Письмо в 41 год
материал по русскому языку по теме
Данный материал содержит разработку уроков русского языка по теме: "Как писать письмо" "Письмо в 41 год", а так же презентацию, сопровождающую ход урока и видео материал по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_v_41_god.doc | 63.5 КБ |
pismo_v_41_god.rar | 2.57 МБ |
15202_mpeg4.rar | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Как писать письмо. Письмо в 41-й год. (2 часа)
Цели урока: научить детей навыкам правильного написания и оформления письма, воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка и духовных ценностях нашего народа.
Оборудование:
Таблички слов «адресат», «адресант»; презентация с репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»; картинки с изображениями письма фронтовиков, оформленные в виде треугольников; раздаточный материал - памятки «Правила написания письма».
I Организационный момент.
Ключевое слово из темы нашего урока зашифровано в ребусе. Попробуйте его отгадать (слайд № 1).
(Предположения детей)
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что обозначает слово «письмо», узнаем историю письма, конверта, почтового ящика, познакомитесь с разными видами писем, постараемся научится писать письма, оформлять конверты. Несмотря на то, что в наше время человек больше общается по сотовому телефону, пишут сообщения, использует интернет, но и письмо остается одним из средств общения. Наверно, получить искреннее дружеское письмо гораздо приятнее, чем короткое сообщение.
II Объяснение нового материала.
1. Что такое письмо? Что же обозначает это слово «письмо»?
(слайд №2).
ПИСЬМО-1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.2.Умение писать.3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.4. Манера художественного изображения.
(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
3. Беседа
- Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наш век письмам нет цены? Существуют различные виды писем.
(Слайд №3)
Виды писем:
Письмо
Деловое
Личное
Письмо-поздравление
Письмо-рассказ
Письмо-просьба
Благодарственное письмо
4. Ребята, прежде чем учиться писать письма, я хочу вас познакомить с историей письма.
Из истории письма.
Как только на Земле появился человек, у него возникла необходимость в общении. С теми, кто находился рядом, можно было просто поговорить. А как быть, если тот, кому мы хотим о чем-то сообщить, далеко? В этом случае нам приходит на помощь письмо. Письмо в некоторых случаях отправляли даже с помощью голубей.
Любопытно, что письма друг другу отправляли даже представители тех народов, у которых не существовало алфавита и письменности. Например, индейцы Южной Америки придумали узелковое письмо – кипу.
Они брали толстую веревку и привязывали к ней, как бахрому, тонкие разноцветные шнурки из шерсти ламы. На этих шнурках, различавшихся по длине, завязывали узелки. Чем короче был узелок, тем важнее было то событие, о котором он сообщал. Каждый узелок имел свой цвет и, соответственно, свое значение:
- черный узел – смерть;
- белый – мир;
- красный – война;
- желтый – золото;
- зеленый – хлеб.
Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обратить внимание и на толщину шнурков, и на то, как завязан узел, и на то, какие узлы были рядом. Даже маленькие индейцы осваивали узелковую письменность.
Древние наши предки письма рисовали.
Об истории древних людей учёные узнали по раскопкам. Учёные сделали
выводы, что древние люди захотели рассказать нам о своей жизни и
придумали свой способ передачи мыслей.
Древние люди писали письма на камнях. Они хотели, чтобы люди, которые
будут жить после них, знали об их жизни. В то время каждый рисунок
обозначал целое предложение.
Такое письмо называлось пиктографическим. Современные люди увидели
их рисунки и поняли, как жили древние люди, чем они питались.
Следующий вид письма – это идеографическое письмо, в котором
письменный знак обозначал целое слово. Современные люди изучили их и
поняли, что таким образом древние люди писали письма нам. Эти письма
сохранились до наших дней. Люди развивались. Появилось слоговое письмо, где письменные знаки обозначали слоги. Разновидностей письма было очень много. Вид письма, который сохранился до наших дней – это буквенно-звуковое письмо.
История почтового ящика
Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала чётко в течение нескольких столетий.
В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.
Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австралии в семнадцатом веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в тысяча семьсот восемьдесят пятом году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать ещё позднее.
В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова.. он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 01 декабря 1848 года.
Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришёл ящик из чугуна весом более сорока килограммов. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.
- Работа над правилами написания писем и оформления конвертов.
-Как правильно писать письма?
Правила написания письма (Слайд№ 4)
1. Ясно и просто выражайте свои мысли, тем самым вы составите о себе самое лучшее впечатление у тех, кто будет читать ваше послание.
2. Письмо должно быть написано так, чтобы вашему адресату не было стыдно за ваши слова.
3. Если письмо адресовано друзьям, близким, пишите просто, задушевно, без заумных слов и предложений.
4. Ни в коем случае не пишите письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.
5. Хороший тон требует, чтобы письма писались на белой, ровной и плотной бумаге.
6. Письмо пишите красивым, аккуратным почерком и без ошибок.
Алгоритм написания письма (Слайд№ 5)
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте…
Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.
