Главные вкладки

    Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Звуки [ф'], [ф]. Буквы Ф, ф".
    план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

    Николаева Любовь Викторовна

    Разработка урока литературного чтения (обучение грамоте) с презентацией. Урок проходит в форме игры-путешествия. На уроке преобладают игровые и коммуникативные технологии, что способствует вовлечению детей в творческий процесс и развивает интерес к учёбе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_obuchenie_gramote.rar481.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Звуки [ф'], [ф]. Буквы Ф, ф.

    Цель урока:

    1. Знакомство со звуками [ф'], [ф], буквами Ф, ф.

    Задачи:

    1. выделить звуки [ф'], [ф] в словах;
    2. учить распознавать на слух выделенные звуки;
    3. формировать представление о буквах Ф, ф, умение правильно называть их;
    4. учить чтению слогов с новой буквой;
    5. продолжить формировать навык плавного слогового чтения и навык чтения целыми словами;
    6. развивать речь, мышление, память, творческие способности учащихся;
    7. воспитывать необходимость использования толерантных способов взаимодействия с самим собой, другими людьми.

    Тип урока: комбинированный.

    Форма урока: сюжетная игра-путешествие.

    Оборудование:

    1. компьютер;
    2. медиапроектор с настенным экраном;
    3. «микрофоны» из картона;
    4. карточки с буквами ш, а, р, ф;
    5. флаг Росси;
    6. рисунки с изображением солнышка для каждого ученика.

    Ход урока.

    Этапы урока.

    I. Самоопределение к деятельности.

           - Встали. Улыбнитесь друг другу и новому дню, настройтесь на дружную работу и нас всё получится.

    II. Постановка учебной задачи.

           - Сегодня мы отправимся в страну Знаний и посетим город Пишичитайск. Там мы познакомимся с новой буквой. Слайд № 1.

    Ш. Актуализация знанний.

           - Отправимся в путь на поезде со станции Повторения. Слайд № 2.

           - Подняться в поезд нужно по ступенькам кроссворда. Я загадаю 3 загадки. Отгадки нужно «вписать» в клетки кроссворда.

    1. Цепкий рот на тех сердит,

      Кто зазря в доске сидит. (Клещи.)

    2. У неё во рту пила,

       Под водой она жила,

       Всех пугала, всех глотала,

       А теперь в котёл попала. (Щука.)

    3. Под кувшинками в тиши,

       Где не очень мелко,

      Ходит важная рыбёшка,

      Шириной с тарелку. (Лещ.) 

             - Какая буква выделена во всех словах кроссворда? (Ща)

            - Какой звук она обозначает? ([щ'])

            - Охарактеризуйте его. (Согласный, глухой, мягкий.)

            - Представьте, что каждый из вас сидит в поезде и ждёт отправления. Вдруг раздаётся гудок и поезд трогается. Как гудит поезд? (У-у-у.)

    Торопиться поезд, колёса стучат,

    А в поезде этом ребята сидят.

    IV. Построение проекта открытия нового знания.

    1. Выделение звуков [ф], [ф'] из слов-отгадок с опорой на схемы. Слайд № 3.

    Вяжет мама длинный шарф,

    Потому что сын … (жираф).

            - Произнесите слово «жираф». Сколько слогов в нём услышали?

            - Какой слог ударный: первый или второй? Произнесите второй слог. Из чего он состоит? (Из слияния и согласного звука.)

            - Какой звук слышим в конце слова? ([ф])

            - Какой он: согласный или гласный? Почему? Глухой или звонкий?

            - Почему звук [ф] обозначен на схеме синим цветом? (Он твёрдый.)

            - Итак, звук [ф]. Какой он? (Согласный, глухой, твёрдый.)

    Над лесной поляной ночью

    Долго слышался кошмар:

    Ухал, ахал, выл по волчьи

    И пугал зверей …(Филин.)

            - Произнесите отгадку по слогам. Сколько слогов услышали в слове?

            - Какой слог ударный: первый или второй? Произнесите первый слог. Из чего он состоит? (Из слияния.)

            - Какой звук слышим в начале слова? ([ф'])

            - Какой он? (Согласный, глухой, мягкий.)

            - С какими звуками образуют пары звуки [ф], [ф']? ([в], [в'])

    2. Упражнение в слышании звуков. (Физминутка). Слайд № 4.

            - На полянке Звуковой живут наши старые знакомые: кот Том (друг твёрдых согласных), кот Тим (друг мягких согласных). Я произношу слова. Если в словах слышится [ф] – встают друзья Тома,  [ф'] – встают друзья Тима.

    Туфли, фильм, картофель, фартук, фокусник, салфетка, ворона.

    3. Знакомство с буквами Ф, ф.

            - Звуки [ф], [ф'] обозначаются на письме буквами Ф, ф. Слайд № 5.

            - Как же называется наша новая буква? Какие звуки она обозначает?

            - Путешествие продолжается. Ещё одно интересное место в городе – парк Вообразилия. Слайд № 6.

    В этом парке можно увидеть, на что похожи буквы. Давайте тоже пофантазируем, на что похожа буква ф?

    Всем известно без подсказки;

    Буква ф – как ключ от сказки.

    4. Чтение слогов-слияний.

            - Теперь мы отправимся на улицу Слияний. Посмотрите, какая интересная улица. Слайд № 7.

    На одной стороне здесь живут буквы, обозначающие согласные звуки, на другой – гласные. А нет ли среди них нашей новой знакомой? Покажите её.

            - Почему е, и, ё живут в отдельном доме? (Указывают на мягкость согласного звука.)

            - Буквы все эти дружные. Давайте нашу Ф подружим с ними. А на помощь к нам придёт наша курочка Пеструшка.

