Урок литературного чтения обучение грамоте ОС "Школа 2100" .Тема "Заглавная буква А."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Алешкова Светлана Викторовна

 I межмуниципальный конкурс методических разработок

для педагогов начальной школы

«Новой школе – современный учитель»

 

Номинация: «Урок в начальной школе»

 

Конкурсная работа

Данный урок, разработан в соответствии с программным материалом 1 класса Образовательной системы «Школа 2100» и требованиями ФГОС по теме «Заглавная буква А»

Класс: 1

Предмет: литературное чтение обучение грамоте

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: Создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.

 

Конкурсная работа включает:

1.     технологическую карту урока открытия нового знания,

2.     презентацию учителя .

Структура урока позволяет учащимся определить проблему, выстроить план действий  решения поставленных задач, выявить недостаток знаний для достижения поставленных задач и определить источники приобретения недостающей информации. Групповая, фронтальная, работа учащихся в парах  позволяют учащимся ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную из дополнительных источников, презентации.

Использование презентации на данном уроке  позволяет оптимально продуктивно формировать у учащихся предметные и метапредметные учебные действия в индивидуальном и групповом режиме, расширяет кругозор учащихся, поплняя их активный словарь, мотивирует учащихся к организации внеурочной деятельности по теме урока.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva_a.rar1.51 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема урока: Заглавная буква А.

Учитель: Алешкова Светлана Викторовна

Место работы: МОУ «СОШ с.Багаевка Саратовского района Саратовской области»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение обучение грамоте ОС «Школа 2100».

Класс: 1

Тема и номер урока в теме: Заглавная буква А.Урок № 58

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,Пронина О.В. Букварь учебник по обучению грамоте и чтению 1 класс-М.БАЛАСС,2012

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: Создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.

Задачи :

Образовательные:

Формирование речевых и графических умений обучающихся:

- формировать умение начертания печатной и письменной заглавной буквы А ;

- формирование умения списывать слова с печатного образца, используя правильные соединения букв;                               – формировать умение писать предложения;

-формировать навык чтения;

Развивающие: развивать фонематический слух учащихся,  устную речь, мелкую моторику рук,  внимание, мышление, память

воспитательные: воспитывать интерес к предмету, интерес к слову, навыки самостоятельности и самоконтроля инициативности, ответственности, умение работать в паре.

Планируемые результаты образования:

Метапредметные :

Регулятивные :

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать  по предложенному  плану;

-учиться оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные :

– ориентироваться в учебнике;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные :

– слушать и понимать речь других;

–  договариваться  с  одноклассниками  совместно  с  учителем  о  правилах  поведения  и  общения  и  следовать им;

– учиться работать в паре, группе;  выполнять различные роли .

Личностные УУД: понимать ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе.

Формы организации деятельности на уроке:  групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, учебник, доска, прописи, тетрадь для печатания, презентация учителя, комплект наглядных пособий для уроков обучения грамоте.

Методы обучения: деятельностный, проблемный, наглядные, игровые, иллюстративно -  словесный , ИКТ.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Мотивирование Самоопределение к деятельности.

Читает стихотворение:

Прозвенел уже звонок ,

Он позвал нас на урок.

Мы за парты встали дружно,

Приготовили, что нужно.

Мы начать урок готовы.

 Будем слушать, рассуждать,

 И друг другу помогать.

Положительный настрой.  Повторение правил работы на уроке индивидуальной и в парах.

Повторяют с учителем правила работы на уроке в парах.

Личностные.

Самоопределение.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1.Читает стихотворение:

Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

2.Задаёт вопрос:

-Как вы думаете, что будем делать на уроке?

3.Предлагает работу в учебнике.

-откройте «Букварь» на стр.90.Прочитайте (работа в парах) слова первого и второго столбиков.

4.Задаёт вопросы.

-Что объединяет слова двух групп?

-Почему эти слова разделили на две группы?

-Какое слово в первой группе лишнее?

5.Предлагает работу со словами -названиями слов второго столбика (работа в группе).

-Прочтите слова второго столбика. Обсудите в группе, что они обозначают.

-Прочитайте только название реки.

-Прочитайте только название города.

– Прочитайте название государства, которое находится в Африке.

6.Демонстрация презентации (Слайды 2,3,4).

Задаёт вопрос после просмотра слайдов презентации:

-Как вы думаете, почему Ангарск получил такое название?

7.Предлагает работу с предложениями в парах стр.90.

8.Задаёт вопросы:

– Предложения или текст написаны под словами? Почему?

– Сколько всего предложений?

9.Предлагает доказать графически, что это предложения.

10. Предлагает чтение по цепочке. (демонстрация Слайдов5,6,7,8)

Отвечать на вопросы учителя по содержанию предложений:

-Кто болеет ангиной?

-Что такое комиксы? У кого комиксы?

-Кто и на каком инструменте играл танго?

-Какая книга С.Я. Маршака у Аннушки?

