Урок по русскому языку. Тема: Определение имени прилагательного
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Гарькуша Юлия Эдуардовна

3 класс программа "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок30.68 КБ
Office presentation icon презентация2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык

3 В класс

УМК «школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Тема: Определение имени прилагательного

Цель: познакомить учащихся с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные; уточнить роль и значение имени прилагательного в нашей речи.

Оборудование: учебник, дидактический материал, мультимедиа, карточки

Планируемые результаты: уметь выделять существенные признаки имён прилагательных

Формируемые УУД:

Познавательные

1. Развиваем умения классифицировать по признакам.

Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в письменной  форме.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий. Слайд

Минутка чистописания. Слайд

- Найдите самую красивую букву или элемент, который вам понравился больше всего и подчеркните его. Оцените себя с помощью карточек.

Самостоятельно выполняют задание

Фронтальная работа

ΙΙ. Словарный диктант

Слайд

Апельсин, овощи, лимон, помидор, огурец, горох, яблоко, морковь, малина

- Какие слова вы записали? А полезно есть овощи и фрукты? Почему?

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените соседа. Слайд

Самостоятельно выполняют задание

Дети  отвечают,  называют  слова: овощи, фрукты

- все овощи полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей. 

Проверка

ΙΙ1. Введение в раздел. Формулирование темы урока. 

Изучение нового материала.

Слайд

- Отгадайте мою загадку:

Конь …, хвост ….

- Почему вы ее не поняли? Помогли ли вам существительные догадаться, о чем идет речь?

- Послушайте еще раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это? Слайд

- Какие слова помогли вам отгадать загадку? Слайд

- Что они обозначают? (признак предмета)

- О каких словах пойдет речь у нас на уроке?

- Как бы вы сформулировали тему урока?

– Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи – именем прилагательным. И тема нашего урока «Определение имени прилагательного» Слайд

- В самом названии части речи содержится намек на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться». К чему присоединяются прилагательные? Попробуем вместе разобраться.

- И мы постараемся ответить на следующие вопросы. Прочитаем их хором (со слайда).

  1. Что обозначает эта часть речи?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Почему так названа?
  4. Для чего употребляется в речи?
  5. Как изменяется?

- Откройте учебник на стр.75. Прочитайте название раздела. Рассмотрите иллюстрацию.

- Назовите  На чем спит Афанасий? Подушка (какая?) …

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке, что будем делать?

- Упр. 304

- Можно ли определить, о каких предметах идёт речь? Как вы догадались?

- Почему легко было догадаться?

- Что общего у слов в каждом столбике?

Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные?

- Попробуем сами охарактеризовать некоторые предметы. Слайд

- Работа по вариантам (устная проверка) Слайд

- Почему вы задавали разные вопросы?

Дети: иголка и нитка

Дети: стальной, льняной

Дети формулируют тему урока.

о назначении имён прилагательных, к какой части речи они «прилагаются»

Дети  отвечают,  называют  слова: мягкая, пушистая, тёплая и так далее.

Дети: они отвечают на один и тот же вопрос.

По вопросам и значению

устный подбор – запись с комментированием по цепочке

проверка

Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос КАКОЙ?, и т.д.

ΙΙΙ. Развитие умений – применение знания.

– Прилагательные очень дружны с именами существительными. Без прилагательных наша речь была бы бедна, непонятна, невыразительна. О чем бы ни шла речь: об учебе, отдыхе, работе, одежде, пище, характере человека, – нас  всюду сопровождают  вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Отвечая на вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладают те или иные предметы.

- Какие же могут быть признаки у предметов найдем в таблице. Слайд

– Наш класс какой? (Светлый, уютный…)

– Урок какой? (Трудный, легкий, полезный, интересный…)

– Погода какая? (Солнечная, пасмурная, дождливая…)

- Итак, все эти слова, которые прилагаются к именам существительным для обозначения различных признаков, отвечают на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и получили названия имена прилагательные.

1V. Физминутка (2 мин)

Игра «Форма, цвет, размер»

Форма – хлопнем,
Цвет – топнем,
Размер – присядем.

