Главные вкладки

    Урок русского языка в 1 классе. Тема: "Правописание звонких и глухих парных согласных"
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

    Орехова Тамара Сергеевна
    Открытый урок русского языка по УМК "Планета знаний". Разработан в соответствиями с требованиями ФГОС.  К данной разработке имеется презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt1.52 МБ
    Microsoft Office document icon pravopisanie_parnyh_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    17 а преля Кла сс ная р а бота

    Слайд 4

    [лук] [лук] луг лук

    Слайд 5

    Чтобы проверить парную согласную в конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная после согласной стояла гласная

    Слайд 7

    Правописание парных согласных на конце слова

    Слайд 8

    Б Г Ж В Д З П К Ш С Ф Т

    Слайд 9

    Правописание парных согласных на конце слова

    Слайд 11

    Фрак



    Предварительный просмотр:

                 Правописание парных звонких и глухих согласных   

                                                                           Конспект  урока

    1. Орг.момент

    – У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

     – Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

    2. Психологическая минутка

    – Вы любите преодолевать трудности?

     – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

     – Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

    3. Чистописание с элементами повторения.

    – Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

    Открываем тетради ( Т. с.40 - доска)

        Дети открывают тетради, записывают число и слова « Классная работа».

     Я тетрадь свою открою

     И наклонно положу.

     Я, друзья, от вас не скрою

     Ручку я вот так держу.

     Сяду прямо, не согнусь,

     За работу я возьмусь.

    - Запишите недостающие элементы букв. Подчеркните буквы согласных звуков.

    Сравните заглавные буквы Н и Ю. Какие элементы схожи? В чем их отличие? Запишите буквы, чередуя их, до конца строки. Пишите ровно, красиво. Не забывайте о наклоне.

    - Прочтите слова. Определите количество слогов в 1 слове. Можно ли его перенести? Запишите это слово, разделив его для переноса. Сколько слогов во 2 слове? Можно ли его перенести? Запишите.

    4. Актуализация знаний. Определение темы урока.

    Загадка 1(слайд1):

    Сидит дед, во сто шуб одет,

    Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

                    Прикрепляется картинка

    Загадка 2 (слайд 2):              

    Пришла весна, зазеленела трава. Вышли вдруг коровы на …… (луг) Прикрепляется картинка.

    – Какой звук вы услышали на конце первого слова? – [к],второго– [к].

     – А какая буква пишется? – /к/г/ А что произойдет, если слово записать неверно? (изменится смысл)

    Сделаем вывод: эти слова одинаковые по….. произношению, но различны по …… написанию.

     – Почему? (Cлабая позиция согласного звука, происходит оглушение)

     – Каким правилом вы воспользуетесь?

    – Вы уже догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

    Назовите тему нашего урока: «Правописание парных звонких и глухих согласных» (Слайд 3)

    – Молодцы! Сегодня нам предстоит вспомнить, что происходит со звонкими согласными звуками на конце слова, потренируемся подбирать проверочные слова и применять правило на практике.

              -Вот какую проблему нам предстоит решить:

     В нашем русском языке ходят парами бэ-пэ, вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша, зэ-эс.

    (слайд 4)

    Эти пары у людей вызывают интерес.

    Часто «хитрые подружки» подменить хотят друг дружку.

    Как узнать писать какую- эту букву иль другую?

    С толку сбить хотят ребят, но у нас не детский сад!

    Мы решим проблему эту? И расскажем всему свету!

    Предстоит сегодня вам всё расставить по местам.

    - Возвращаемся на странички тетради. Задание №1. Допишите пары букв.

                     

     -Чем похожи все эти буквы - «хитрые подружки» (они согласные)

     -На какие группы можно их разить?(звонкие и глухие)

     -Как произносим звонкие звуки?(с голосом)

     -А глухие? (произносим без голоса)

    //////- Положите руку на горло. Произнесите [ж]. Чувствуете дрожание? Это голос. Из чего состоит [ж]? (Из голоса и шума).

    - Теперь произнесите [ж] шепотом. Если говорим шепотом, голос не участвует. Проверьте, положите ладонь на горло.

    Что слышно, когда шепчем [ж]? Что остается от [ж], когда убрали голос? (остается шум).

    - Какой звук состоит только из шума?

    Глухой согласный.

    Какой согласный состоит из голоса и шума?

    Звонкий согласный./////

     -А можно ошибиться в написании букв парных согласных? (можем) Когда можно допустить ошибку? ( в слабой позиции - обьяснить)

     - А как проверить парную согласную на конце слова?

    Проверим записанные нами отгадки? (слайд5)

    5. Физминутка. «Ладошка» +музыка (слайд6)

    6.Работа над темой урока.

    Откройте У. на с.40, упр.№4.

    А теперь игра «Наоборот», с.41, упр.№8. Перед вами слова. Замените все буквы звонких парных согласных на буквы, обозначающие глухие согласные.

    Например, год – кот…… зуб – суп, дог – ток, враг – фрак.

    Кто знает, что такое фрак? (праздничный, концертный мужской пиджак с удлиненной спинкой, в виде хвоста ласточки)

    6.1.Словарная работа.

    - А мы продолжаем весело и с пользой работать по теме нашего урока.

    Задание №7. Решить ребусы. ( стог – стоги, мороз – морозы, пирог - пироги)

    - Меня заинтересовало слово ребуса 2. Почему? (там есть проверочное слово и проверяемое; новое словарное слово)

    - Откройте словарики. Запишите новое слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Эту гласную надо запомнить. Дома вы можете нарисовать рисунок к слову «мороз», или приклеить иллюстрацию.

    – Как вы думаете, есть ли в этом слове еще орфограмма? (да, парн. согл. на конце.) Её нужно запомнить или можно проверить?(проверить.) Как?

    7. Самостоятельная работа

    – Пришло время проверить свои знания, выполнив самостоятельную работу. (карточки собрать)

           

                      Тест.

    - обведи парные согласные:

     Б, р, с, х, д

    - обведи слова с парной согласной на конце:

     Кот, дом, рак, луг, нос:

    - вставь букву:

     Ду.., зу.., моро.., арбу.., канна.., су..

    8. Итог урока

    – Итак, подведем итог нашей работе на уроке.

     – С каким явлением русского языка связана опасность при написании парных согласных на конце слова? (оглушение)

     – Как проверить согласную на конце слова?

     – Какое новое словарное слово вы запомнили?

    9. Рефлексия

    – Чему вы научились на уроке? С какими трудностями столкнулись?

     – Какое настроение у вас в конце урока?

     – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

    - А теперь изобразите собой шкалу успеха.

                                                                Покажите, на сколько  вы:

                      1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, уютно;

                                   

                                  Покажите, на сколько  вы:

                      2)Разобрались с темой урока;

         

                                   Покажите, на сколько  вы:

                      3)Сможете применять свои знания

    (сидят за партами - слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)

    – Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

    КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

    Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

    Цель: выработать умения  самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....

    Урок русского языка 4 класс ПНШ Орфограммы в корне. Парные согласные

    закрепление изученного в 1-4 классах. февраль 2014...

    Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

    Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

    Урок русского языка 2 класс по теме: «Слова с удвоенными согласными» УМК "Школа России" ФГОС

    Урок русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными», содержит презентацию, конспект, также приложения необходимые для проведения урока...

    Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" "Правописание парных согласных".

    Урок изучения нового материала; включает в себя технологическую карту и презентацию....