Конспект урока русского языка и презентация
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Урок по   русскому  языку  /УМК «Начальная школа XXIвека» под руководством Н.Ф.Виноградовой/ по теме:  «  Учимся  писать слова с удвоенными согласными в корне»  3  класс. Учитель  начальных классов: Вдовина Н.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc69.5 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок по   русскому языку

/по УМК «Начальная школа XXI века»

под руководством Н.Ф.Виноградовой/

по теме:

«  Учимся  писать слова с удвоенными согласными в корне»

  3   класс

Учитель  начальных классов: Вдовина Н.А.

Тема: «Учимся писать слова с удвоенными  согласными в корне»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной  в корне   слова и повторять изученные;
  2. Знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
  3. Закреплять умение переносить слова с удвоенной согласной;
  4. Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
  5. Развивать у детей интерес к русскому языку.

Учебный материл: Учебник «Русский язык. 3 класс» (1-4) ( автор Иванов С.В., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., ПетленкоЛ.В., Романова В.Ю.), «Рабочая тетрадь №2», таблицы.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Чистописание.
  1. Запишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах – отгадках, соблюдайте правильные соединения.
  1. Где доска и парта есть,

Чтоб за них нам сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный  (класс)

  1. Многим нам она знакома,

В ней купаться можно дома.

Что же это за предмет?

Догадались или нет?  (ванна)

  1. Простудился я вчера,

Голова болит с утра,

Я закашлял и охрип.

У меня, наверно,  (грипп)

  1. Вдоль дороги по бокам

Липы, клены тут и там.

Нам идти здесь веселее.

Этот путь зовут  (аллея)

  1. Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам  (килограмм)
  2. Шестой день недели (суббота)
  3. Их используют для приготовления сдобного теста, кваса… (дрожжи)
  4. Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий  сообщения  с мест

(корреспондент)

  1.  Сообщение темы урока.

У:  Правописание каких слов, судя по минутке чистописания, мы продолжаем изучать?

Д:  Правописание слов с удвоенными  согласными  в корне  слова.

  1. Запись предложения и его разбор.

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

Дадим характеристику предложению в синтаксическом плане:

  1. По цели высказывания... (повеств.)
  2. По эмоциональной окраске… (невоскл.)
  3. По количеству грамматических основ… (прост.)
  4. По наличию второстепенных членов… (распростр.)
  5. По наличию конструкций, осложняющих предложение… ( с однор. сказуемыми)

У: Посмотрите внимательно на предложение,  написание какого  слова вас заинтересовало? (Аппетит)

У:  Объясните почему?

У: Еще раз назовите тему нашего урока.

Д:  Правописание слов с удвоенными  согласными  в корне  слова.

У: Верно, молодцы,

А, что такое аппетит?

Мама мне о нем твердит.

Говорит она сердито:

- Ты поел без аппетита.

(Статья о слове «аппетит» и  работа по теме «Этикет» правила поведения в столовой и за столом)

У: Поднимите руку, те, кто слышал устойчивое выражение «зверский аппетит, волчий аппетит». Что это за выражения? (Фразеологизмы)

  1. Работа по теме урока. Игра «Знай-ка»

Что мы знаем о правописание слов с удвоенными  согласными  в корне  слова?

Что вы хотите узнать?

Можно ли проверить написание удвоенной согласной  буквы в корне слова?

Можно ли подобрать  проверочное слово?

Д: Нет, написание слов с удвоенными  согласными  в корне  слова нужно запомнить.

У: Подскажите мне, в какой части слова находится удвоенная согласная?

Д: В корне слова.

У: Я совсем забыла, что нужно сделать, чтобы определить, в какой части слова находиться удвоенная согласная?

Д: Подобрать однокоренные  слова.

У: Попробуйте мне доказать, что в этой группе слов есть «лишние» слова.

На доске:

                                                 ССОРА

                                                 МЕДЛЕННО             (-енн- суффикс)

                                                 РАССКАЗ                  ( прист. Рас- и корень –сказ-)

                                                 ПАССАЖИР

                                                 РУССКИЙ                (корень –рус – и суффикс –ск-)

                                                 ГРАММ

                                                 ЛЕТНЯЯ                 (окончание прил. Ж.р.)

У: А, кто подскажет, как переносятся слова с удвоенной согласной?

Д: По слогам. Одна согласная буква остается на строке, а вторая переносится на другую строку.

У: Попробуйте разделить для переноса такое слово

Есть спортивная игра,

В ее названии – две буквы «к».

Играя, клюшкой шайбу бей.

