите, но позвонил Дед Мороз! Он сказал, что к нашему новогоднему празднику нужно срочно нарядить ёлку, причём прямо сейчас на этом уроке. Мало того, он сказал, что делает нам подарок и за дверью нашего класса стоит настоящая новогодняя ёлочка! Мне кажется, нас кто-то разыгрывает! Максим и Нина, откройте осторожно дверь, проверьте, правда ли это?

    (Ребята открывают дверь и заносят в класс ёлку. К ней привязан скрученный в трубочку ватман и 6 красочно оформленных новогодних конвертов. У всех на лицах удивление и радость.)

    - Даже не знаю, что делать! И ёлку надо нарядить, и урок провести! Ребята, вы поможете мне? Не подведёте? В таком случае, право повесить игрушку на ёлку получат те ребята, которые будут активно работать на уроке и постараются без ошибок выполнить все задания.

    1. Сообщение темы урока.

    - Итак, тема сегодняшнего урока «Правописание глаголов».

    - Какие орфографические задачи будем решать? Что повторим на уроке? (Правописание не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, правописание тся и ться, правописание безударных окончаний глаголов)

    - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола? (Определить, к какому спряжению относится глагол, вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении.)

    - И в этом нам помогут наши схемы-подсказки:

    Неопред. ф. на -ить или нет?

    на -ить

    не на -ить

    II

    I

    спряжения

    спряжения

    I

    II

    ЕдУТ

    И спЯТ

    - А что ещё мы должны вспомнить, чтобы правильно определить спряжение? (Глаголы-исключения).

    - Произнесём их хором:

    Гнать, дышать, держать, обидеть,

    Видеть, слышать, ненавидеть,

    И ещё: терпеть, вертеть,

    И зависеть, и смотреть.

    1. Повторение изученных орфограмм.

    - Ой, а что это за плакат прикреплён к ёлке?

    (На доску вывешиваю плакат, на котором записано стихотворение
    М. Пожаровой «Новый год». В некоторых словах пропущены буквы. На месте пропуска – снежинка.)

    - По-видимому, это послание Деда Мороза. Но что случилось с ним? Некоторые буквы замело снегом. Но ведь это нам не помешает прочитать, что здесь написано.

    Полноч  бёт  –  и  в  серце  трепт:

    В  этот  вещий  чс

    Скаки  светл∗∗  незримо

    Окружают  нас.

    Вютя  лёким   хороводом,

    В  очи  нам  глдят…

    «С  новым  счастем,  с  Новым  годом!» -

    Тихо  гврят.

    Нам  вдали  струит  сияне

    Ярк∗∗  звзда

    И  звёт  нас  в  царство  знаня,

    Правды  и  труда.

    С  твёрдй  верой,  с  новй  силой

    Мы  пойдём  вперё

    Здраствуй,  гость  наш  лекокрылый!

    Здраствуй,  Новый  го!

    (Чтение стихотворения)

    - Ребята, мы должны восстановить текст. Что для этого надо сделать? (Решить орфографические задачи. Объяснить выбор букв.)

    (Устная работа)

    - Что мы повторили на данном этапе урока? (Безударная гласная в корне слова, разделительный ь, ь после шипящих в именах существительных, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные окончания имён прилагательных и глаголов)

    - Активнее всего работали следующие ребята…. Им предоставляется право первым повесить по игрушке на нашу ёлку.

    1. Работа в группах.

    - Ребята! Дед Мороз прислал нам ещё и письма. Их целых 6! В каждом письме задание по теме сегодняшнего урока. Чтобы успеть прочитать все эти письма и выполнить задания, предлагаю разделиться на группы.

    - Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль! Написали – обменялись тетрадями, проверили записи у соседа.

    1. Проверка работы у доски.

    (На доске заранее записаны задания из писем. Группа выходит к доске, объясняет выполнение задания. За правильно выполненную работу – игрушка на ёлку.)

    - Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы. У вас появляется ещё один шанс повесить игрушку на ёлку – если обнаружите ошибку.

    1 группа.

    Составьте предложение из слов: новогодний, встретить, праздник, ребята, весело. Запишите предложение, используя глагол в будущем времени. Обозначьте спряжение глагола. Подчеркните грамматическую основу. Выпишите словосочетания.

    2 группа.

    В пословицах и поговорках замените начальную форму глагола формой 2 лица, ед. ч. Выделите безударные окончания. Обозначьте спряжения.

    Пропущенный час годом не (нагнать).

    Поменьше говори – побольше (услышать).

    3 группа.

    Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.

    Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого моро…ца.

    Снег скоро та…т – к мокр…му лету.

    4 группа.

    Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы.

    Кле…шь, верт…т, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те.

    5 группа.

    Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов, падеж существительных.

    Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.

    6 группа.

    Запишите начальную форму каждого глагола. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч.

    Образец: зеленеть – зеленеет.

    Таять - …, обидеть - …, стелить - …, брить - …, видеть - …

    1. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

    - А теперь откройте учебник с. 119. упр. 5. Определите и укажите спряжение глаголов, в которых пропущены безударные окончания. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, замените звуковую запись буквенной.

    1. Итог. Выставление оценок.

    - Благодаря вашим слаженным действиям, активной работе, наша ёлочка практически готова к празднику. Это будет последний Новый год, который мы празднуем в этом классе вместе. Ведь в следующем году вы станете пятиклассниками, у вас появятся новые учителя. Но я надеюсь на то, что вы не подведёте свою первую учительницу и на всех уроках будете показывать свои знания так же хорошо, как на сегодняшнем уроке. Спасибо за работу. Урок закончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

    Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

    Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

    Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...

    Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"

    Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...

    Урок русского языка по теме: "Глагол"Распознавание глагола по вопросам

    Урок открыитя новых знаний. Урок с использованием презентации....

    Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"

    Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...

    Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

    Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...