-Кто такие(-ой,-ое) Котауси?

-А Мауси?

1.Слушают стихотворение.

2.Постановка учебной задачи:

-Знакомиться с заглавной буквой.

3.Работа в парах. Чтение столбиков слов с именами и географическими названиями.

4.Отвечают на вопросы.

-Слова написаны с заглавной буквы А.

-В первой группе записаны имена,

во второй географические названия.

-Алик (мужское имя).

5.Читают слова-названия. В группе обсуждают, что обозначают слова.

6.Объясняют, какие это объекты. При появлении затруднений  обращаются к помощи учителя и презентации.

Отвечают на вопрос учителя:

- Построен на берегу реки Ангары.

7.Работа  в парах. Чтение предложений.

8.Отвечают на вопрос учителя.

-Предложения. Они не связаны между собой по смыслу. В каждом предложении говорится о разном.

9.Составляют схемы предложений.

10.Читают по цепочке. Отвечают на вопросы по содержанию предложений. При затруднении обращаются за помощью к учителю, слайдам презентации.

-Ангиной болеет Анна.

-Забавные рассказы в картинках.

-Танго на пианино играла Ариша.

-У Аннушки книга «Котауси и Мауси.

-…Это Кот.

-…Это Мышонок.

Регулятивные:

Целеполагание.

Коммуникативные:

взаимодействие,

кооперация

Познавательные, коммунмкативные:

интериоризация

понавательные

Познавательные: семантический анализ

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из текстов

Коммуникативные: умение сотрудничать в группе, слушать собеседника, выполнять различные роли.

Познавательные:

смысловое чтение, осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Познавательные: моделирование

Познавательные: осознанное чтение

III.Постановка учебной задачи.

IV.Построение выхода из затруднения.

1.Предлагает определить: 

– Какая буква нужна, чтобы записать слова 1-го и 2-го столбика в прописи?

2.Предлагает сформулировать тему урока.

-На что похожа печатная заглавная буква А?

1.Предлагает составить план урока.

2.Предлагает оценить выполненные на уроке задания одному из учеников (начало формирования алгоритма самооценки):

-Что мы сейчас делали? Как можно назвать наши действия?

-Чему учились?

-Какие пункты плана нами уже выполнены?

-Чему учились в этих заданиях?

3.Предлагает выполнить самостоятельную работу в тетради для печатания.(Слайд 9).

-Откройте стр.29 тетради для печатания выполните задания.

4.После выполнения задания предлагает выполнить самопроверку (Слайд 10 презентации)После выполнения самопроверки задаёт вопросы:

-Кто выполнил всё задание полностью самостоятельно?

-Кто допустил ошибки?

5.Предлагает учащимся оценить свою работу соответствующим цветом круга в левом нижнем углу. (Цветовые круги ОС «Школа 2100»).

6.Предлагает обратиться к наглядному пособию из комплекта Наглядных пособий для уроков Обучения грамоте.

-Посмотрите, из каких элементов состоит заглавная буква А?

6.Показывает последовательность написания элементов заглавной буквы А под счёт.(и -раз, два -и раз). Предлагает повторить написание буквы в воздухе.

7.Предлагает работу в Прописях.

-Посмотрите, чем занята старушка?

Предлагает обвести красным цветом нитки старушки.

8.Предлагает обвести в табло на стр.8 элементы заглавной буквы и букву А.Затем оценить свою работу. Найти в строках буквы особенно понравившиеся. Их подчеркнуть простым карандашом. Менее удачные-красным.

9Предлагает написание заглавных букв К,Н, ответив на вопросы:

-Почему, как вы думаете, они помещены на одну строку?

Предлагает оценить написанное.

10.Предлагает написание соединений –ол,-ом, имён с этими соединениями.

11.Просит оценить всю выполненную работу в целом при помощи линеечек «Красиво», «Правильно».

1.Отвечают на вопрос учителя:

-Чтобы записать слова 1 и 2-го столбиков потребовалась заглавная буква.

2.Формулируют тему урока. -    Заглавная буква А.

-На крышу, на домик…Есть такая линейка.

1.Рассматривают страницы «Букваря»,прописей, тетради для печатания. Составляют план работы на уроке с помощью учителя:

    План(вывешивается на доске )

  1. Знакомство с печатной заглавной буквой А.
  2. Чтение  слов.
  3. Чтение предложений.
  4. Работа в тетради для печатания.
  5. Знакомство с прописной заглавной буквой А.
  6.  Работа в прописях.(письмо букв, слогов, слов, предложений)

2.Отвечает один из учеников.

-Составляли план урока. Планирование работы на уроке.

Составлять план работы на уроке.

-1,2,3 пункты.

-Работать с информацией. Отмечать синим кругом эти пункты плана. Отмечает следующий ученик.

3.Самостоятельная работа.

Выполняют задание в тетради для печатания.

4.Самопроверка по слайду 10 Презентации.

Отвечают на вопросы учителя.