Игра известная …(хок-кей)

  1. Работа по учебнику. Продолжим работу над переносом слов с удвоенными согласными, выполнив  Упр. № 1,  стр. 14.
  2. Творческое задание

На доске:

Я сегодня всем наврал –

От стыда алею.

Вот пойду и спрячусь я

В темную аллею.

У:   Какие слова в предложении при произношении звучали одинаково?

       Смысл этих слов одинаков?

       Что мы можем сказать про написание таких слов?

Такие слова называются омонимами. Омонимы-слова, имеющие одинаковую форму, но разное значение.

/Фонетические омонимы (омофоны) – слова имеющие одинаковую звуковую оболочку, но разное написание/

     Почему мальчик хочет спрятаться?

     Какой совет можно дать мальчику, если так получилось, что он наврал – т.е. обманул кого-то?

     (Признаться, извиниться, больше так не делать)

    Попробуйте составить предложение с любой парой слов:

ГРИПП – ГРИБ                          БАЛЛ – БАЛ

  1. Приятнее  найти под елкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

  1. Кто получит низкий балл,

      Не пойдет на школьный бал.

  1. Физминутка. / Определите на слух слова с удвоенными согласными: поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши/:
  1. Спросите, не повысив тона:

Что больше – центнер или тонна?

  1. Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

  1. Радиоволна идет сквозь стену

             Мы ее поймаем за антенну.

  1. Если пьете в школе квас,

             Не забрызгайте весь класс.

  1. Если дома много сора,

             Может дома вспыхнуть ссора.

  1. Самостоятельная работа по учебнику. Стр. 14  Упр. №2
  2. «Скорая помощь» Обрати внимание – это важно ПРАВИЛО стр. 15

ДЛИНА,  ГАЛЕРЕЯ,  ЮНЫЙ,  БАГРЯНЫЙ,  СЕРЕБРЯНЫЙ

  1. Работа над словарными словами ( Статьи из Словаря)

 ТЕРРИТОРИЯ

 ПРОФЕССИЯ

 ГАЛЕРЕЯ

  1. Работа  в группах в «Рабочей тетради№2»

Выполнить Упр.1 стр. 1 – вставить пропущенные буквы и проверить у товарища.

  1.  «Наши гости»  У нас в гостях литературные герои

ЧИПОЛЛИНО                    Джанни Родари

ЧЕБУРАШКА                     Эдуард Успенский

ВИННИ-ПУХ                      Алан Милн

Может быть кто-то из них «лишний» в этой компании? Докажите.

Двое начинаются с буквы «Ч»;

Двое имеют удвоенную согласную  в имени;

Два слова изменяются по падежам, а Чиполлино – нет.

Кто придумал этих героев?

Знаете ли вы еще литературных героев, в именах которых была удвоенная согласная буква?

Муми-тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс (Дж. Р. Толкин), Гулливер (Джонотан Свифт), Рикки-Тикки- Тави (Рельяд Киплинг), Пеппи Длинныйчулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж. К Роулинг).

Спишите и запомните 2-3 имени любимых героев и авторов произведения.

Какая еще орфограмма есть в этих словах (Большая буква в именах собственных)

Какие еще имена мы пишем с удвоенными согласными?

(Инна, Анна, Римма, Эмма, Алла, Жанна, Кирилл, Филипп)

У: Правильно. А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова. (См: Приложение №1)

  1. Итог урока «ОЦЕНКИ»

У: Над какой же темой мы работали сегодня на уроке?

Д:  Правописание слов с удвоенными  согласными  в корне  слова.

У: Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными  согласными  в корне?

Д: Запомнить как можно больше таких слов. В случае затруднения посмотреть написание слова в словаре.

Рефлексия

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Я понял, что…
  4. Я повторил…
  5. Меня удивило…
  1. Домашнее задание: Повторить слова с удвоенной  согласной и выполнить

Упр. №3 на стр. 15 по заданию.

  1. Игра «Помоги Незнайке»

      С удвоенной согласной не выучил слова.

Теперь учитель точно ему поставит «два».

Ну, что ж, дружок Незнайка, поможем мы тебе.

И не оставит класс наш тебя, дружок, в беде.

Задание: Каждый ряд получает лист бумаги, на которых они должны написать одно слово с  удвоенной согласной, лист передается до последней парты. Ученик, с последней парты ряда, который закончил писать слова первым, зачитывает слова. Другие учащиеся с последних парт вычеркивают услышанные слова, а потом дополняют общий список слов теми, которые остались не вычеркнутыми. Остальные следят и вносят поправки.

Приложение №1

Сказка «Про девочку Аллочку» В.Волиной

(«Веселая Грамматика», с. 119)

Читает подготовленный ученик.

    Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе. Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку».

    Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:

- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать  теперь много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

    И Алла разучилась писать свое имя…

    А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

- Почему ты плачешь? -  спросила учительница.

- Я не знаю, как пишется мое имя.

    Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:

- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными  согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.

     Девочка обрадовалась, выучила  и с тех пор знает, как пишется ее имя, а заодно и такие слова, как: ванна, хоккей, масса, классный,  программа, касса, коллектив, аллея, суббота, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить, перрон, шоссе, телеграмма, металл, тонна, грипп, кроссовки, кросс, теннис, бассейн и много других слов.

У: Давайте выучим эти слова и мы!

«Подарок от Аллочки»

Тема урока: «Удвоенные  согласные»

Слова запомни, не спеши,

Красиво, правильно пиши:

  1. слова: ванна, хоккей, масса, классный,  программа, касса, коллектив, аллея, суббота, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить, перрон, шоссе, телеграмма, металл, тонна, грипп, кроссовки, кросс, теннис, бассейн, антенна, территория, профессия, сумма, килограмм, террариум, корреспондент;
  2. имена:  Инна, Анна, Римма, Эмма, Алла, Жанна, Кирилл, Филипп;
  3. сказочных героев: Муми-тролль (Туве Янссон), Хоббит Бильбо Беггинс (Дж. Р. Толкин), Гулливер (Джонотан Свифт), Рикки-Тикки- Тави (Рельяд Киплинг), Пеппи Длинныйчулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж. К Роулинг),Чиполлино (Джанни Родари), Винни-Пух  (Алан Милн).

  1. Чистописание

класс

ванна

грипп

аллея

килограмм

суббота

дрожжи

корреспондент

  1. «Знай-ка»

ссора

медленно

рассказ

пассажир

русский

грамм

летняя

  1. «Скорая помощь»

длина

галерея

юный

багряный

серебряный

«В твой словарик»

аппетит

территория

профессия

галерея

  1. «Наши друзья»

Чиполлино

Чебурашка

Винни-Пух

Джанни Родари

Эдуард Успенский

Алан Милн

  1. «Наши друзья»

Муми-тролль

 (Туве Янссон);

 хоббит Бильбо Беггинс

(Дж. Р. Толкин);

Гулливер

(Джонатан Свифт);

 Рикки-Тикки- Тави

(Редьярд Киплинг);

 Пеппи Длинныйчулок (Астрид Линдгрен);

Гарри Поттер

(Дж. К Роулинг).

  1. «Наши друзья»

Инна

Анна

Римма

Эмма

Алла

Жанна

Кирилл

Филипп

«Мой словарик»

«Толковый словарь русского языка»  С.И.Ожегова

«Москва» 1992г.

АППЕТИТ – 1. Желание много  есть. /Приятного аппетита/

                     2. Потребность, желание. /Умерить свой аппетит/

«Словарь Русского языка» Академии науки СССР Института Русского языка

«Москва» Издательство «Русский язык» 1981г.

АППЕТИТ – 1. Желание есть.

                     2. Желание, стремление, вожделение.

«Толковый словарь русского языка»  С.И.Ожегова

«Москва» 1992г.

ПРОФЕССИЯ – Основной род занятий, трудовой деятельности. / По профессии инженер/

«Словарь Русского языка» Академии науки СССР Института Русского языка

«Москва» Издательство «Русский язык» 1981г.

ПРОФЕССИЯ  -  Род трудовой деятельности, занятий, требующий  

                           определенной подготовки и являющаяся

                          обычно источником существования. /Получить профессию/  

«Толковый словарь русского языка»  С.И.Ожегова

«Москва» 1992г.

ТЕРРИТОРИЯ – Ограниченное земельное пространство.

                          /Территория завода/

Территориальные воды – часть моря, на которую распространяется власть  прибрежного государства.

«Словарь Русского языка» Академии науки СССР Института Русского языка

«Москва» Издательство «Русский язык» 1981г.

ТЕРРИТОРИЯ – земельное пространство с определёнными границами;

                           Пространство земли, внутренних и прибрежных вод, включая воздушное пространство

                          над ними, с границами, определяемыми принадлежностью государства, области.

«Толковый словарь русского языка»  С.И.Ожегова

«Москва» 1992г.

ГАЛЕРЕЯ – 1. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль

                         здания /Стеклянная галерея/

                   2. Верхний ярус театра.

                  3.  Длинный подземный ход в каких-нибудь сооружениях, при  горных  работах.

                 4. В некоторых названиях художественный музей.

                 5. Имеет переносное значение. Длинный ряд, вереница.

                    Галерея  литературных типов.

«Словарь Русского языка» Академии науки СССР Института Русского языка

«Москва» Издательство «Русский язык» 1981г.

