Урок по русскому языку в 4 классе "Склонение имен прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Галочкина Марина Витальевна

Это урок-тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку

(4 класс)

Тема:  «Склонение имен прилагательных»

                                                   

                                                       Учитель: Галочкина М. В.

январь 2009 г.

Тема: «Склонение имен прилагательных»

Цель урока: развивать у учащихся умение распознавать падеж имени прилагательного.

Задачи урока: 

                        1. Помочь детям найти прием распознавания падежа имени

                            прилагательного.

                        2. Обобщать знания об имени  прилагательном  как  части речи.

                             Развивать умения распознавать род, число имен  прила-

                            гательных. Развивать умение склонять имена прилагатель-

                            ные в единственном числе.

                         3. Закреплять умение правильно писать словарные слова.

                         4. Вспомнить зимующих в нашем крае птиц.

                         5. Воспитывать желание подкармливать птиц зимой.

Оборудование для урока:  компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

1. Организация на урок. Постановка цели урока.   (показ слайда)

              (показ слайда)

2. Чистописание.

    Индивидуальная работа по карточкам.

3. Словарная работа.

      (показ слайдов)

4. Работа по теме урока.

     (показ слайда)

      (показ слайда)

Склонение прилагательных.

Наблюдение над окончаниями прилагательных.

Вывод.

Определение падежа имени прилагательного.

  (показ слайдов)

Работа с текстом.

Воспитание желания подкармливать птиц.

 (показ слайда)

Составление предложения.

Чтение памятки.

Задание Незнайки.

  (показ слайдов)

5. Физкультминутка.

6. Закрепление умений определять падеж имен прилагательных.

Работа в группах.

Выступление групп.

7.Работа по учебнику.

   (дополнительное задание)

8. Подведение итогов урока.

     Сегодня на уроке  русского языка мы должны помочь одному сказочному герою – Незнайке. В школе ему дали 2 задания, а он не смог с ними справится.

Надо в трех предложениях найти имена прилагательные и определить их падеж.

Я из сказочной повести.

Мы живем в сказочной стране.

Я люблю гулять по сказочной улице.

Можете вы определить падеж прилагательных? Сегодня на уроке мы попробуем найти способ определения  падежа имен прилагательных. А потом поможем выполнить Незнайке это задание.

     Но сначала минутка чистописания. В это время 4 человека будут работать по карточкам.

Н Н Н Не Ну Ни На Но

Незнайка Нина Никита Наташа Настя Надя Назар

Карточки:

Инж..нер,  д..рект..р,  адр..с,  п..года,  в..сток,  комн..та,

к..л..ндарь,  г..р..зонт,  г..реть,  ж..лище,  п..сок,  

з..мл..ника.

А теперь вспомним некоторые словарные слова (один ученик работает у доски). 

- Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями или кустарником (аллея).

- Здание для пассажиров (вокзал).

- Крупное морское судно (корабль).

- Сельскохозяйственная машина (комбайн).

- Летательный аппарат ( самолет).

- Страна, в которой мы живем (Россия).

- Месяц, который год кончает, а зиму начинает (декабрь)

- Где можно взять книгу на время? (библиотека)

     А теперь будем помогать Незнайке!

Во втором задании надо было ему изменить одну букву в словосочетаниях или убрать лишнюю, чтобы получились названия известных сказок.

Вот это задание:

«Нежная королева» Г.Х. Андерсен

«Серебряное корытце» П. Бажов

«Серая лейка» Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Гладкий утенок» Г. Х. Андерсен

«Смоляной бачок» русская народная сказка

«Красная тапочка» Ш. Перро

Из каких частей речи  состоит каждое из этих словосочетаний?

Имя прилагательное обычно употребляется вместе с именем существительным к которому оно относится.

Вы уже умеете определять род и число прилагательных. Давайте определим!

От чего зависит род и число прилагательного? (от существительного, к которому оно относится)

А падеж прилагательного зависит от существительного? (да)

Давайте просклоняем словосочетания имен прилагательных с именами существительными. (3 человека у доски)

             ж.р.                             м.р                           ср.р.

И.п. Большая булка             большой стол          большое яблоко

Р.п.

Д.п

В.п.

Т.п.

