Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме:
    Урок по русскому языку. Тема: Определение имени прилагательного

    Гарькуша Юлия Эдуардовна

    3 класс программа "2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок30.68 КБ
    Office presentation icon презентация2.67 МБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Русский язык

    3 В класс

    УМК «школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

    Тема: Определение имени прилагательного

    Цель: познакомить учащихся с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные; уточнить роль и значение имени прилагательного в нашей речи.

    Оборудование: учебник, дидактический материал, мультимедиа, карточки

    Планируемые результаты: уметь выделять существенные признаки имён прилагательных

    Формируемые УУД:

    Познавательные

    1. Развиваем умения классифицировать по признакам.

    Выявлять сущность, особенности объектов.

    2. На основе анализа объектов делать выводы.

    Регулятивные УУД

    1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД

    1.Оформлять свои мысли в письменной  форме.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Ι. Актуализация знаний.

    - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий. Слайд

    Минутка чистописания. Слайд

    - Найдите самую красивую букву или элемент, который вам понравился больше всего и подчеркните его. Оцените себя с помощью карточек.

    Самостоятельно выполняют задание

    Фронтальная работа

    ΙΙ. Словарный диктант

    Слайд

    Апельсин, овощи, лимон, помидор, огурец, горох, яблоко, морковь, малина

    - Какие слова вы записали? А полезно есть овощи и фрукты? Почему?

    -Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените соседа. Слайд

    Самостоятельно выполняют задание

    Дети  отвечают,  называют  слова: овощи, фрукты

    - все овощи полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей. 

    Проверка

    ΙΙ1. Введение в раздел. Формулирование темы урока. 

    Изучение нового материала.

    Слайд

    - Отгадайте мою загадку:

    Конь …, хвост ….

    - Почему вы ее не поняли? Помогли ли вам существительные догадаться, о чем идет речь?

    - Послушайте еще раз:

    Конь стальной, хвост льняной. Что это? Слайд

    - Какие слова помогли вам отгадать загадку? Слайд

    - Что они обозначают? (признак предмета)

    - О каких словах пойдет речь у нас на уроке?

    - Как бы вы сформулировали тему урока?

    – Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи – именем прилагательным. И тема нашего урока «Определение имени прилагательного» Слайд

    - В самом названии части речи содержится намек на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться». К чему присоединяются прилагательные? Попробуем вместе разобраться.

    - И мы постараемся ответить на следующие вопросы. Прочитаем их хором (со слайда).

    1. Что обозначает эта часть речи?
    2. На какие вопросы отвечает?
    3. Почему так названа?
    4. Для чего употребляется в речи?
    5. Как изменяется?

    - Откройте учебник на стр.75. Прочитайте название раздела. Рассмотрите иллюстрацию.

    - Назовите  На чем спит Афанасий? Подушка (какая?) …

    - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке, что будем делать?

    - Упр. 304

    - Можно ли определить, о каких предметах идёт речь? Как вы догадались?

    - Почему легко было догадаться?

    - Что общего у слов в каждом столбике?

    Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные?

    - Попробуем сами охарактеризовать некоторые предметы. Слайд

    - Работа по вариантам (устная проверка) Слайд

    - Почему вы задавали разные вопросы?

    Дети: иголка и нитка

    Дети: стальной, льняной

    Дети формулируют тему урока.

    о назначении имён прилагательных, к какой части речи они «прилагаются»

    Дети  отвечают,  называют  слова: мягкая, пушистая, тёплая и так далее.

    Дети: они отвечают на один и тот же вопрос.

    По вопросам и значению

    устный подбор – запись с комментированием по цепочке

    проверка

    Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос КАКОЙ?, и т.д.

    ΙΙΙ. Развитие умений – применение знания.

    – Прилагательные очень дружны с именами существительными. Без прилагательных наша речь была бы бедна, непонятна, невыразительна. О чем бы ни шла речь: об учебе, отдыхе, работе, одежде, пище, характере человека, – нас  всюду сопровождают  вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

    Отвечая на вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладают те или иные предметы.

    - Какие же могут быть признаки у предметов найдем в таблице. Слайд

    – Наш класс какой? (Светлый, уютный…)

    – Урок какой? (Трудный, легкий, полезный, интересный…)

    – Погода какая? (Солнечная, пасмурная, дождливая…)

    - Итак, все эти слова, которые прилагаются к именам существительным для обозначения различных признаков, отвечают на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и получили названия имена прилагательные.