    Дети произносят хором:

               Вышла курочка гулять,

               Свежей травки пощипать,

               А за ней цыплятки-малые ребятки.

              - Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!

              Я вам буковку нашла.

    Учитель:

    Прибежал весёлый А, прочитали дети …(фа).

    Прибежал задорный О, прочитали дети …(фо).

    Прибежал упрямый У, прочитали дети …(фу). Прибежал ворчливый Ы, прочитали дети …(фы). Прибежал зазнайка Е, прочитали дети …(фе). Прибежал малютка И, прочитали дети …(фи). Прибежал тихоня Ё, прочитали дети …(фё).

     

    Дети хором читают получившиеся слоги, затем индивидуально.

             - Договорим слоги до слов.

    5. Составление слова из разрезной азбуки. Слайд № 8.

             - Что это? (Теремок.)

    Учитель:

            - Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква …

    Первый ученик берёт в руки карточку с буквой «ш» и продолжает сказку:

            - Буква ш, обозначаю [ш] – согласный, глухой, твёрдый.

    Учитель:

            - Смотрит: никого в теремке нет. Вошла буква «ш» в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо ещё одна буква …

    Второй ученик берёт карточку с буквой а и продолжает:

            - Тук-тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?

    Первый ученик отвечает:

            - Это я, буква «ш», обозначаю звук [ш]  - согласный, глухой, твёрдый. А ты кто?

    Второй ученик:

            - А я буква «а», обозначаю гласный звук [а]. Пусти меня к себе жить!

    Первый ученик:

            -  Заходи!

    Учитель:

            - И стали буквы жить вместе. Шла мимо теремка буква.

    Третий  ученик берёт карточку с буквой «р» и продолжает:

           - Тук-тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?

    Первый и второй ученик отвечают:

           - Это я, буква «ш», обозначаю звук [ш]  - согласный, глухой, твёрдый. А я буква «а», обозначаю гласный звук [а]. А ты кто?

    Третий ученик:

            - А я буква «р», обозначаю звук [р]  - согласный, звонкий, твёрдый и звук [р']  - согласный, звонкий, мягкий. Пустите меня к себе жить!

    Первый и второй ученик отвечают (вместе):

            - Заходи!

    Учитель:

             - И стали они жить втроём!Как-то раз шла мимо теремка ещё одна буква.

    Четвёртый ученик  берёт карточку с буквой «ф» и продолжает:

           - Тук-тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?

    Первый,  второй и третий  ученики отвечают:

           - Это я, буква «ш», обозначаю звук [ш]  - согласный, глухой, твёрдый. А я буква «а», обозначаю гласный звук [а]. А я, буква «р», обозначаю звук [р]  - согласный, звонкий, твёрдый и звук [р']  - согласный, звонкий, мягкий. А ты кто?

    Четвёртый ученик:

           -  А я, буква «ф», обозначаю звук [ф]  - согласный, глухой, твёрдый и звук [ф']  - согласный, глухой, мягкий. Пустите меня к себе жить!

    Первый,второй и третий  ученики  отвечают (вместе):

             - Заходи!

    Учитель:

            - Буквы в теремке стали жить дружно, поэтому из низ составилось слово. Какое?

    Ученики:

             - Шарф.

    Учитель:

             - Слово это непростое, это анаграмма. Ну-ка, буковки, ожили, посоветовались все вместе и с

    оставили новое слово.

    Ученики с карточками в руках меняются местами, дети читают новое слово: фарш.

    6. Чтение слов.

            - Отправимся дальше  на станцию Читалино. Слайд № 9.

    Здесь буква «ф» катается на санках. Выбрала она горку со словом и хотела их прочитать, но санки мчаться так быстро, что «ф» прочитать не успевает, что за новое слово получилось. Поможем ей.

    Дети читают хором получившиеся слова.

             - Флаг – символ нашего государства.

    Показ влага России.

    Он представляет прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цвета. Какие ещё символы есть у нашего государства?

    V. Первичное закрепление.

    1. «Буриме».

           - Следующая остановка. Переулок Сочинителей. Слайд № 10.

    Какой интересный переулок и название у него необычное. Здесь наверно любят сочинять. Давайте и мы попробуем это сделать. По последним словам строк нужно придумать стихотворение.

    _________________ в упор

    _________________ светофор.

    _________________ красный глаз

    _________________ приказ.

    (Внимание, глядит в упор

    На нас трёхглазый светофор.

    Зелёный, жёлтый, красный глаз

    Нам каждый свой даёт приказ.)    

            - О каких приказах идёт речь?

    2. Чтение стихотворения. (Учебник.)

            - А вот что о светофоре рассказал поэт В. Берестов в своём стихотворении.

    Жужжащее чтение.

            - «Включите» свои «микрофоны».

    Чтение хором.

    Разъяснение значения цветов.

    Чтение отдельными учащимися.

    VI. Включение в систему знаний и повторение.

            - Вот мы и завершили путешествие в город Пишичитайск. Какая новая буква поселилась в этом городе? Какие звуки она обозначает? Что узнали о них?

           

    VII. Рефлексия.

            - Встаньте те, кто считает, что он сильно постарался на уроке.

            - Посвятите своими лучиками, если ваше настроение осталось таким же хорошим. Слайд № 14.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературного чтения(обучение грамоте 1 класс).

    Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД....

    Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

    Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

    Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

    Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

    Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

    Цели:-        образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.-        развивающая: сод...

    План - конспект урока литературного чтения ( обучение грамоте) 1 класс

    План  конспет  урока  литературного  чтения  ( обучение  грамоте ) 1 класс.  Тема  урока  ; " Знакомство  с  буквой  Оо,  звук о....