Конспект урока: Наречие. Основное понятие.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Елена Евгеньевна Кривилёва

Урок по русскому языку для учащихся 4 класса по программе " Школа России" разработан по дистанционной технологии с разноуровневыми заданиями, входным и выходным контролем. Урок разработан на модульной основе и готов для дальнейшего его электронного использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie._no_1..docx51.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1

  1. Название модуля (тема урока): Наречие. Основное понятие.
  2. Интегрирующую дидактическую цель: формирование общего понятия о наречии как о части речи, усвоение отличительных признаков наречия от других частей речи.

  1. Целевой план действий для учащихся:

Образовательные:

- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

- учить находить в тексте наречия;  ставить вопросы к наречию;

-  дать определение, что наречие - неизменяемая часть речи,

- познакомить с  ролью наречия в предложении,

Развивающие:

  1. развивать умение правильно ставить вопросы к наречиям и определять с какой частью речи связано
  2. развивать навыки точного употребления наречий в речи
  3. побуждать самостоятельную мыслительную работу ученика
  4. развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы,  находить ошибки, анализировать их, корректировать свою работу;
  5. развивать внимание и память ученика
  6. развивать умение слушать учителя
  7. развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации успеха

Воспитательные:

  1. воспитывать культуру учебного труда
  2. создавать творческого и благоприятного микроклимата
  3. содействовать формированию этических норм поведения, уважение к труду учителя
  4. развивать  навыки работоспособности и профилактики утомления (зрительного) в целях решения физического и санитарно – гигиенического воспитания
  1. Банк информации:

а) входной контроль знаний и умений учащихся

Цель: получить информацию об уровне усвоения ранее изученного материала и уровне готовности учащегося к работе. Провести соответствующую коррекцию знаний.

1. Проверка домашнего задания

Отправить на проверку по электронной почте.

2. Тест

1. Выбери имя существительное:

а) вверху

б) верхний

в) верхушка

г) завершаете

  1. Выбери имя прилагательное:

а) ускорьте

б) скоро

в) скорая

г) скорость

3. Выбери глагол:

а) молча

б) молчишь

в) молчаливый

г) молчун

4. Выбери предлог:

а) ум

б) от

в) лить

г) утром

5. Выбери местоимение:

а) ток

б) могу

в) тебе

г) вниз

6. Окончание это

а) неизменяемая часть слова

б) изменяемая часть слова

7. К самостоятельным частям речи относятся:

а) предлоги, союзы, частицы

б) существительное, прилагательное, местоимение, глагол

Проверка.

б) объяснение нового материала

Цель: Учить самостоятельному выводу о правиле

- А какие слова у тебя вызвали сомнения в ТЕСТЕ?

- Эти слова: вверху, скоро, молча, утром, вниз - новая часть речи наречие.

Справка: Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке.  В слове наречие видишь слово речь. А слово речь в древнерусском языке означает глаголить  (говорить). Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык, «приглаголие», то  есть  слово при глаголе, а русские грамматисты изменили лишь приставку (на глагол – наречие). 


Наречие      «ректи»      «речь»     «говорить», т.е.    «глаголить»,       «приглаголие»


Хорошо, красиво, ладно,

осторожно, аккуратно,

чисто, ласково и нежно,

бодро, холодно и снежно.

Тихо, близко, далеко,

Быстро, весело, легко.

Знали вы или не знали

Что наречия читали? (Н.М.Бетенькова)

       

    фиксировать на

    доску

- Узнавать и находить эту часть речи среди других слов тебе поможетАлгоритм

  1. На какие вопросы отвечает?
  2. Изменяемая или неизменяемая часть речи?
  3. С какой частью речи связано?
  4. Роль в предложении.
  5. Самостоятельная или служебная часть речи?

  1. Вопросы наречия

Уровень А,В

- Поставь вопросы к словам

Вверху, скоро, молча, утром, вниз, слева.

Где?   Как?  Каким образом?   Когда?    Куда?    Откуда?   Почему?   Зачем? 

Уровень С - Поставь вопросы к словам

Вверху, скоро, молча, утром, вниз, слева, всегда, завтра, горяча, нечаянно, мало, чересчур, назло, специально

Где?   Как?  Каким образом?   Когда?    Куда?    Откуда?   Когда? С каких пор?   Зачем? С какой целью? Почему? Отчего? Сколько? Насколько? В какой степени?