5.Оценивают свою работу в нижнем левом углу тетради для печатания соответствующим цветом.

6.Рассматривают заглавную букву А.

Отмечают, что состоит из тех же элементов, что и заглавная буква Л.Но ещё добавлен один элемент-петля.

6.Повторяют письмо, поставив правую руку на локоть буквы в воздухе.

7.Рассматривают рисунок в Прописях.

-Она вяжет. А нитки запутались и получилась заглавная буква А.

Обводят нитки.

8.Обводят элементы и заглавную букву А.Прописывают две строки заглавной буквы А.

Из самостоятельно написанных выбирают и подчёркивают простым карандашом наиболее удачную букву, красным- не совсем удачную.

9.Отвечат на вопрос учителя:

-По одинаковому написанию прямой линии со штрихом с петлёй на конце. Пишут буквы. Оценивают написанное.(см.п.8)

10.Прописывают по заданию.

11.Оценивают, сопоставляя написанное с образцом в Прописях. Строят линеечки «Красиво», «Правильно»

Познавательные: формулирование темы урока

Регулятивные: планирование, постановка учебной задачи

Регулятивные: планирование и оценка учебной деятельности

Регулятивные:

контроль

Познавательные общеучебные: анализ

Познавательные общеучебные: синтез

 Познавательные: смысловое чтение

Регулятивные : оценка учебной деятельности,

формирование

умений оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД: контроль

ТОУУ

VI. Первичное закрепление во внешней речи .

1.  Предлагает работу в «Букваре» на стр.90   

1) Чтение слов, работа над их лексическим значением.

2.После выполнения работы предлагает одному из учеников оценить выполненные задания (формирование самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

–– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с …  учились оценивать свою работу.

        

3. Предлагает прочитать слова в столбиках, объяснить значение слов(работа в парах).

4.Предлагает ответить на вопросы:

– Что такое пустыри?

– Что такое пустыня?

– Чем похожи пустырь и пустыня?

 

– А астроном и гастроном – однокоренные слова?

5.Составить предложения с одной из групп слов.

6.После выполнения работы –формирование самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

–– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с …  учились оценивать свою работу.

1.С помощью учителя истолковывают значения слов в столбиках ниже.

2.Объясняет задание и оценивает свою работу.

3.Работа в парах.

Читают слова в столбиках, объясняют значение слов. (при затруднении Слайды 11,12,13,14,15,16 презентации).

4.Отвечают на вопросы:

- Это пустое место, где нет построек.

-Место с песчаной поверхностью, без леса, с жарким климатом.

-У них общий корень -пуст-, от слова пустой.

-Нет.

5.Составляют предложения.

6.Объясняет задание и оценивает свою работу.

Регулятивные :

 формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

ТООУ

Познавательные общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

Регулятивные:

ТООУ

Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VII Включение в систему знаний и повторение

1.Предлагает работу в прописи.    

1Работа с предложениями.

– Прочитайте первое предложение на с. 9. Ответьте на вопросы

– Как же, оказывается, зовут старушку!

– А как написать имя?  Вспомните, как заглавная буква соединяется со строчной буквой н. Показ учителем на доске.

2.Предлагает самостоятельно записать предложение с перестановкой слов.

3.Предлагает чтение второго предложения. Сопоставление прочитанного с рисунком.

-Правильно ли прочитал предложение художник, чтобы нарисовать старика Акима?

У старика Акима лапти стары.

4.Предлагает запись  второго предложения.

5.Предлагает подобрать и записать подписи к рисункам.

6.После выполнения работы предлагает оценить работу в прописи:

– Что тебе нужно было сделать?

–Что у вас на этой странице получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы справа нарисуйте круг и обозначьте соответствующим цветом.

1.Читают предложение.

-Старушку зовут Аннушка.

 

-С заглавной буквы.

Записывают предложение. После записи выполняют задание:

  • выделяют простым карандашом уголком заглавные буквы;
  • двумя чертами зелёного цвета подчёркивают точки в конце предложения.

2.Списывают с печатного образца предложение с перестановкой слов в предложении по заданию.

3.Читают второе предложение.

-Нет. На рисунке у старика старые штаны и рубаха. На них цветные заплатки.

4.Запись предложения. Проверка-чтение орфографическое.

5.Фронтальная работа.

Учащиеся рассматривают рисунки, подбирают к ним подписи, записывают слова –названия.

6.Объясняют задание и оценивает свою работу.

7.Оценивают свою работу при помощи цветовых кругов.

Познавательные: смысловое чтение

Познавательные: преобразование модели

Личностные: формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

ТООУ

VIII Рефлексия деятельности (итог урока).

-Над какой темой работали на уроке?

-Все ли пункты плана выполнили?

– Кому сегодня было легко?

– Кому  было трудновато?

–Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Отметьте своё настроение в дневнике смайликом.

Подводят итог.

Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью высказывать свои мысли;

Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: смыслообразование

Технология оценивания образовательных успехов.

Список использованных источников информации: