Правописание безударных гласных в корне слова.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Тарасова Ирина Валентиновна

Обобщающий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_3_kl_pravopisanie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №      3 класс.

Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне».

Цель урока: Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова; осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; формировать интерес к поэтическому слову.

Оборудование: карточки, иллюстрация, словарь Ожегова.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).

Учитель начинает урок с чтения стихотворения С. Острового «Первородство» (дано в сокращении):

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

«Извини меня!»

Это значит:

«Исключи меня из вины!»

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

«Защити меня!»

Это значит:

«Укрой меня за щитом!» 

Вслушайся! Вникни! Не позабудь:

У слов свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Учитель: Ребята! О чем говорит поэт в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и впечатлениями.

Дети: В этом стихотворении рассказывается о русском языке.

– Из него я узнал, что означают слова извини и защити и как они образовались.

– Это стихотворение учит нас вслушиваться в слова и запоминать их.

Учитель: Молодцы! Вы правильно поняли смысл стихотворения. Нужно быть очень внимательным к звучащему и написанному слову, стараться понять смысл, занть правописание.

II. Актуализация знаний.

Открывается левая часть доски. На ней записан отрывок из этого стихотворения. Дети сначала читают самостоятельно, а затем один из учеников читает вслух.

На доске:

   

         У слова есть корни. И есть родня.

         Оно не подкидыш под сирым кустом.

         Когда я слышу:

         «Защити меня!» –

         Это значит:

          «Укрой меня за щитом!»

– Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему сегодняшнего урока.

Дети: Да, мы будем работать с родственными словами.

– Мы будем учиться находить в словах корни.

Учитель подчеркивает на доске слова корни, родня.

Учитель: У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем?

Дети: Это дяди, тети, братья, сестры, родители и другие родственники.

Учитель: А какая родня может быть у слов?

Дети: Это родственные, или однокоренные, слова.

Учитель: Правильно, ребята! Кстати, сейчас вы назвали много таких слов. Перечислите их.

Дети: Это слова родня, родители, родственники, родственные.

Учитель: Докажите их родство.

Дети: Все эти слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень род.

III. Работа над словообразованием и словоизменением однокоренных слов.

Учитель: А теперь найдите родственные слова в тексте стихотворения.

Дети: Слова защити и за щитом.

Учитель пишет эти слова на доске под стихотворением и просит детей записать их в тетради.

Учитель: Ребята, а теперь сравните записанные слова.

Дети: Одно слово с предлогом за, поэтому оно написано раздельно. Другое слово с приставкой за, поэтому оно написано слитно.

– Эти слова относятся к разным частям речи.

– Первое слово отвечает на вопрос что сделай? и обозначает действие предмета, то есть глагол.

– Второе слово отвечает на вопрос за чем? и обозначает предмет, то есть существительное.

– Эти слова очень похожи по звучанию. Они близки по смыслу, у них общий корень щит.

Учитель: Спасибо, ребята! Вы дали правильные ответы. Попробуйте теперь сами образовать родственные слова с этим корнем. Мы вместе будем их записывать.

Ученики образовывают слова, в результате на доске появляется запись:

На доске:

          защити                                                      за щитом

          защитник                                                  защита

          защищать                                                 защитный

– Что вы еще можете сказать о словах первого столбика, кроме того что они родственные?

Дети: Они относятся к разным частям речи.

Дети устно определяют, что обозначают эти слова, ставят к ним вопросы и называют соответствующие части речи.

Учитель: Расскажите о значении каждого из этих слов. Придумайте с ними предложения.

Ученики объясняют слова. Устно составляют предложения. Вот некоторые из них:

Родину нужно защищать!

У воинов одежда защитного цвета.

Я хочу научиться играть в хоккей и быть защитником.

– Отлично! Молодцы! Кто из вас знает, что обозначают выражения вернуться на щите и вернуться со щитом.

Ученики пробуют дать свои объяснения этим фразам. Учитель обобщает ответы детей.

Вернуться на щите означало в Древней Греции, что воин погиб. А вернуться со щитом – возвратиться победителем. Эти словосочетания используются в нашей речи и по сей день, но имеют немного другое значение: «побежденный» и «победитель». Как вы думаете, в какой столбик нужно записать слова из данных выражений? Объясните почему?