Вывод: мы теперь знаем  вопросы, на которые отвечает наречие

Задание

 Уровень А – найти наречия и выписать

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

Уровень В – из двух слов выбрать наречия и записать.

  

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

            (Весело, с шумом) журчат ручейки.

            (В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

 Уровень С – по вопросу подобрать наречие и записать.        

(Где?) пахнет приходом весны.

            Она наступит (когда?).

            (Как?) будет светить солнце.

            (Как?) побегут ручейки.

  1. Изменяемая или неизменяемая часть речи? 

- Есть ли у наречия окончание?

Подсказка: попытайтесь изменить по падежам, по лицам. (Устно)

Уровень А.

 Ед. ч.:1л. - езжу везде, 2л. ездишь  …, 3л. ездит  …

 Мн. ч.:1л.- ездим  …, 2л. ездите  …, 3л. ездят  ….

Уровень В, С.

Работал честно. Работаю честно. Довольно скучная.

Вывод: не склоняется, не спрягается, т.е. наречие - неизменяемая часть речи, следовательно, не бывает окончания, в том числе и нулевого.

  1. С какой частью речи связано? Какие части речи поясняют наречие ? 

Методический комментарий для учащихся . Спиши. Поставь вопросы 

Ездить (…?) направо,

Ездить (…?) медленно,

Ездить (…?) везде.

Решать (…?) легко.

Решать (…?) вчера.

Вежливый (…?) всегда.

Задумчивый (…?)  иногда.

Интересную (…?) чрезвычайно.

Честный (…?) поразительно.

  1. Роль в предложении. 

Методический комментарий для учащихся.

Спиши  предложения. Подчеркни в каждом предложении члены предложения.

Друг приехал издалека. Завтра мы пойдём в зоопарк. Мальчик читал чрезвычайно интересную книгу.

- С какой частью речи связанно наречие? (….).

- Что уточняет наречие? (…).

- Что уточняет обстоятельство (время, место действия).

- Каким членом предложения является наречие?

Вывод: наречие в предложении является обстоятельством, поясняющим сказуемое.

  1. Самостоятельная или служебная часть речи?

Чтение правила (Смотри таблицу)

http://www.uchmarket.ru/d_2638.htm

http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Narechija-v-russkom-jazyke/008-Narechija-v-russkom-jazyke.html

 

4.Первичное закрепление полученных знаний

Цель: - проверить понимание изученной темы.

Упражнения в нахождении наречий

Нам с тобой  Пришёл черед  Сыграть в игру "Наоборот". 
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (…).

Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (…).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(…).

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(…).

Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (…),

Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(….)

Проверка.(Комментирование)

в) Закрепление нового материала

Цель: обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации, формировать умения узнавать наречия, ставить к ним вопросы.

Уровень А

Цель: - узнавать наречия, ставить к ним вопросы.

Методический комментарий для учащихся.

– Выпиши наречие. Составь одно предложение с любым из наречием. Подчеркни члены предложения. Укажи части речи.

Бинокль, глубоко, сверлит, горячо, вдали, дно, сожжём, забила, ужасно, храбро, комар.

Проверка. (Прочитать, назвать наречие, вопрос).

Уровень В

Цель: - узнавать наречия, ставить к ним вопросы.

.

Методический комментарий для учащихся.

-Запиши данные словосочетания в два столбика (с какой частью речи связано).

-Поставь вопросы к наречию.

-Составь одно предложение с любым словосочетанием.

-Подчеркни члены предложения.

-Укажи части речи.

Рано вставать, чудесно сверкать, ранний восход, устный ответ, великодушный поступок, устно ответить, честно поступить, поздно прийти, чудесное сверкание, поздний приход.

Проверка. (Отправить файл с работой учителю на проверку).

Уровень С

Цель: - узнавать наречия, ставить к ним вопросы.

.

Методический комментарий для учащихся.

-Выпиши словосочетания.

-Поставь вопросы к наречию.

-Спиши второе  предложение.

- Подчеркни в нём члены предложения.

-Укажи части речи.

Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

Проверка. (Отправить файл с работой учителю на проверку).

чувствуется (где?) повсюду, встречают (как?) по-разному, появятся (когда) скоро, подрастает (как?) быстро, слышим (где?) везде, прилетели (когда?) вчера, возвещают (как?) радостно, посмотришь (куда?) вверх

                                                     

г) Выходной контроль

Цель:установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Тест 

Обведи ответ кружком

  1. На какие вопросы отвечает наречие?

