Урок русского языка во 2 классе "Состав слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Данный урок поможет сформировать у учащихся умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью вуффиксов и приставок, развивать умение обобщать изученное, используя проблемные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk_sostav_0.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

  Тема: Состав слова.

Опубликовано:  Попович Светлана Павловна

Учитель начальных классов МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район Краснодарского края.

Тип урока: обобщающее повторение

Цели урока:

создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

-  развивать память, внимание, мышление, речь;

- развить у учащихся умения выделять главное,  обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;

- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки

Тип урока: повторение и обобщение  материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

•    рассказ учителя,

•    проблемные вопросы,

•    работа над новыми понятиями,

•    творческие задания,

•    практические упражнения.

Педагогические технологии:

•    элементы технологии проблемного обучения,

•    элементы игровой технологии,

•    здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока:

I.    Организационный момент.  “Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад”.

– Как вы понимаете эти слова?

– Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим всё то, над чем работали в течение всего учебного года. А именно, какой он наш язык, поговорим о законах орфографии и постараемся доказать знания этих законов.

- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний. На нашем пути встретятся интересные острова. Мы посетим эти острова.

Минутка чистописания: II.

-  Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания

А) На доске:    небо   мороз   солнце    капель

                    о              з              е              ?

        - Рассмотрите запись на доске и догадайтесь, какую букву будем    

                                     писать на чистописании.

        - Почему так решили?

                                 - Что знаете о букве Ь?

        II.          Постановка темы урока

- Итак наше путешествие начинается и первый остров в океане Знаний «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны догадаться о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Работать будем  в парах.

(у детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах)

Кроссворд:

1.    Учебное помещение для занятий.

2.    Верхняя женская или мужская одежда.

3.    Корм для лошади.

4.    Защитник Отечества.

5.    Лиственное дерево с белым стволом.

6.    Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)

- Верно! Состав чего?  (слова)

III. Работа по теме урока.                

А)- Работать мы сегодня будем на листочках. Это будут наши маршрутные листы, которые помогут нам в путешествии.  В ваших маршрутных листах нарисован грамматический человечек, сейчас мы будем формировать лицо этого человечка. Вы проверите сами себя, вспомните как обозначаются

части слова и как они называются, и лицо человечка примет определенное выражение.

- Графически обозначаем левый глаз. Что такое окончание?

- Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз.

- Что такое приставка? Обозначаем нос.

- Что называется корнем слова? Обозначаем рот.

-  А что такое основа слова? Обозначим челочку над глазами.

- Вот такой грамматический человечек у нас получился. Вам нравится его выражение лица? (нет).

- Я думаю, к концу урока он улыбнется, а вы ему в этом поможете. Хотите, чтобы он вам улыбнулся?  Тогда нужно постараться выполнить все задания.

Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!

Б) - Следующий остров «Отдыхай-ка» (физкультминутка)

 На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем обтирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо, влево наклонились

И обратно возвратились.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям

Физкульт – привет!

В) Остров «Найди-ка»

Учитель:

1.        - В ваших маршрутных листах записаны предложения. Прочитайте их. Почему не получается? Добавьте окончания. Сделайте вывод.

Наш корабль плыл по мор… .На пути нам встречалось много остров… .

- Как выделить окончание? Для чего нужно окончание?

2.        Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)

Учитель:  Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(на) столе, на( писать), с( бежать), во (дворе),во (шёл), с (дерева).

– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.

3. Учитель:

- Подумайте, при помощи чего образовались эти слова?

Море – морской, вода – водичка, корабль – кораблик, остров – островок

- Для чего нам нужны суффиксы и приставки?

-  Приставки и суффиксы весело живут. Они словам значенья новые дают.

Учитель:

Г) - А у нас на пути снова остров «Отдыхай-ка» (физкультминутка для глаз)

-Ветер по морю гуляет

 И корабль подгоняет.

 Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах.

- Проследите глазками  за движением кораблика.

Д) - Следующее задание на ваших маршрутных листах.

Нос, носильщик, носик, переносица.

Дерево, сосна, деревянный, деревце.

Храбрый, смелый, отважный.

- Прочитайте ряд слов. Все ли слова в ряду будут однокоренными?  Вспомните, какие условия должны выполняться, чтобы слова назывались однокоренными? Какое слово лишнее? Почему? Докажите.

 - Что такое корень?

Е. Следующий остров на нашем пути «Подумай-ка»

(работа в группах)

Карточка 1

Выберите из слов для справок и запишите однокоренные слова, состав которых соответствует схемам:

 Слова для справок: подставка, полевой, пальто, поход, полярник, посадить.

Карточка 2

Распределите слова в зависимости от их состава в три группы. Запишите. Объясните выбор признака объединения слов.

Лес, лесник, перелесок, дождь, дождливый, задождил,

Карточка 3

Учитель:  Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

Ученики знакомятся с содержанием таблицы

ПРИСТАВКА     КОРЕНЬ     СУФФИКС     ОКОНЧАНИЕ    

походка        ученик             сестрицы                   река    

з. Следующий остров, на который мы попали  «Проверяй-ка»

Учитель: проверим свои знания.

Правильно разбери по составу: поварёнок, весенний, переход, ночка, луковка.

IV. Итог урока.

Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

V. Рефлексия:  Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найти приставку мне

Суффикс мой в тетрадке, все встречаем

Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит.

-Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению. А теперь посмотрите на нашего грамматического человечка. Он тоже улыбается, значит мы хорошо поработали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....