Правила заполнения конверта ( Слайд№ 6)
Для того чтобы Ваше письмо было доставлено вовремя к месту назначения, необходимо адресные данные адресата и отправителя на всех видах конвертов указывать следующим образом:
в верхнем левом углу указаны данные отправителя (от кого, откуда);
в правой нижней части– реквизиты получателя (кому, куда):
наименование адресата(для граждан это фамилия, имя, отчество);
название улицы, номер дома, номер квартиры;
название населённого пункта(города, посёлка и т.д.);
название района;
название края, республики;
название страны,
почтовый индекс.
Адрес на конверте представляет собой простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться друг от друга запятыми, а после сокращений ставится точка. И не забудьте наклеить на конверт почтовую марку.
Теперь, когда вы знаете правила заполнения конверта, сможете отправить письмо, и оно вовремя дойдёт до адресата.
Например, (Слайд№ 7)
От кого Проценко Н.Е.
Откуда ул.Степная, д.78, кв.5,
Станица Медведовская
Индекс 352 720
Кому Высоченко А.А.
Куда ул. 40 лет Победы, д. 146
г. Волжский
Индекс 404133
-Учащиеся подписывают подготовленные конверты.
Ребята, обратите внимание на то, как подписывается индекс на конвертах: согласно образца (слайд 8).
Оформление письма (слайд 9)
III Написание письма. Письмо в 41-й год. Фронтовые письма.
В руках конверт, почти истлевший,
На нём слова едва видны.
Внутри листочек пожелтевший-
Родная весточка с войны. (слайд № 10, 11)
-Знаете ли вы, ребята, что это такое? Почему так необычно выглядит это письмо? Сегодня мы будем писать письма в далекий 1941 год
Пересылка корреспонденции с фронта производилась бесплатно. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте были всегда в дефиците. Конверт-треугольник - обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (лист не квадратный) вставлялась как клапан внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось: его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
Посмотрите ещё раз на фронтовое письмо. Вы видите слово « Просмотрено» ,значит, цензура уже проверила его , и оно может отправляться к адресату. Давайте попробуем с вами сложить письмо-треугольник.
(Работа учащихся с листами бумаги по инструкционным картам. Слайд № 12).
Родные, близкие, солдаты так ждали, вестей с фронта и из дома, радовались им и боялись других писем, где лаконичным канцелярским почерком написано: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину». Это было великое горе. Послушайте, что писалось в фронтовых конвертах.
(Учитель читает текст письма) «Любимая, нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына» .
Это было великое горе.
«Я вернусь», «Жди меня»- этими словами часто завершались послания к родным. В этих словах были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью. А письма из дома согревали бойца в холодном окопе, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу с родными.
Посмотрите на репродукцию картины А. Лактионова «Письмо с фронта». (Слайд№ 13)
Каково настроение картины? Почему?
Мне очень хочется прочитать вам стихотворение Натальи Алексеевны Исаевой «Письмо с фронта».
Мы, сестрёнка, теперь под Калугой,
Ночи ласковы тут, хороши.
Хоть гроза приближается с юга,
Соловьи здесь поют от души…
Вспышка молнии всё озарила –
Помогает писать мне письмо…
С небывалою, истовой силой
В бой мы вступим смертям всем назло…
Перед боем всегда мне не спится,
И сегодня уснуть я не смог…
Не прощаюсь с тобою, сестрица,
Будет время, закончу письмо…
«Передай нашей маме поклон мой
И скажи: благодарен я ей,
Верность Родине, чувство земное,
Всё, что вложено в нас, сыновей,
молоком мы впитали и свято
Будем нынче свой долг выполнять…
Командир и простые солдаты,
Умирая, в бреду кличут мать...
Я вернусь! Разве может иначе
Повернуться судьба к Васильку?..»
Вот над этим письмом мама плачет,
А потом убирает в фольгу,
Чтоб не выцвела эта святыня,
То письмо, что пришло ей с войны…
И ждала моя бабушка сына
Тридцать лет! «Хоть хромым, хоть слепым,
Возвратился б сынок мой Васятка, -
У иконы шептала она, -
Без него мне на свете несладко…»
Вот каких погубила война!
Будь же проклята эта война!
Работа над письмом.
–Прошло много времени после войны. Совсем мало осталось ветеранов. А их фронтовые письма бережно хранятся в семейных архивах. Современные конверты отличаются от военных треугольников. Если вы будете отсылать своё письмо, чтобы оно дошло до адресата, конверт должен быть правильно заполнен.
Вот теперь у нас всё готово. Осталось написать письмо. Но прежде я хочу познакомить вас с отрывком из письма.
Письмо в 1941 год. (Слайды№ 11,12,13)
«Здравствуй мой уважаемый, дорогой прадед, Алексей Петрович.
Я твой правнук, Коля. Пишу тебе это письмо из 2012 года. Семьдесят лет прошло с начала той страшной войны, но ты неизменно остаёшься с нами. По рассказам дедушки и мамы я знаю, что ушёл ты на фронт в августе 1941 года. Прошёл всю войну, вернулся домой. Был ранен 13 августа 1942, но продолжал оставаться в строю и вел непрерывный огонь по фашистам. С наступлением темноты тебя увели с поля боя по приказу командира эскадрона в санитарную часть. В этом бою за безымянную высоту в районе Чернышево ты убил восемь фашистских солдат и одного офицера. За этот подвиг тебя наградили орденом Красной Звезды. Я от всех своих одноклассников и свертсников, от всех твоих детей, внуков и правнуков говорю тебе огромное спасибо, за то, что ты защитил нас, заслонил наши жизни, жизни своих детей от смерти. Ты для нас герой и остаёшься у нас в памяти навсегда.
