Творческое изложение на основе метода прогнозирования текста
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

 

Урок русского языка в 4 классе

(с использованием ИКТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1305199720.zip2.76 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Гальчинская СОШ

Урок русского языка в 4 классе

(с использованием ИКТ)

Творческое изложение на основе метода прогнозирования текста

Урок подготовила

учитель начальных классов

Солдатова Ю.В.

Цели урока:

  1.  Закрепить  знания  младших  школьников  о  структуре  текста   повествовательного  характера.
  2. Развивать  умение    последовательно  излагать  содержание текст с элементами рассуждения.

Задачи:  

Образовательные:

- обучение учащихся написанию изложения на основе прогнозирования текста;

- развитие умения прогнозировать содержание текста по его заголовку.

- учить правильному и последовательному построению предложений;

- развивать умения рассуждать, высказывать свои предложения, аргументировать свой ответ, выслушивать товарищей;

- учить самостоятельно составлять план текста.

Развивающие:

- формировать коммуникативно-речевые умения, направленные на восприятие и воспроизведение речевого высказывания.

Воспитательные:

- прививать учащимся интерес к предмету;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Дидактический материал и оборудование: презентация, текст, индивидуальные карточки помощницы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

 Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Учитель: Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.  (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика.)

Слайд 2

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

(Н.В.Нагайцева, учитель начальных классов)

2. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Сегодня на уроке мы будем работать в парах. Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в парах.

Слайд 3

Ребята вспоминают правила работы в парах:

- Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку).

- Быть внимательным и активным.

- Быть терпимым к мнению друга.

- Не перебивать говорящего, уметь слушать товарища.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем писать изложение по тексту. Слайд 4

Давайте вспомним, что такое изложение?

 (Письменный  пересказ  текста).

- Что такое текст?

(Текст – это группа предложений, связанных по смыслу).

 -  Какие  типы  текста  вы  знаете?

(Повествование, описание, рассуждение).

-  Что  такое  повествовательный  текст?

(Это текст, в котором рассказывается о каком-то событии, или о чём-то)

- Описание? (Описывается предмет, явление )

- Рассуждение? (Человек высказывает свои мысли, делает свои выводы, отвечает на вопрос «Почему»?)

 -  Нужно  ли  запоминать  каждое  слово  текста?

(Нет).

Слайд 5

-  Какие  цели  вы  поставите  себе  на  урок?  

(Учиться  передавать  текст  письменно, пользуясь  опорными  словами  и  планом)

3. Постановка учащимися учебных задач. Предположения по заголовку.

Слайд 6

  - Текст, по которому мы будем писать изложение, называется  «яблоня».

 (Ученикам предлагается прочитать часть заголовка: «яблоня»).

- О чём может быть этот текст?

(О яблоне).

- Прочитайте полное название текста. « Алёшина яблоня»

- Предположите, какие события будут разворачиваться в данном тексте.  (Яблоню посадил Алёша и т. д)

(Дети рассказывают свои истории)

Слайд 7

4. Целостное восприятие текста. Текст читает учитель.

А теперь послушайте, о чём расскажет нам автор. Сейчас я буду читать текст. Мы сравним наши предположения и посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали на основе заголовка.

                                            Алёшина яблоня.

        Перед самой войной посадил Алёша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алёши – щедро угощала всех яблоками.

        Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоню. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

        Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

5. Содержательно-композиционный анализ текста:

        Беседа с учащимися.

- Какое настроение вызвал текст? (И грустное и радостное).

- Почему грустное? (Алёша погиб).

-Почему радостное? (Сосед посадил молодую яблоньку. Марфа обрадовалась).

- Каково ваше отношение к происходящему?

 (Мне понравился сосед, потому что он поддержал Марфу в трудную минуту).

-Какова основная мысль рассказа?

 (Нужно поддерживать людей в трудную минуту)

6. Композиционно-типологический анализ текста.

- К какому типу относится текст?

(Это текст - повествование.  Он рассказывает о каком - либо  событии)

- На сколько частей можно разделить текст?

(Текст можно разделить на три части: 1 – вступление 2 – основная часть  3 – заключение).

7. Работа со вступлением.  Чтение 1 части.

- Что узнали из первой части текста?

(Алёша посадил яблоню и ушёл на фронт).

- Какова судьба Алексея?

(Алёша погиб).

- Что узнали о жизни яблони?

(Яблоня жила и давала плоды).

- Что значит «щедро угощала»?

(Марфа была очень доброй, не жадной).

- Обсудите в парах: «Какова главная мысль вступления?» Озаглавьте. Обсудите свои заголовки, если есть необходимость, исправьте свои записи.

(Алёшина яблонька).

8. Осмысление основной части.  Чтение 2 части.

- Что значит «лютая зима»?

(Зима была очень морозная).

- Как сказать иначе «морозы сожгли яблоню»?

(Заморозили).

- Что произошло  с яблоней?

(Яблоня замёрзла).

- Как поступила Марфа?

(Она не решалась срубить яблоню).

- Почему Марфа долго не решалась срубить яблоню?

(Эта память о погибшем сыне).

- О чём говорит слово «долго»?

(Много времени).

- Смогла ли Марфа срубить яблоню?

(Нет, не смогла).

- Почему?

 (Эта память о погибшем сыне).

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

(Я поступил так же).

