конспект урока_Наречие как часть речи 4кл.doc
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

 Урок даёт общую характеристику о наречии как части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_narechie_kak_chast_rechi_4kl.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Наречие как часть речи.4 класс

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи :

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

  •  фронтальная
  • самостоятельная
  • групповая

Методы работы:

  • наглядный
  • диалог

Оборудование: : Учебник «Русский язык»  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко 4 класс, рабочая тетрадь.

 Оборудование   - мультимедийный проектор, компьютерные слайды

                                                         

                                                                                 Ход урока.

1 Стадия Настрой.

-  Итак, начнём урок русского языка. На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

- Не смотря на дождь и слякоть за окном, мне хочется, чтобы наш урок был окрашен только радужными красками. 

 -Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

2.Деятельностная

1 Актуализация знаний

- Какое время года сейчас за окном? ( Осень)

- Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи. Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева

   Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

- Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)

2.Постановка проблемы

- У всех ли слов мы смогли определить , какой частью речи они являются?

- Какое слово осталось? (уныло)

- Задайте вопрос (как ? ) уныло

- Попробуйте определить к какой части речи относится это слово ?

Давайте попробуем подобрать похожие слова, характеризующие картину за окном

( Хмуро ,пасмурно, сыро, промозгло, грустно, печально)

3. Формулирование темы и целей урока .  

    Оказывается все эти слова относятся ещё к одной  части речи, которая называется -наречие.

- Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей и попробуете открыть все тайны новой части речи, о которой мы ничего не знаем, исследуем все её особенности.  Для этого образуем группы специального назначения

Тонкие вопросы

- Что обозначают наречия ?

- Как изменяются слова данной части речи?

- Каким членом предложения является наречия?

- Какие существуют  правила правописания слов данной части речи?

Толстые вопросы

- Что будет, если  исчезнут наречия из нашей речи?

- Для чего используем наречия в нашей речи?

- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать наречия?

 - У нас получилось много вопросов,  на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но  у нас всё это получится, если будем работать сообща,  помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

2 стадия . Осмысление содержания.

4..Открытие новых  знаний

1. Наблюдение над ролью наречий в речи

-Почитайте и сравните предложения:

1. Придет зима.

2. Звери готовятся к зиме.

3. Улетают перелетные птицы.

1.Скоро придет зима.

2.Хлопотливо звери готовятся к зиме.

3. Далеко улетают перелетные птицы.

-Чем отличаются предложения?

- -Что делают эти слова? (Правильно, они уточняют, дополняют, делают предложение понятнее красивее.)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)  

- Выпишите в тетрадях словосочетания с наречиями.(один ученик выполняет работу на доске).

Придет (когда?) скоро, (время.)

Готовятся (как?) хлопотливо, (признак.)

Улетают (куда?) далеко, (место.)

- Словосочетания выписаны. Проанализируем их.

- Посмотрите, в каждом словосочетании есть наречие.

- К каким частям  речи относятся слова , от которых задавали вопрос к наречиям?

- Что обозначает глагол? (действие). Значит наречие  (дополняет, уточняет  действие, описывает его)

- А наречие указывает на признак действия.

Действительно, слова, которые стоят при глаголе , обозначают признак действия)

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).

- Ответили мы ещё на один из поставленных вопросов? (да) 

          -Подберите устно к глаголам наречия

Играют-..., сверкает-..., горят-..., катаются-..., едут-..., сияет -., смеются-.., скользят-.., трещит-..., веселятся-...

 2.Самостоятельная работа в группах. Наблюдение за изменением формы наречия.

-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

1 карточка- 1 группа.

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч. мн.ч.

Образец: прилетел (когда?) рано - прилетели (когда?) рано;

                          запел (           ?) - запели (______?) ;

                 проснулся (_____?) _______- проснулись (______?) __________;

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________.

2 карточка -2 группа.

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

,Образец: пришел ( когда ?) рано;.

 пришла (_______?) _________;

пришло (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

3 карточка- 3 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени ?

Образец: цветут ( когда ? ) рано;

разольются (________?) ___________;

 появились (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________________________________________.

4 карточка -4 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного  и множественного числа?

Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;

2 л: ты встаешь (_______?) _________;

3 л: он встает (_______?) _________;

Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано;

2 л: вы встаете (_______?) _________;

3 л: они встают (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ___________________________________________________.

Все группы сейчас проведут ещё одно исследование

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов

Что? Рано

Чего? _Рано_________________________________________________________________

Чему? Рано__________________________________________________________________

Чем? __Рано_________________________________________________________________

О чем? __Рано________________________________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________________________________________

Проверка исследовательской работы.

-Какое исследование провели? Какай вывод сделали?

Наречие не изменяется по числам!

Наречие не изменяется по родам!

Наречие не изменяется по временам!

Наречие не изменяется по лицам!

Наречие не изменяется по падежам!

Наречие – неизменяемая часть речи

СРАВНИМ С ПРАВИЛОМ В УЧЕБНИКЕ с. 66

-  Проверим, совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!

- Какое у вас настроение? Радость открытия! 

3.Наблюдение за ролью наречия в предложении

- Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого из слов, которые находятся в конвертах , надо составить предложение и его записать.

(осенней, солнце, редко, порой, смеётся)

Чтение получившихся предложений. (Если разные, то хорошо, т.к. разные точки зрения у всех. Будем уважать чужое мнение)

- Подчеркните главные члены предложения – основу предложения.

- Как называются остальные члены предложения? (второстепенные0

- Найдите в предложении наречие. Каким же членом предложения оно является?

4. Работа с фразеологизмами. Расширение словарного запаса детей. Закрепление.