О войне мы знаем понаслышке, из книг, из фильмов. Знаем о том, столь велико значение нашей победы.
Фашистов с их хвалёным воинским превосходством и опытом захватнической войны вы разгромили, в бой поднялся весь советский народ, враг не устоял, как бы силён он не был. Много погибло наших бойцов, сложили свои головы за будущее своих детей, внуков, правнуков.
Очень жаль, что я не смог тебя увидеть, послушать твои интересные рассказы о том времени. Наша семья всегда хранит память о тебе.
В этом году исполнился 71 год со дня начала войны и 67 лет со дня Победы. Спасибо тебе, прадедушка, за 67 лет мира!
Вечная вам память!
С уважением твой правнук Николай».
- Всё, что необходимо для написания письма, вы теперь знаете.
Желаю вам успешной работы.
IV. Домашнее задание.
Написание письма в 1941 год (по желанию учащихся адресата можно сменить). Лучшее письмо, будет отправлено на конкурс письма, посвящённый празднику Великой Победы.
Подписи к слайдам:
Что такое письмо?
ПИСЬМО -1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2.Умение писать.3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4. Манера художественного изображения.(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
Существуют различные виды писем: 1.Деловое 2. Личное 3.Письмо-поздравление 4. Письмо-рассказ 5. Письмо-просьба 6.Благодарственное письмо
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА.
1. Ясно и просто выражайте свои мысли, тем самым вы составите о себе самое лучшее впечатление у тех, кто будет читать ваше послание. 2. Письмо должно быть написано так, чтобы вашему адресату не было стыдно за ваши слова. 3. Если письмо адресовано друзьям, близким, пишите просто, задушевно, без заумных слов и предложений. 4. Ни в коем случае не пишите письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать. 5. Хороший тон требует, чтобы письма писались на белой, ровной и плотной бумаге. 6. Письмо пишите красивым, аккуратным почерком и без ошибок.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте…Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.
ОФОРМЛЕНИЕ КОНВЕРТА
в верхнем левом углу указаны данные отправителя (от кого, откуда); в правой нижней части– реквизиты получателя (кому, куда): наименование адресата(для граждан это фамилия, имя, отчество); название улицы, номер дома, номер квартиры; название населённого пункта(города, посёлка и т.д.); название района;название края, республики; название страны,почтовый индекс. Адрес на конверте представляет собой простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться друг от друга запятыми, а после сокращений ставится точка. И не забудьте наклеить на конверт почтовую марку.
ОБРАЗЕЦ
От кого Проценко Н.Е.Откуда ул.Степная, д.78, кв.5,Станица МедведовскаяИндекс 352 720Кому Высоченко А.А.Куда ул. 40 лет Победы, д. 146г. ВолжскийИндекс 404133
ИНДЕКС
ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМА
ПИСЬМА С ФРОНТА. ОНИ НЕ ШЛИ В КОНВЕРТАХ, НА НИХ НЕ БЫЛО МАРОК. ОНИ БЫЛИ СЛОЖЕНЫ ТРЕУГОЛЬНИКОМ. ВОТ ТАК…
ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ ПРИДАВАЛОСЬ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ СВЯЗЫВАЮЩЕЙ ФРОНТ И ТЫЛ ПОЧТОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ - КОНВЕРТОВ, ОТКРЫТОК, БУМАГИ.
ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО
А. ЛАКТИОНОВА «ПИСЬМО С ФРОНТА».
МЕЖДУ НАМИ 65 ЛЕТ МИРА И ПАМЯТИ. ПАМЯТЬ - ЭТО БЛАГОДАРНОСТЬ. ПАМЯТЬ – ЭТО ДОЛГ. ПАМЯТЬ – ЭТО ЖИЗНЬ. Я ПОМНЮ, ЗНАЧИТ, Я ЖИВУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урока письма по теме «Письмо и почта»
Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...
Открытый урок письма "Письмо прописной буквы Р"
Урок для 1 класса, система развивающего обучения Л.В.Занкова...
Презентация урока письма."Письмо строчной буквы а" УМК "Перспектива 1 класс"
УМК "Перспектива" .Урок письма в 1 классе по теме: "Письмо строчной буквы а"...
Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.
Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....
Технологическая карта урока письма «Письмо наклонной длинной линии с закругление внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).»
Конспект урока...
Открытое мероприятие. «Пишем письмо. Письмо на бумаге. Электронное письмо.» в рамках V окружного фестиваля КНИГА СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ.
Письмо - это сокровенное собщение, которое всегда, без исключения, дойдет до адресата... Главное правильно его написать и оформить....
Конспект урока обучения письму "Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо)." (УМК Школа России, 1 класс)
Тема: Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).Цели деятельности учителя: формирование первоначального графическ...