- Почему сосед спилил яблоню и посадил новую?

(Он помог Марфе сохранить память о сыне).

- Каким вы представляете соседа?

(Он был добрым, понимающим горе других людей).

- Обсудите в парах главную мысль этой части, самостоятельно запишите заголовок. Обсудите заголовки в парах, внесите необходимые изменения.

(Гибель яблони).

9. Работа с заключением. Чтение 3 части.

- Почему так радовалась Марфа молодой яблоньке?

(Бабушке Марфе яблонька была очень дорога как память о сыне).

- Обсудите основную мысль заключения, озаглавьте, обсудите в парах, исправьте если нужно.

(Радость Марфы).

- Итак, с текстом вы познакомились, составили план, оцените свой план и покажите сигнал (если план вам понравился, покажите зелёный кружок, если надо доработать - синий)

10. Составление опоры с использованием приёма «Ромашка Блума».

(На доске, слова прикрепляются магнитами).

Сегодня вы будете настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю, нам нужно будет сообща заполнить  схему на доске. После заполнения таблицы ученикам предлагается сочинить историю или воспроизвести текст по ключевым словам. На доске дана схема пирамиды:     

____________

_______________________

_________________________________

_________________________________________

__________________________________________________                                                       _____________________________________________________

- А сейчас заполним пирамиду по следующим пунктам:  

* Имя героя, посадившего яблоню.

* Два слова, говорящие о судьбе героя.

* Три слова, рассказывающие о судьбе яблони.

* Четыре слова, рассказывающие о переменах в жизни яблони.

* Пять слов, раскрывающих решение проблемы.

* Шесть слов, говорящих о чувствах и состоянии бабушки Марфы.

(Из предлагаемых учениками вариантов выбирали наиболее подходящие и вписывали в пирамиду).

Например, заполнили пирамиду следующим образом:  

Алёша

не вернулся, погиб

жила, созревали, угощала

зима, не решалась, сухое дерево, срубить

весной, сосед, спилил, посадил, новую

была обрадована, бабушка, увидела, молодую яблоню

Слайд 8

Физ. минутка

Яблоня в моём саду

Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула

И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснёт.
 

(Н.В.Нагайцева, учитель начальных классов)

Слайд 7

11. Повторное чтение текста учащимися про себя.  

12. Пересказ текста по самостоятельно составленному плану, используя пирамиду.

После заполнения таблицы ученикам предлагается сочинить историю или воспроизвести текст по ключевым словам.

Дети работают в парах, делают черновые записи, затем по желанию пересказывают текст.

Слайд 9

13. Орфографическая подготовка.

Объясните правописание пропущенных орфограмм. Что общего в написании слов?

 в.йна, пос.дил, созр.вали, уг.щала, попр.сила, сп.лить, выд.лась

(Пропущена безударная гласная в корне. Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное словотак, чтобы безударная гласная стала ударной: войны – война)  

п.гиб, с.зревали, п.просил, п.садил, .брадована

(Приставки по.-, со-, об-.пушутся с о).

сла.кие

(Пропущена парная согласная, проверяю сладок).

Что общего в написании этих слов?

Будапешт, Алёша, Марфа

(Имена собственные пишутся с большой буквы).

Что можно сказать о написании этих слов?

Мороз, яблоня, однажды

(Это словарные слова, написание нужно помнить).

14. Заключительное прочтение текста учителем.

15. Самостоятельная работа.

  Ну,  и сейчас, используя ключевые слова, будем писать изложение, а закончим его письменным рассуждением.

- Что такое рассуждение? (Отвечаем на вопрос «Почему»?)  

Слайд 10

Почему Марфа радовалась появлению молодой яблоньке?

 Опираясь на записи в черновике, пишем изложение с элементами рассуждения.

Учащиеся пишут изложение с опорой на иллюстрацию, план, лексические выражения.

16. Итог урока. Зачитывание лучших работ.

Молодцы! Вы справились с нелёгкой задачей. Итак, вы потрудились замечательно.

Слайд 11

17. Рефлексия.  С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).

Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Список использованной литературы:

1.О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы. М.; АСТ «Премьера», 2002

2.«Начальная школа» Творческое изложение на основе метода прогнозирования  С.К.Тивикова №2 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Изложение на основе метода прогнозирования"

Урок  русскаго языка по теме "Изложение на основе метода прогнозирования"  3класс....

конспект урока "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Мурлыка» (По Н. Сладкову)."

Конспект урока разработан по программе "Школа 2100". Изложение в 3 классе носит обучающий характер....

Изложение "Алёшина яблоня" на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале "Начал...

Конспект урока Тема: «Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану»

Цели деятельности учителя: Создать условия для составления текста по отрывку из рассказа Г. Скребицкого; совершенствовать умение ставитьзнаки препинания в предложениях; способствовать развитию умений ...

Презентация к уроку развития речи во 2 классе "Изложение на основе зрительного восприятия текста "Сластёна"

Данная презентация подготовлена для урока русского языка во 2 классе по учебнику Р. Н. Бунеева( Школа 2100).. Презентация способствует  запоминанию излагаемого текста учащимися и эффективному ...

Презентация на основе статьи Тивиковой С.К. "Творческое изложение на основе метода прогнозирования"

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Определенную роль в этом процессе играет такой вид работы, как творческие изложения, которые отличаются от других видов...