Урок русского языка в 4 классе "Правописание глаголов. Новогодние сюрпризы".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Терёхина Ирина Владимировна

Урок русского языка в 4 классе. Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Терёхина Ирина Владимировна, учитель начальных классов,

 МОУ гимназия №17, г. Королёва

ТЕМА: Правописание глаголов. Новогодние сюрпризы. 4 класс.

(Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».)

Цели: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
  2. Закрепить умение определения спряжения глаголов.
  3. Закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов.
  4. Закрепить знания о глаголах – исключениях.

Развивающие

  1. Развивать мыслительные операции.
  2. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
  3. Развивать орфографическую зоркость.
  4. Развивать связную устную и письменную речь.

Воспитательные

Воспитывать умение работать в коллективе. 

  1. Орг. момент.

- Настроились на работу. Итак, урок русского языка.

(Неожиданно в сумке учителя раздаётся телефонный звонок. Учитель берёт трубку. Извиняется перед гостями.)

- Алло! Да, это Ирина Владимировна… Да, 4 «А» класс…Кто говорит?...Но у нас нет ёлки!...Нет, я не могу, у меня сейчас открытый урок! Русский язык!...Да мы не можем прямо сейчас, у нас много гостей на уроке!...Ну, хорошо. Сейчас я выйду!

- Ребята, вы не поверите, но позвонил Дед Мороз! Он сказал, что к нашему новогоднему празднику нужно срочно нарядить ёлку, причём прямо сейчас на этом уроке. Мало того, он сказал, что делает нам подарок и за дверью нашего класса стоит настоящая новогодняя ёлочка! Мне кажется, нас кто-то разыгрывает! Максим и Нина, откройте осторожно дверь, проверьте, правда ли это?

(Ребята открывают дверь и заносят в класс ёлку. К ней привязан скрученный в трубочку ватман и 6 красочно оформленных новогодних конвертов. У всех на лицах удивление и радость.)

- Даже не знаю, что делать! И ёлку надо нарядить, и урок провести! Ребята, вы поможете мне? Не подведёте? В таком случае, право повесить игрушку на ёлку получат те ребята, которые будут активно работать на уроке и постараются без ошибок выполнить все задания.

  1. Сообщение темы урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Правописание глаголов».

- Какие орфографические задачи будем решать? Что повторим на уроке? (Правописание не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, правописание тся и ться, правописание безударных окончаний глаголов)

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола? (Определить, к какому спряжению относится глагол, вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении.)

- И в этом нам помогут наши схемы-подсказки:

Неопред. ф. на -ить или нет?

на -ить

не на -ить

II

I

спряжения

спряжения

I

II

ЕдУТ

И спЯТ

- А что ещё мы должны вспомнить, чтобы правильно определить спряжение? (Глаголы-исключения).

- Произнесём их хором:

Гнать, дышать, держать, обидеть,

Видеть, слышать, ненавидеть,

И ещё: терпеть, вертеть,

И зависеть, и смотреть.

  1. Повторение изученных орфограмм.

- Ой, а что это за плакат прикреплён к ёлке?

(На доску вывешиваю плакат, на котором записано стихотворение
М. Пожаровой «Новый год». В некоторых словах пропущены буквы. На месте пропуска – снежинка.)

- По-видимому, это послание Деда Мороза. Но что случилось с ним? Некоторые буквы замело снегом. Но ведь это нам не помешает прочитать, что здесь написано.

Полноч  бёт  –  и  в  серце  трепт:

В  этот  вещий  чс

Скаки  светл∗∗  незримо

Окружают  нас.

Вютя  лёким   хороводом,

В  очи  нам  глдят…

«С  новым  счастем,  с  Новым  годом!» -

Тихо  гврят.

Нам  вдали  струит  сияне

Ярк∗∗  звзда

И  звёт  нас  в  царство  знаня,

Правды  и  труда.

С  твёрдй  верой,  с  новй  силой

Мы  пойдём  вперё

Здраствуй,  гость  наш  лекокрылый!

Здраствуй,  Новый  го!

(Чтение стихотворения)

- Ребята, мы должны восстановить текст. Что для этого надо сделать? (Решить орфографические задачи. Объяснить выбор букв.)

(Устная работа)

- Что мы повторили на данном этапе урока? (Безударная гласная в корне слова, разделительный ь, ь после шипящих в именах существительных, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные окончания имён прилагательных и глаголов)

- Активнее всего работали следующие ребята…. Им предоставляется право первым повесить по игрушке на нашу ёлку.

  1. Работа в группах.

- Ребята! Дед Мороз прислал нам ещё и письма. Их целых 6! В каждом письме задание по теме сегодняшнего урока. Чтобы успеть прочитать все эти письма и выполнить задания, предлагаю разделиться на группы.

- Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль! Написали – обменялись тетрадями, проверили записи у соседа.

  1. Проверка работы у доски.

(На доске заранее записаны задания из писем. Группа выходит к доске, объясняет выполнение задания. За правильно выполненную работу – игрушка на ёлку.)

- Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы. У вас появляется ещё один шанс повесить игрушку на ёлку – если обнаружите ошибку.

1 группа.

Составьте предложение из слов: новогодний, встретить, праздник, ребята, весело. Запишите предложение, используя глагол в будущем времени. Обозначьте спряжение глагола. Подчеркните грамматическую основу. Выпишите словосочетания.

2 группа.

В пословицах и поговорках замените начальную форму глагола формой 2 лица, ед. ч. Выделите безударные окончания. Обозначьте спряжения.

Пропущенный час годом не (нагнать).

Поменьше говори – побольше (услышать).

3 группа.

Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием.

Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого моро…ца.

Снег скоро та…т – к мокр…му лету.

4 группа.

Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы.

Кле…шь, верт…т, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те.

5 группа.

Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов, падеж существительных.

Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.

6 группа.

Запишите начальную форму каждого глагола. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч.

Образец: зеленеть – зеленеет.

Таять - …, обидеть - …, стелить - …, брить - …, видеть - …

  1. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

- А теперь откройте учебник с. 119. упр. 5. Определите и укажите спряжение глаголов, в которых пропущены безударные окончания. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, замените звуковую запись буквенной.

  1. Итог. Выставление оценок.

- Благодаря вашим слаженным действиям, активной работе, наша ёлочка практически готова к празднику. Это будет последний Новый год, который мы празднуем в этом классе вместе. Ведь в следующем году вы станете пятиклассниками, у вас появятся новые учителя. Но я надеюсь на то, что вы не подведёте свою первую учительницу и на всех уроках будете показывать свои знания так же хорошо, как на сегодняшнем уроке. Спасибо за работу. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...

Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"

Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...

Урок русского языка по теме: "Глагол"Распознавание глагола по вопросам

Урок открыитя новых знаний. Урок с использованием презентации....

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Урок русского языка 3 класс Глагол. Время глагола.

Класс: 3УМК: система РО Л.В. Занкова.Предмет: русский языкТема: Глагол. Время глагола.Тип урока: урок открытия нового знания.Место и роль урока в изучаемой теме :урок изучается в разделе: «Измен...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...