П.п

 

Рассмотрите окончания прилагательных. Есть среди них одинаковые? Можем мы определять падеж прилагательного по его окончанию? (нет)

Как же определить падеж имени прилагательного? (по существительному, к которому оно относится)

Давайте попробуем! Прочитайте текст. Найдите имена прилагательные  и определите падеж. Выпишите словосочетания (прил. + сущ.)

Снегирь

     Родина снегирей – хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку к нам. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клена. Особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют гнезда, выведут птенцов. Мы снова  услышим их звонкий свист только в начале  зимы.

- А какие птицы еще у нас зимуют? (синицы, клесты, сороки, свиристели, голуби, воробьи, вороны, дятлы)

- Почему зимой птицы часто держатся вблизи жилья человека?

- Как люди помогают птицам выжить в суровое время?

- Сытая птица никогда не замерзнет!

Составьте предложение из слов и запишите его.

 в, время, люди, зимнее, птиц, подкармливают

В  зимнее время люди подкармливают птиц.

Найдите в этом предложении прилагательное  и определите падеж.

Давайте в учебнике прочитаем памятку,  как определить падеж имени прилагательного. (стр. 143.)

А теперь поможем Незнайке правильно выполнить второе задание.

Игра «Показываем  прилагательные»

(высокий, низкий,  широкий, узкий, кислый,  сладкий, грустный, веселый)

 А теперь работаем группами. Надо найти главные члены в предложении ,  у прилагательных определить падеж.

Задания группам.

1. На высокой сосне сидит пестрый дятел.

   Катя в белую чашку налила сладкий чай.

2. У маленькой Насти живет красивая кошка.

  По широкой дороге машина въехала в большой город.

3. По узкой улице мы шли быстрым шагом.

   В мелкой лужице купается серый голубь.

4. В новый дом въехали хорошие жильцы. 

  С колючего куста мы собираем желтый крыжовник.

Давайте проверим ваши работы. (Выставление оценок)

Выполняем упражнение 281 на стр.144.

(Самостоятельная работа с последующей проверкой)

Выставление отметок.

-Чему вы учились на уроке (определять падеж имени прилагательного)

- Как определить падеж прилагательного?

 Домашнее задание: упр. 282.

  

 

Инж..нер,  д..рект..р,  адр..с,  п..года,  в..сток,  комн..та,

к..л..ндарь,  г..р..зонт,  г..реть,  ж..лище,  п..сок,  

з..мл..ника.

Инж..нер,  д..рект..р,  адр..с,  п..года,  в..сток,  комн..та,

к..л..ндарь,  г..р..зонт,  г..реть,  ж..лище,  п..сок,  

з..мл..ника.

Инж..нер,  д..рект..р,  адр..с,  п..года,  в..сток,  комн..та,

к..л..ндарь,  г..р..зонт,  г..реть,  ж..лище,  п..сок,  

з..мл..ника.

Инж..нер,  д..рект..р,  адр..с,  п..года,  в..сток,  комн..та,

к..л..ндарь,  г..р..зонт,  г..реть,  ж..лище,  п..сок,  

з..мл..ника.

1. На высокой сосне сидит пестрый дятел.

   Катя в белую чашку налила сладкий чай.

2. У маленькой Насти живет красивая кошка.

  По широкой дороге машина въехала в большой город.

3. По узкой улице мы шли быстрым шагом.

   В мелкой лужице купается серый голубь.

4. В новый дом въехали хорошие жильцы.

  С колючего куста мы собираем желтый крыжовник.

 На высокой сосне сидит пестрый дятел.

   Катя в белую чашку налила сладкий чай.

 У маленькой Насти живет красивая кошка.

  По широкой дороге машина въехала в большой город.

 По узкой улице мы шли быстрым шагом.

   В мелкой лужице купается серый голубь.

 В новый дом въехали хорошие жильцы.

 

  С колючего куста мы собираем желтый крыжовник.

Снегирь

     Родина снегирей – хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку к нам. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клена. Особенно привлекают их ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют гнезда, выведут птенцов. Мы снова  услышим их звонкий свист только в начале  зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс

Тема«Правописание  окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных "

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных в мужском, женском и среднем родах", согласование с именами существительными....

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Конспект урока по русскому языку "Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного» 3 класс УМК «Школа России»

Тема: «Начальная форма имени прилагательного»Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.План...

Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...