Дети: Во второй столбик, так как там уже записано одно слово с предлогом.

– Нужно записать слова во второй столбик, так как все слова будут являться формами одного и того же слова – щит.

Учитель: У кого другое мнение?

Дети соглашаются с ответами своих товарищей. Учитель дописывает слова.

На доске:

          защити                                                      за щитом

          защитник                                                  на щите

          защищать                                                 со щитом

          защита

          защитный

IV. Работа над правилом проверки безударной гласной в корне.

– Поставьте знаки ударения над словами того столбика, где записаны родственные слова. Выделите в них корень. Что вы заметили?

Дети: Я заметила чередование согласных в корнях т – щ.

– В некоторых словах корни с безударной гласной, поэтому их можно написать неправильно.

– А вот в корнях других слов – ударные гласные, и они слышатся ясно.

Учитель: Вы очень наблюдательные и внимательные дети, если чувствуете в словах опасные места. Что же надо делать, чтобы избежать ошибки?

Дети: Нужно проверить безударную гласную в корне. Для этого нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Учитель: Вот и отлично! Найдите и подчеркните среди родственных слов проверяемые. Какой способ проверки вы используете?

Дети: С помощью родственных слов.

Учитель: А как называется такой вид работы?

Дети: Словообразование.

Учитель: А как называется другой вид проверки и другой вид работы?

Дети: Словоизменение.

– Эту работу мы провели бы со словами второго столбика и проверили безударную гласную в корне словом щит.

V. Самостоятельная работа.

Возьмите карточку. Прочтите текст:

Родиной мы зовем нашу страну потому, что здесь мы родились и все тут для нас родное.

Как мать, вскормила Родина нас своим хлебом, вспоила своими водами. Как мать, она защищает и бережет нас.

(По К. Ушинскому)

Ряд каких родственных слов пополнит слова данного текста?

Дети: Ряд слов с корнем род. Это слова Родина, родились, родное.

Учитель: Какие слова среди них проверяемые, а какие проверочные?

Ответы детей.

– А какое еще слово может нас в этом тексте заинтересовать?

Дети: В тексте упражнения есть еще слово защищает.

Учитель: Задаю трудный вопрос: для каких из записанных слов, слово защищает родственное, а для какого слова является лишь его формой?

Ученики дают аргументированные ответы.

Дети: Слово защищать, защищает – это формы слова; остальным словам слово защищает – родственное.

VI. Работа над лексическим значением слова.

Учитель: Я довольна вашими ответами и прошу снова вернуться к тексту стихотворения. Какое слово показалось вам странным и непонятным?

Ученики снова читают стихотворение и находят словосочетание под сирым кустом.

– Попробуйте сами объяснить значение этого слова.

Класс молчит. Несколько учеников робко пытаются объяснить, что слово сирый означает цвет куста (оттенок серого).

– Это действительно необычное слово, поскольку оно устаревшее и в современном русском языке практически не употребляется. Ребята! Подскажите, что нужно делать в случаях, когда значение слова или его написание вы не знаете.

Дети: Нужно посмотреть в словаре.

Учитель: Найдем объяснение этому слову в «Толковом словаре русского языка» Ожегова. Что оно означает?

Дети: Бедный, одинокий.

Учитель: Продолжите ряд родственных слов.

Запись в тетрадях и на доске:

         Сирота, сиротливый, сиротка, сиротинушка.

– Найдите и подчеркните безударные гласные в корне этих слов.

Дети самостоятельно вспоминают, что для этого необходимо сделать.

Один из учеников работает у доски.

На доске:

        Сирота, сиротливый, сиротка, сиротинушка.

Дети: В этих словах по две безударные гласные в корне. Одну из них мы можем проверить словом сиротка. А гласную и можно проверить лишь словом сирый.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Вот видите, ребята, как устаревшее слово сирый помогло в написании современных слов. Послушайте предложение и запишите его.

Учитель диктует предложение, четко проговаривает незнакомые орфограммы.

На доске:

      Сиротливо в лесу холодной зимой.


– Объясните почему человек (вовсе не сирота) испытывает чувство сиротства в зимнем лесу?

Дети: Потому что зимой в лесу нет ни зверей, ни птиц, ни цветов, ни листьев. Тишина! Человек как будто остался совсем один.

Учитель: Смысл предложения вы поняли правильно. А вот грамотно ли вы написали это предложение, мы сейчас проверим.

Дети объясняют написание безударных гласных в корнях всех слов и подчеркивают эту орфограмму.

VIII. Творческая работа по развитию речи.

– Холодной зимой в лесу действительно сиротливо. А в нашем школьном лесу? Давайте все подойдем к окну и посмотрим, что там происходит.

Дети видят, как малыши весело катаются на санках с горы. Ребята замечают и великолепное снежное убранство, и падающие пушистые снежинки. Продолжая обмен впечатлениями, они рассаживаются за свои парты.

Учитель открывает центральную часть доски, на которой написан текст.

На доске:

            Вышло из-за туч солнце.

           Свет залил поле и лес.

           Разным цветом заискрился снег.

Дети знакомятся с текстом, представляют картины солнечного зимнего дня.

– Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне.

Дети: Слово заискрился. Проверочное слово – искры.

Учитель: Какие еще орфограммы в корне слова вы нашли?

Дети: Написание звонких согласных на конце слова – снег. Проверочное слово – снега.

Учитель: Я тоже нашла орфограмму, которую вы пока не знаете. Непроизносимая согласная л в слове солнце. Подберите проверочное слово, чтобы эта согласная ясно слышалась.

Дети: Это слово солнышко.

Учитель: Правильно. Как видите, ребята, наш текст не очень богат орфограммами. предлагаю интересную и необычную работу. Давайте сами займемся насыщением текста орфограммой «Безударная гласная в корне слова». Не будем больше бояться безударной гласной, а пойдем навстречу и пригласим ее в слова, которые мы образуем. С первым предложением поработаем все вместе, а остальные изменяйте самостоятельно. В конце урока посмотрим, кто был грамотнее, изобретательнее и находчивей других. Итак, вышло из-за туч солнце. Ваши варианты. Предлагайте! Только чтобы смысл предложения резко не менялся.

Дети: Вместо слова вышло я напишу появилось. Проверю словом явится.

– А я напишу выглянуло. Проверю словом глянул.

– Я заменю словом показалось. Проверю словом кажется.

Учитель: Попробуем заменить следующие слова.

Дети: Здесь есть только один вариант. Заменить из-за туч на из-за облаков.

Дети пробуют проверить две безударные гласные в корне, но удается проверить лишь одну: облако, поэтому они делают вывод, что вторая безударная гласная а непроверяемая. Слово записывается в словарик.

Учитель: Все ребята поняли задание? Тогда приступайте. Думайте! Творите! Пробуйте! Желаю успехов в орфографическом творчестве.

Дети работают самостоятельно. Учитель ходит по классу, оказывая индивидуальную помощь ученикам. На эту работу отводится около 10 минут. Слабые дети заменяют 2 – 3 слова и без ошибок списывают текст с доски. Сильные учащиеся пытаются заменить большинство слов. По окончании работы дети зачитывают свои мини-сочинения. ученики сами оценивают творчество товарищей. Потом ребята создают общий текст усилиями всего класса. Результат коллективного творчества учитель записывает на правой части доски.

На доске:

            Выглянуло из-за облаков солнце.

           Осветились поля и леса.

          Заискрился снежок цветными огоньками.

Дети отмечают орфограмму «Безударная гласная в корне».

– Ребята! Какие виды работ вам пришлось использовать при создании нового текста?

Дети: Словоизменение: поле – поля, лес – леса.

– Словообразование: снег – снежок, свет – осветились, цветом – цветными.

– Замену слов на близкие по смыслу: вышло – выглянуло, из-за туч – из-за облаков.

– Добавление новых слов: огоньками.

IХ. Рефлексия деятельности на уроке.

Учитель: Ребята! Заканчивается наш урок. Вы сегодня хорошо потрудились! Что помогло вам легко справиться с работой?

Дети: Умение находить в словах безударную гласную и правильно ее прверять.

– Какие затруднения испытывали на уроке?

– Над чем еще нужно поработать?

– Что для этого надо сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...