ГАЛЕРЕЯ – 1. Длинный узкий крытый проход, коридор, застекленное строение, соединяющие   две отдельные части здания.

                    2. Верхний ярус в театре, цирке.

                   3. Длинный узкий подземный ход в военных сооружениях, при горных работах.

                  4. Специально устроенное помещение, художественный музей,

                  в  котором  размещены для обозрения произведения искусства.

  1. Длинный ряд, вереница (типов, образов).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Словарная работа» «Минутка чистописания»

Слайд 2

«Минутка чистописания»

Слайд 3

Тема урока: «Удвоенные согласные» Цели урока: Знакомить с написанием, происхождением и значением слов с удвоенной согласной; Закреплять умения переносить такие слова; Развивать у обучающихся интереса к русскому языку.

Слайд 4

«Удвоенные согласные» Аппетит от б-льного б-жит, а к зд-ровому катится. Вставить пропущенные буквы; Дать характеристику предложения по плану: По цели высказывания По эмоциональной окраске По количеству грамматических основ По наличию второстепенных членов По наличию конструкций, осложняющих предложение

Слайд 5

«Удвоенные согласные» А пп етит от (боль) б оль ного (бег, г/ж) б е жит, а к (зд оро вье – сл. слово) зд оро вому катится. Повествовательное; Невосклицательное; Простое; Распространённое; С однородными сказуемыми.

Слайд 6

«Удвоенные согласные» «Твой словарик» «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова А пп етит – 1. Желание много есть. /Приятного а пп етита/ 2. Потребность, желание. /Умерить свой а пп етит/ «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова «Зверский а пп етит, волчий а пп етит»

Слайд 7

«Удвоенные согласные» «Твой словарик» Так, что такое а пп етит? Мама мне о нём твердит. Говорит она сердито: -Ты поел без а пп етита!

Слайд 8

«Удвоенные согласные» «Правила этикета»

Слайд 9

«Удвоенные согласные» «Знай-ка» Найди «лишние» слова ССОРА МЕДЛЕННО РАССКАЗ ПАССАЖИР РУССКИЙ ГРАММ ЛЕТНЯЯ

Слайд 10

«Удвоенные согласные» «Знай-ка» медле нн о (суффикс –енн-) ра сс каз ( на стыке приставки рас- и корня –сказ-) ру сс кий (на стыке корня -рус- и суффикса –ск-) летн яя (окончание прил. в ж.р.)

Слайд 11

«Удвоенные согласные» «Знай-ка» Переноси слова с удвоенной согласной так: ХОК-КЕЙ АП-ПЕТИТ, АППЕ-ТИТ ПАС-САЖИР, ПАССА-ЖИР Задание: Выполни самостоятельно по образцу Упр. №1, стр. 14

Слайд 12

«Удвоенные согласные» «Мы творцы» ГРИПП – ГРИБ БАЛЛ - БАЛ

Слайд 13

«Удвоенные согласные» «Отдыхай-ка!» «Поймал слово - хлопай два раза в ладошки!»

Слайд 14

«Удвоенные согласные» « Скорая помощь » Правило стр. 15 Пиши правильно: ДЛ ИН А ГА Л ЕРЕЯ ЮН ЫЙ БАГР ЯН ЫЙ СЕРЕБР ЯН ЫЙ Домашнее задание: Выполни в паре в «Рабочей тетради» на стр. 1 Упр. №1

Слайд 15

«Удвоенные согласные» «Твой словарик» Пиши грамотно: А ПП ЕТИТ ТЕ РР ИТОРИЯ ПРОФЕ СС ИЯ Г АЛ ЕРЕЯ

Слайд 16

«Удвоенные согласные» «Твой словарик» «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова Профе сс ия – основной род занятий, трудовой деятельности /По профессии инженер/ Те рр итория – ограниченное земельное пространство с определенными границами /Те рр итория завода/ Га л ерея – 1. узкое крытое помещение, соединяющее часть здания; 2. Верхний ярус в театре, цирке; 3. В некоторых названиях художественный музей.

Слайд 17

«Удвоенные согласные» «Наши гости» Кто-то «лишний» в нашей компании?

Слайд 18

«Удвоенные согласные» «Наши гости»

Слайд 19

«Удвоенные согласные» «Наши гости» Задание: послушай сказку В.Волиной «Про девочку Аллочку»

Слайд 20

«Удвоенные согласные» Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Я повторил… Меня удивило…

Слайд 21

«Удвоенные согласные» «Помоги Незнайке» Домашнее задание: выучи слова с удвоенной согласной, выполни по заданию Упр.3 стр. 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"

Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...

Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...