Работа в группах.

        -А сейчас мы будем работать в группах. Возьмите синие карточки.

        -Мы с вами говорим, что наречия делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические сочетания наречиями. Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие.

Замените фразеологизмы  наречиями:

  - Шаг за шагом ( постепенно)

- Как попало ( плохо)

-Работать в поте лица (усердно)

-Исчезнуть в два счёта ( мгновенно)

-Кошки скребут на душе ( тревожно)

-Встать чуть свет ( рано)

-Яблоку негде упасть (тесно)

- Сообразить в одно мгновение (быстро)

     Конца- края не видно ( далеко)

  • Шутки в сторону (всерьёз)
  • Курам на смех- нелепо

      Идти черепашьим шагом /медленно/

  •  Кот наплакал ( мало)

            Все идет как по маслу /хорошо/

         - Рукой подать /близко/

          -

        -Составьте предложения с фразеологическими оборотами (устно).

5.Физминутка. 

Поймай словечко 

6. Диагностика

1 Работа в группах. Составление сказки.

-Прочитайте  проанализируйте и дополните сказку

…………..жил на свете один …………добрый и смелый король. Вставал он……….. , ложился……… К своим подданным он относился ……………. . За это они его ……….. любили. Слуги работали ……………

Повара готовили ………… В королевстве всегда было …………..,………….,             . Все люди жили………..

………       Но вот ………….. пожаловали гости. Они прибыли ………… на лошадях. Король встретил гостей …………     Они принесли ему радостную весть. ………….. к нему прибудет прекрасная принцесса. …………  с ней  они будут жить  …………… и …………!  

- Текст  неточный, не совсем понятный , требует уточнения и распространения.

Постарайтесь добавить в текст необходимые слова- наречия, уточнить его и украсить.

-Слова для справок : давным – давно, очень, рано, поздно, бережно, аккуратно,вкусно, быстро, ладно, умело, весело, уютно, прекрасно, издалека, верхом, по- особому, коро, вместе, долго и счастливо.

2.Самостоятельная работа с самопроверкой

Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно.

Найти все наречия в стихотворении.

Но однажды поутру

Прискакала кенгуру

Закричала сгоряча

Неохотно и несмело

К. Чуковский.

.

Самопроверка (слайд) Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».

7.Итог урока.

А теперь обобщим то,  что мы исследовали на уроке.

- Что  узнали о наречии?(Ответ по схеме -кластере)

      8.Анализ деятельности учащихся.

9. Домашнее задание

10. Рефлексия.

Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями.

- хорошо

- тепло

- уютно

- интересно

- весело

- здорово

                                                             

-

 1 группа.

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?         ( ед.ч.                                   мн.ч. )

Образец: прилетел (когда?) рано                      прилетели (когда?) -рано

                Запел       (            ?) -                            запели         (______?)-

                проснулся (______?)                             проснулись  (______?)-

       

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________.

2 группа.

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Образец: пришел ( когда ?) рано;.                                  ушёл ( как?)    быстро

               пришла (_______?) _________;                         ушла (        ?)  

               пришло (_______?) _________;                          ушло (        ?)

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

3 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени ?  (наст. вр., будущ. вр., прошедш. вр.)

Образец:   наст.вр.       цветут ( когда ? ) рано;

                    Будущ. Вр.   разольются (________?) ___________;

                       появились (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________________________________________.

4 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного  и множественного числа?

Образец:  1 л: я встаю         ( когда ? ) рано;

                 2 л: ты встаешь (_______?) _________;

                 3 л: он встает (_______?) _________;

Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано;

                2 л: вы встаете (_______?) _________;

                3 л: они встают (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ___________________________________________________.

-Почитайте , проанализируйте и дополните сказку.

…………..жил на свете один …………добрый и смелый король.

Вставал он……….. , ложился……… К своим подданным он относился ……………. .

 За это они его ……….. любили. Слуги работали ……………

Повара готовили ………… В королевстве всегда было …………..            ,…………..      и …………..    .            

Все люди жили………..     Но вот ………….. пожаловали гости.

Они прибыли ………… на лошадях. Король встретил гостей

…………     Они принесли ему радостную весть.

………….. к нему прибудет прекрасная принцесса. …………  с

ней  они будут жить  …………… и …………!! !!!!!!!

-Слова для справок :       давным – давно, очень, рано,

                                   поздно, бережно,

                                   аккуратно ,вкусно , быстро,

                                   ладно, умело, весело, уютно,

                                   прекрасно, издалека,

                                   верхом, по- особому, скоро,

                                   вместе, долго и счастливо.


НАРЕЧИЕ

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ

    ГДЕ ?    КОГДА ?

КУДА ?   ОТКУДА ?

КАК?

КАКИМ ОБРАЗОМ ?

 ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

НАШУ РЕЧЬ ДЕЛАЕТ ТОЧНОЙ,ОБРАЗНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ

НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

СВЯЗАНО С ГЛАГОЛОМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"

Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока  использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....

План-конспект урока по теме: "Части речи"

Название работы (урока): «Части речи» ( урок- закрепление). 4 класс  Цель:- обобщить знания о частях речи: об особенностях имен существительных, именприлагательных, глаголов, наречий, местои...

Конспект Урока "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России"

Конспект Урока по теме: "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России" с Приложением и презентацией...

Конспект урока "Наречие как часть речи"

Данный урок направлен на  развитие мышления учащихся,  языкового чутья,  воспитывает интерес к здоровому образу жизни,  спорту....

Конспект урока "Наречие как часть речи"

УМК "Школа России" 4 класс...