    1V. Физминутка (2 мин)

    Игра «Форма, цвет, размер»

    Форма – хлопнем,
    Цвет – топнем,
    Размер – присядем.

    (Квадратный, большой, сиреневый, треугольная, лиловый, багровый, гигантский, малиновый, овальный, лилипутский, круглый, маленький.)

    - Что же обозначают имена прилагательные? Слайд

    - На какие вопросы они отвечают?

    Связь прилагательных с существительными.

    1. Постановка проблемы

    - Давайте вспомним, почему имена существительные получили такое название?

    - Как вы думаете, что обозначает слово прилагательное? К чему оно прилагается?

    - Давайте обратимся к учебнику Упр 308.

    Работа с определением стр.77

    - Что же вы узнали об имени прилагательном?

    - Почему сказано «не имеют род и число», а « изменяются по родам и числам»?

    2. Сравнение текстов.  Слайд

    - Прочитаем и сравним тексты.

    А) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Возвращаются птицы.

    Б) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Возвращаются перелетные птицы.

    - Какова тема первого, второго текста?

    - Можно ли считать тексты одинаковыми?

    - Какой текст вам понравился больше и почему?

    - Что же отличает второй текст от первого?

    Сделайте вывод: чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предметы, прилагательные нужны для красоты описания Слайд

    Запишем первое предложение второго текста, выделим орфограммы.

    - Найдите прилагательное, докажите. С каким словом оно связано?

    - Прочитайте вопрос на с. 78

    (Не может быть признака без предмета)

    - Понаблюдаем, как изменяются имена прилагательные.

    - Упр. 309.

    - Сравните прилагательные в каждом столбике.

    - Изменилось ли их значение?

    -А что же изменилось? (род, число)

    - Как же понять, что прилагательное изменяется? Меняется – род, число, а значение  остается прежним)

    - Можно ли сказать, что существительное измениться по родам?

    - А по числам? Докажите.

    - Как вы думаете, род и число – это постоянные признаки прилагательного?

    А теперь пронаблюдаем это по таблице. Слайд

    - Работа с правилом (2 абзац).

    - Как же изменяются прилагательные? Слайд

    – Кому подходят эти прилагательные?

    Добрая, ласковая, отзывчивая, чуткая, душевная, скромная, требовательная, справедливая, старательная, умная, трудолюбивая, мудрая, красивая и так далее.

    – Конечно, ваша мама!

    Дети делают вывод: с помощью имен прилагательных можно обозначать предметы по следующим признакам: цвету, вкусу, запаху, величине, форме.

    Имена прилагательные могут обозначать качества характера людей

    Дети рассуждают  

    Дети рассуждают  

    Дети: Во втором тексте есть прилагательные. С ними текст стал ярче, образнее, поэтичнее

    ребенок у доски

    .

    3. Итог.

    - С какой частью речи познакомились? Слайд

    Фронтальная работа

    ΙV. Рефлексия.

    Оцените свою работу.

    - Достигли мы своей цели на уроке?

    -Чему научились?  

    -Оцените свою работу на уроке с помощью  цветных карточек

    -Покажите сигнальным знаком, какую отметку вы получили за сегодняшний урок.

    Оцените себя. Молодцы!

    Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

    V. Домашнее задание.

    Домашнее задание: упр.2 стр.98-99, стр.77 – правило Слайд

    Используемая литература:

    1. Программы общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2000.

    2. Методические рекомендации для учителя «Русский язык 3 класс»

    Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева, Москва, «Баласс», 2012г.

    3. Учебник «Русский язык 3 класс» , Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, Москва, «Баласс», 2012.

    4. Тетрадь по чистописанию 3 класс М. А. Яковлева М.: «Баласс», 2010.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развивающая система учебных заданий. Разработка уроков по русскому языку. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.

    В данном материале представлена разработка  уроков по  русскому  языку  в системе учебных заданий.   Тема  "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс....

    Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс

    Тема«Правописание  окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...

    Презентация урока по русскому языку. Тема "Определение" 3 класс. УМК "Начальная школа 21 век"

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Определение". 3 класс....

    Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных "

    Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных в мужском, женском и среднем родах", согласование с именами существительными....

    конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

    laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

    Открытый урок в 3 классе по русскому языку Тема: «Изменение имен прилагательных по числам».

    Открытый урок в 3 классе по русскому  языкуТема: «Изменение имен прилагательных по числам»....