Литературное чтение+ русский язык. 1 класс. Школа 2100. Тема: Алфавит
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Тихомирова Елена Борисовна

Данный урок позволяет в занимательной форме закрепить знаие алфавита и пополнить знания младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_alfavit._azbuka_1_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Алфавит. (интегрированный урок. Рассчитан на 2 часа)

Цель:

1) формирование у учащихся практических навыков  в использовании алфавита в различных областях деятельности, закрепление знаний порядка букв;

2) развитие коммуникативных качеств,  навыков работы в  паре и группе;

3) воспитание любви к родному языку, расширение кругозора.

Оборудование:

  1. толковые словарики 
  2.  «старославянский алфавит», современный алфавит
  3. учебник «Букварь» (по программе «Школа 2100») 
  4. печатный текст «Диета термита» 

Оформление:

  1. Интерактивная доска Мимио.
  2. на партах учеников: пеналы, дневники, буквари, алфавиты печатный текст «Термит» (по два), толковые словарики. 

 

  

Ход урока.

I. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Дети, тему нашего урока узнаете, отгадав кроссворд и одновременно, повторите главное, что изучили на уроках обучения грамоте.
1 слайд

Задание принес ПОПУГАЙ. Вопросы к кроссворду  читает учитель
1.
- С помощью каких  звуков образуется слог?(У гласных.)

2. - Что означает эта схема? ( ______ )(Слово)

3. - Общее имя членов одной семьи, передается от одного поколения к другому? (Фамилия.)

4. - Отгадайте загадку. «Силачом слыву недаром -

                                      Выделяю слог ударом» ( Ударение.)

5.  Что показывает эта схема-«человечек»? (Звук.)        

6. -. Назовите букву гласную, которая обозначает мягкость согласного звука? (И.)

7. - Если мысль закончил ты,

      Записал на строчку,

      Не забудь, в конце поставь

      Кругленькую… (точку)

- Получилось слово…(Алфавит.)

2 слайд

- Дети, вы определили тему урока. Открывается шторка  - алфавит. Дайте определение слову алфавит? (Буквы, расположенные в определенном порядке.)

- Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Путём сложения этих двух слов получилось слово «алфавит».

II. Закрепление знаний порядка букв.

3 слайд

- Откройте, пожалуйста, учебник на последней странице. Назовите правильно буквы  вслух, следите за моей указкой (по таблице на доске).

-А что вы знаете  о буквах? Сколько букв в алфавите? (33) Сколько гласных букв?(10) Какие гласные обозначают мягкость согласных? (е, ё, я, ю, и) Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

 - Алфавит можно заменить другим словом, которое тоже называет  буквы, расположенные в определённом порядке. Кто его может назвать?(Азбука).

- А чтобы узнать, как это слово образовалось, давайте рассмотрим старославянскую азбуку. Прочитайте, как называлась первая буква, вторая? (Аз, буки.)

- Что получается при сложении этих двух слов? (азбука)

А создали эту азбуку Кирилл и Мефодий более 1000 лет назад,  именно её мы с вами изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.  

4 слайд

Найдите в старом алфавите буквы похожие на современные.

(Дети находят буквы в старославянском алфавите, называют их)

возвращаемся ко 2 слайду, открывается вся тема урока

III. Физминутка.

Учитель. Изобразите руками букву Ф, О, Р, Т, Г.

(Несколько упражнений)

IV. Работа в паре.

5 слайд

-День за днем, шаг за шагом вы изучали буквы по букварю, вы хорошо знаете их начертание. Буквы предлагают поиграть в прятки. Они спрятались одна за другую, просят узнать их. Запишите буквы в тетради. Продолжаем учиться работать в парах. О каких правилах вы будете помнить во время работы друг с другом? (Общаться тихо, уважать мнение друг друга). Ф, О, Р, Т, Г.

Проверка. (лопаем шарики. Гласная буква красный кружок, синий кружок – буква, обозначающая глухой звук, зеленый круг - , буква, обозначающая звонкий звук)

- Покажите улыбкой, все ли буквы отгадали. На какие группы можно разбить эти буквы?  ( Гласные и согласные. )

V. Отработка практических навыков работы с алфавитом. 

- Вы хорошо знаете алфавит, правильно называете буквы. При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту. Запишите их у себя в тетради.
Работа по учебнику «Азбука»
(До выполнения работы – назвать все орфограммы в словах).
Проверка: Сколько подчеркнули орфограмм? (самоконтроль).
Используется документ камера

У меня в руках классный журнал. Как вы думаете, в каком порядке написаны ваши фамилии? Почему? ( В алфавитном, чтобы быстро найти нужную фамилию.)

