Урок русского языка "Краткая форма качественных прилагательных".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Осина Елена Владимировна

Урок составлен по программе "Начальная школа 21 века" Материал включает в себя конспект и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon osina_e.zip191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Краткая форма качественных прилагательных.

Цель: дать представление о краткой форме качественных прилагательных; её роли в предложениях и способах образования.

Оборудование: учебник, проектор, рабочие тетради, листы для рефлексии, задания для работы в группах

  1. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте им улыбнёмся, мы рады видеть их на нашем уроке. А теперь  улыбнитесь друг другу и мне. Я думаю, что у нас сегодня всё получится.

- Скажите, в  какой бы цвет вы окрасили своё настроение, почему?

- Какой вопрос можно поставить к вашим словам?

  1. Постановка темы урока.

- Прочитайте слова, записанные на доске: зелёная, яркое, чистый, земля, шумные.

- Какое слово лишнее? Почему?

- О какой части речи будем говорить на уроке?

- В каком блоке будем работать?

  1. Актуализация знаний.

- Но для открытия новых тайн русского языка, нам понадобятся ваши знания.

- Вспомним, что вы уже знаете об имени прилагательном.

Имя прилагательное

Обозначает:

Отвечает на вопросы:

Изменяются по

В предложении чаще всего бывает

                               , а иногда                        

 По значению прилагательные делятся на

  1. Введение новой темы.
  1. На доске стихотворение:

Язык мы русский изучаем,

И на уроках отмечаем,

Как он велик, как он могуч

И ярок, словно солнца луч.

- Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, какой частью речи являются выделенные слова?

- От каких прилагательных образовались найденные вами слова?

Велик – великий

Могуч – могучий

Ярок – яркий

- Какие по значению полные прилагательные великий, могучий, яркий?

- Отличаются ли слова 1 и 2 столбика? Чем?

- Какое название вы бы дали таким прилагательным?

- Обратимся к учебнику и посмотрим, как называются такие прилагательные.

2. Работа в группах

Понаблюдаем, как изменяются краткие имена прилагательные?

1 группа: изменяет по родам

2 группа: изменяет по числам

3 группа: изменяет по падежам

Каждая группа делает вывод:

  1. Краткие имена прилагательные изменяются по родам.
  2. Краткие имена прилагательные изменяются по числам.
  3. Краткие имена прилагательные по падежам не изменяются.

3. Наблюдение над ролью прилагательных в предложении.

Прочитайте предложения.

Цветущие яблони очень красивы.

Весной воздух свеж и чист.

- Определите, каким членом предложения являются краткие имена прилагательные.

- Сделайте вывод. ( Краткие имена прилагательные в предложении являются сказуемым)

- Давайте сравним свои открытия с выводом в учебнике.

     4. Физминутка

  1. Первичное закрепление

Рассмотрите репродукцию с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг»

-– Какое состояние природы изобразил художник?
(Темное, пасмурное небо, ветра нет.)
– Как будто прошла гроза и скоро выглянет солнце.
- Прочитайте, как описывают этот пейзаж  А. Дитрих и Г. Юрмин. (Упражнение 1 с.107)

- Найдите предложения с краткими именами прилагательными. Выпишите их и определите род и число.

  5. Проблемная ситуация

Работа в парах. (От полных прилагательных образовать краткие)

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

хороший

апельсиновый

прекрасный

трудовой

прозрачный

                                                                                   

- Какая трудность возникла? Какой вывод можно сделать?

6. Проверочная работа с самопроверкой

1.  Образуй краткую форму от данных прилагательных:

Свежий - __________, красивая - _________, горячее - _________

2.  Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются

  1. 1)  по родам и числам
    2)  по родам, числам и падежам

3. Определи род кратких прилагательных.

Прекрасна (        ), чудесен (     ),  красиво (      )

4.  В предложении краткие прилагательные являются

  1)  сказуемым
  2) определением

Самопроверка, самооценка

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Какое открытие сделали на уроке?

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Какое задание было наиболее трудным?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя слова.

                                                              Я

Вспомнил                                     Узнал                                           Научился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных"

Конспект урока русского языка в 3 классе "Краткая форма качественных прилагательных" Начальная школа 21 века.Работа над образованием и правописанием краткой формы качественных прилагательных...

Урок-проект "Начальная форма имен прилагательных. Употребление в речи имен прилагательных".

Закрепление и обобщение знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное» с помощью создания проекта в виде газеты «Эти замечательные имена прилагательные»...