(Квадратный, большой, сиреневый, треугольная, лиловый, багровый, гигантский, малиновый, овальный, лилипутский, круглый, маленький.)

- Что же обозначают имена прилагательные? Слайд

- На какие вопросы они отвечают?

Связь прилагательных с существительными.

1. Постановка проблемы

- Давайте вспомним, почему имена существительные получили такое название?

- Как вы думаете, что обозначает слово прилагательное? К чему оно прилагается?

- Давайте обратимся к учебнику Упр 308.

Работа с определением стр.77

- Что же вы узнали об имени прилагательном?

- Почему сказано «не имеют род и число», а « изменяются по родам и числам»?

2. Сравнение текстов.  Слайд

- Прочитаем и сравним тексты.

А) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Возвращаются птицы.

Б) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Возвращаются перелетные птицы.

- Какова тема первого, второго текста?

- Можно ли считать тексты одинаковыми?

- Какой текст вам понравился больше и почему?

- Что же отличает второй текст от первого?

Сделайте вывод: чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предметы, прилагательные нужны для красоты описания Слайд

Запишем первое предложение второго текста, выделим орфограммы.

- Найдите прилагательное, докажите. С каким словом оно связано?

- Прочитайте вопрос на с. 78

(Не может быть признака без предмета)

- Понаблюдаем, как изменяются имена прилагательные.

- Упр. 309.

- Сравните прилагательные в каждом столбике.

- Изменилось ли их значение?

-А что же изменилось? (род, число)

- Как же понять, что прилагательное изменяется? Меняется – род, число, а значение  остается прежним)

- Можно ли сказать, что существительное измениться по родам?

- А по числам? Докажите.

- Как вы думаете, род и число – это постоянные признаки прилагательного?

А теперь пронаблюдаем это по таблице. Слайд

- Работа с правилом (2 абзац).

- Как же изменяются прилагательные? Слайд

– Кому подходят эти прилагательные?

Добрая, ласковая, отзывчивая, чуткая, душевная, скромная, требовательная, справедливая, старательная, умная, трудолюбивая, мудрая, красивая и так далее.

– Конечно, ваша мама!

Дети делают вывод: с помощью имен прилагательных можно обозначать предметы по следующим признакам: цвету, вкусу, запаху, величине, форме.

Имена прилагательные могут обозначать качества характера людей

Дети рассуждают  

Дети рассуждают  

Дети: Во втором тексте есть прилагательные. С ними текст стал ярче, образнее, поэтичнее

ребенок у доски

.

3. Итог.

- С какой частью речи познакомились? Слайд

Фронтальная работа

ΙV. Рефлексия.

Оцените свою работу.

- Достигли мы своей цели на уроке?

-Чему научились?  

-Оцените свою работу на уроке с помощью  цветных карточек

-Покажите сигнальным знаком, какую отметку вы получили за сегодняшний урок.

Оцените себя. Молодцы!

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

V. Домашнее задание.

Домашнее задание: упр.2 стр.98-99, стр.77 – правило Слайд

Используемая литература:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2000.

2. Методические рекомендации для учителя «Русский язык 3 класс»

Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева, Москва, «Баласс», 2012г.

3. Учебник «Русский язык 3 класс» , Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, Москва, «Баласс», 2012.

4. Тетрадь по чистописанию 3 класс М. А. Яковлева М.: «Баласс», 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по теме "Определение имени прилагательного".

Урок по программе "Школа 2100" по русскому языку 3 классТема: Определение имени прилагательногоТип урока: урок постановки учебной задачи.Форма – урока: Урок – исследование.Виды деятельности: фронтальн...

Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...

Конспект урока русского языка. Тема: «Роль имен прилагательных в тексте» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Роль имен прилагательных в тексте»Цели урока: развивать умения употреблять имена прилагательные в речи; познакомить с понятием текст-описание.Планируемые результаты:Пред...

Открытый урок в 3 классе по русскому языку Тема: «Изменение имен прилагательных по числам».

Открытый урок в 3 классе по русскому  языкуТема: «Изменение имен прилагательных по числам»....

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Определение рода имен существительных/ 3rkfcc

Тема: Определение рода имён существительных.Тип урока: открытие нового знания.Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительног...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...