Урок в соответствии с требованиями ФГОС 2011 г.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Сырова Валерия Владимировна

 

Тема урока:  Род имени существительного

Цель урока: 1. Ознакомление с приемами определения рода имени существительного

                      2. Формирование умения составлять текст

 

Тип урока: Открытие нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnaya_rabota_fgos.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Описание урока

Комментарии (формы работы, результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей)

1

Организационный (мотивация к учебной деятельности)

Проверка готовности к уроку.

У. Какую часть речи мы с вами изучаем?

Д. Имя существительное

У. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать имя существительное. Каждый из вас попробует сам «открыть» для себя новый признак имени существительного.

овладение способностью  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

развитие мотивов учебной деятельности

2

3

Актуализация знаний

Постановка проблемы.

«Открыти» нового

У. организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации

У. Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.

У. Какие признаки имени существительного мы изучили?

Д. Называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

У. Какие из этих признаков постоянные?

Д. Называют  постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

У. Что значит термин «постоянный признак»?

Д. Не изменяются.

У. Что значит термин «непостоянный признак»?

Д.  Изменяются.

НА ДОСКЕ:

мороз, зима, озеро, иней, одеяло, каток, вьюга, серебро, метель, поземка, снегирь, пороша, солнце, окно, лед

У.  Прочитайте имена существительные.

Постановка проблемы

У. Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

У. Какого рода бывают имена существительные?

Д. Муж.р., жен.р., ср.р.

У. Сколько столбиков у вас получилось?

Д. Три.

У. Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите.

Д. приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного.

У. Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить?

Уточняется лексическое значение слов «поземка», «метель», «вьюга», «пороша».

Чтение правила в учебнике (с.22)

У. Совпадает ли правило с тем что вы сами для себя «открыли»?

Д. ДА.

У. Для чего же нужно правило?

Д. Кратко, четко и доказательно.

У. Чтобы нам было легче, я предлагаю вам присвоить себе все предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что «мороз» принадлежит вам?

Д. выстраивают АЛГОРИТМ доказательства рода имени существительного:

мороз – он мой – имя существительное муж. рода;

зима – она моя - имя существительное ж. рода;

озеро – оно мое - имя существительное ср. рода.

формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

- освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

У. организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся

Работа в группах (у каждой группы карточка с именами существительными).

Итог: дети озвучивают свои варианты распределения слов на группы и доказывают свой выбор

У. Какой новый признак имени существительного вы «открыли»?

Д. Род.

У. Какого рода бывают имена существительные?

Д. Муж.р., жен.р., ср.р.

У. Сколько столбиков у вас получилось?

Д. Три.

У. Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите.

Д. приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного.

У. Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить?

Уточняется лексическое значение слов «поземка», «метель», «вьюга», «пороша».

Чтение правила в учебнике (с.22)

У. Совпадает ли правило с тем что вы сами для себя «открыли»?

Д. ДА.

У. Для чего же нужно правило?

Д. Кратко, четко и доказательно.

У. Чтобы нам было легче, я предлагаю вам присвоить себе все предметы, которые обозначены этими существительными. Как вы скажете, что «мороз» принадлежит вам?

Д. выстраивают АЛГОРИТМ доказательства рода имени существительного:

Умение работать в группах.

- использование речевых средств для решения коммуникативных  и познавательных задач

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

4

5

6

Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний

Рефлексия

РАБОТА В ТЕТРАДИ:

Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.

У. Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая бу

дет сопутствовать нам на уроке.

Д. Тема «Зима».

У. Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему.

Д. Приводят примеры.

Сейчас мы будем выполнять творческое задание

РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ ТЕКСТА ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ

НА ДОСКЕ:  Наступила _______ _______ . ________ ________ укрыло землю.

________ ________ освещает все вокруг._________ ________ блестит и переливается.

Как …!

У. Как вы думаете, каким будет задание?

Д. Составить текст на тему «Зима».

Работа в группах (у каждой группы  свой конверт с текстом)

Учащиеся составляют текст, зачитывают свой вариант, выбирают самый лучший.

На экране появляется лучший текст, составленный группой учащихся.

Примерный текст:

Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней блестит и переливается. Как красиво зимой!

У. Почему вы считаете этот текст самым лучшим?

Д. обращают внимание на то, что более удачными были тексты, где использовались «красивые» прилагательные.

У. Составление какого предложения у вас вызвало трудности?

Д. ________ ________ укрыло землю.

Д. называют свои варианты :

Пушистый снег укрыл землю.

Белоснежный ковер укрыл землю.

Белоснежное одеяло укрыло землю.

У. Какое предложение составлено правильно?

Д. Белоснежное одеяло укрыло землю.

У. Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное?

Д. укрыло

Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.

У. Назовите основу предложения

Д. одеяло укрыло

У. Назовите словосочетание, которое вы вставили.

Д.  белоснежное одеяло

Вывод

Логическая цепочка: 1) глагол подсказал род  им.существительного

                                     2) им.существительное указало на род  им.прилагательного

У. Нам предстоит «открыть» много нового о частях речи и узнать, как они взаимосвязаны между собой.

РАБОТА В ТЕТРАДИ:

Задание по выбору

1 вариант:

Выписать вставленные словосочетания (сущ.+прил.), выделить окончания, определить род имени существительного.

2 вариант:

Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.

У.Подведем итог нашего урока.

У. Какова была цель урока?

Д. Научиться определять род имен существительных.

У. Научились мы определять род имен существительных?

Д. Да.

У. Как определить род имени существительного?

Ответы Д.

У. А какое задание было наиболее трудным?

Д. Работа с текстом.

У. Почему?

Д. Потому что мы еще не изучали другие части речи

У. Итак, мы научились определять род имен существительных. Но наша речь состоит не только из существительных. Для того, чтобы речь была более точной, выразительной, красивой нам нужны…

Д. Имена прилагательные

У. И может быть сегодня на уроке кто-то из вас понял, как же род имени существительного влияет на имя прилагательное.

Д. Какого рода имя существительное – такого рода и имя прилагательное.

У. Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем. В чем же именно согласуется им.прилагательное с им.существительным? Как правильно писать окончания им.прилагательных? Об этом мы узнаем после изучения им.существительного.

Домашнее задание по выбору:

1)        РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ  (по желанию)

Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения.

Наступил долгий зимний ________.

За окном завывает злая __________.

А дома тепло и уютно.

И нет ничего лучше, чем в такой вечер слушать добрые, умные бабушкины сказки.

В них есть и злой ________, и добрый _________, и прекрасная _________.

Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок

2)        Упр. 35 в учебнике

3)        Задание на упражнение в согласовании им.прилагательного с им. существительным по роду. (см. приложение)

- формирование контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-установления аналогий и причинно - следственных связей

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов  явлений действительности

-освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

--установления аналогий и причинно - следственных связей

- овладение базовыми предметными и межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

- умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в совместной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО  основывается на источник: Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкн...

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая технологическая карта ...

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат» УМК «Школа России»

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат»УМК «Школа России»...