а) что делает? что сделает?

б) какое? какой? какая?

в) где? когда? откуда? как?

г) кто? что?

  1. Наречие – это часть речи

в) изменяемая

г) неизменяемая

  1. С какой частью речи связано?

а)  с именем существительным

б) с  именем прилагательным

в) с глаголом

  1. Роль наречия в предложении.

а)  обстоятельство

б)  определение

в)  дополнение

  1. Наречие - это часть речи

а)  самостоятельная

б)  служебная

Проверка.

д) Итог урока. Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Над какой  же темой мы сегодня  работали? (…)

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

е) Рефлексия. Цель: учить детей приёмам самоанализа, саморегулирования, планирования перспектив дальнейшей деятельности

- Закончи предложения:

« Сегодня я убедился, что ………»

« Теперь я умею …….»

А теперь оцени, поставь плюсик:

Выписать наречия:                        ________________

Правильно поставить

вопрос к наречию:                         _________________

Находить словосочетания

глагол + наречие:                          _________________

Легко выполнил все

задания:                                          _________________

ж) Домашнее задание. 

Уровень А, В

1. Правило выучить

  1. Методический комментарий для учащихся. 

- Выпиши. наречия,

- Напиши к наречиям глаголы.

- Составь одно предложение с наречием.

- Укажи части речи.

- Подчеркни члены предложения.

Хорошо, солнце, присмотрел, ужасно, интересно, ужасный, скучно, заедет, одуванчик, страшно, сначала, метель, приголубил, вечный,

сегодня, правильный, управляете, вечер, навечно, навсегда, отлично, бесполезно, ветер, вчера, ласковое, весёлое,  синяя, шумный , бегут, ныряешь, вверх, сидит, плачешь, близкий, близко, приближаем.

Уровень С

1. Правило выучить

  1. Методический комментарий для учащихся. 

- Замени фразеологические сочетания наречиями, запиши.

- Напиши к наречиям глаголы.

- Составь одно предложение с наречием.

- Укажи части речи.

- Подчеркни члены предложения.

    Идти черепашьим шагом (…).

    Кот наплакал (…).

    Встать чуть свет (…).

    Рукой подать (…).

    Яблоку негде упасть (…).

Рукой подать, в двух шагах, не за горами (…)

За тридевять земель, у черта на куличках, на краю света (…)

Как кот наплакал, капля в море, раз-два и обчелся, с гулькин нос (…)

  1. Склонение прилаг. ед. числа муж.(красивый поступок ),ср. рода (морщинистое лицо)


СПРАВКА к уроку

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Самостоятельные части речи - это разряды слов, которые называют предмет, действие, качество, состояние и т.д. или указывают на них и которые обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения (главными или второстепенными).

К самостоятельным частям речи относятся:

  1. имя существительное,
  2. имя прилагательное,
  3. имя числительное,
  4. местоимение,
  5. глагол,
  6. наречие.

Литература: 

  1. «Русский язык. Учимся играя.», В.В.Волина,  Екатеринбург: «АРГО», 1996 г.
  2. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Справочное пособие по русскому языку для 4 класса” АСТ-Астрель; Владимир; ВКТ, 2011г.
  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Полный курс русского языка .4 класс»; АСТ-Астрель; Владимир; ВКТ, 2011г.
  4. Н.М.Бетенькова «орфография, грамматика - в рифмовках занимательных», М.: Просвещение, 1994 г.
  5. А.Г.Нарушевич, Е.В.Попова «Тесты по русскому языку», М.: АСТ-ПРЕСС,1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Наречие"

Урок по теме "Наречие" и презентация к уроку....

Конспект урока Наречие

На уроке формируются знания и умения по теме Наречие...

Конспект урока "Наречие как часть речи"

Данный урок направлен на  развитие мышления учащихся,  языкового чутья,  воспитывает интерес к здоровому образу жизни,  спорту....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской с...

Конспект урока "Наречие"

Конспект урока русского языка 4 класс тема "Наречие"...

Конспект урока "Наречие как часть речи"

УМК "Школа России" 4 класс...

конспект урока_Наречие как часть речи 4кл.doc

Урок даёт общую характеристику о наречии как части речи...