- Назовите первую фамилию в классном списке, последнюю. Рябов где мне искать в начале списка или в конце? ( В середине, потому что буква «р» находится в середине алфавита.)

-На букву «ш» у нас две фамилии Шариков и Шмидт. Как вы думаете какая фамилия первой стоит в списке? Почему? (Шариков, по второй букве.)

VI. Работа в группе. 

-На букву «б» в нашем журнале несколько фамилий. Посовещайтесь в группах и  расставьте фамилии в нужном порядке. (Слова даны на карточках)

Проверка.  Каждая группа выбирает выступающего, который должен дать доказательный ответ.

Бахтин

Бекетов

Борисова

Бритвин

Вывод: если первая буквы одинаковые, то смотрим вторую.

- А для чего нужен алфавит в жизни, где он применяется? (Для составления словарей, справочников, каталогов - в библиотеке, в поликлинике.)

- Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?
6 слайд
Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить.    А.А. Фет, Ф.И.Тютчев, Б.В. Заходер, А.С. Пушкин).

Творческая работа. Составьте предложения о библиотеке, книгах и слова, что бы стояли в алфавитном порядке. Вспомните: что такое предложение? (Ольга читает. Книга лежит.)
 7 слайд
Запись предложения с комментированием.

VII. Физминутка.

VIII.  Работа с толковым словарём, используя знания об алфавите.


8 слайд
- Я предлагаю прочитать одно стихотворение Б.Заходера, которое тесно связано с темой нашего урока. А как связано, спрошу в конце работы. Прочитайте название стихотворения.  Читает ученик. «Диета термита»

- Что означают эти слова?

(высказывания детей)

- Посмотрю в толковом словаре значение этих слов.

(В толстом словаре учитель находит нужные слова)

Диета - определенный режим питания.
9 слайд

Термит - насекомое в жарких странах, вредитель древесины.

- Что помогло мне найти быстро значения слов в таком толстом словаре? (Знание алфавита.)

- Предположите, о чём будет стихотворение. (О насекомом, который живет в жарких странах, о том, как он старается правильно питаться и т. д.0

Учитель читает текст «Диета термита»

- Что вы узнали о термите? (высказывания детей)

Давайте еще раз прочитаем.

Читают хорошо читающие дети.
10 слайд

- Помните вопрос перед чтением стихотворения? Вытягиваем вопрос со знаком лампочки. (Какая связь стихотворения с нашей темой). Так как это стихотворение связано с темой урока? (Слова расположены в алфавитном порядке.)

- Правильно, в стихотворении Б.Заходера слова расположены по алфавиту. Прочитайте выделенные буквы. Я задам очень трудный вопрос.
вытягиваем солнышко.

На какие буквы нет слов в стихотворении? Почему? (ы, ь, ъ, й) Лупой проверяют ответы.

Прочитайте ещё раз стихотворение и подчеркните непонятные слова.

(Чтение про себя)

- Какие непонятные слова подчеркнули? Поучимся находить их толкование в словаре.

( Дети работают со своими словариками, читают значения непонятных слов)

- Почему вам удалось быстро найти значения слов? ( Знание алфавита.)

IX. Итог урока.

-  Что дает знание алфавита? ( Алфавит помогает нам быстро найти нужное слово в словаре или энциклопедии и т. д.)    

- Посовещайтесь в парах и запишите выпавшие буквы. Как будете работать друг с другом? (правила работы в парах повторяем)
11 слайд

Вытягиваются по очереди муравьи. Дети дают ответы

X.Рефлексия.

- Вы сегодня работали в парах, группах. Кому из вас было легко работать с товарищами?

У кого не получилась дружная работа?

Покажите улыбкой своё настроение.

Молодцы! Откройте дневники и нарисуйте своё «настроение». Запись д/з. Записать имена всех членов семьи в алфавитном порядке

Урок окончен. Спасибо за отличную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса "Школа 2100"

Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

урок литературного чтения во 2 классе "Школа 2100"

Тема : "Туве Янссон Шляпа волшебника"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса "Школа 2100"...

Урок литературного чтения обучение грамоте ОС "Школа 2100" .Тема "Заглавная буква А."

I межмуниципальный конкурс методических разработокдля педагогов начальной школы«Новой школе – современный учитель» Номинация: «Урок в начальной школе» Конкурсная работаД...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.

Разработка урока русского языка во втором классе по программе "Школа 2100"....