Урок русского языка на тему "Сложные слова"
презентация к уроку русского языка (4 класс) по теме

Задачина Елена Александровна

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Сложные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Сложные слова959.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Сложные слова». 3-й класс.

Цели урока:

  1. Повторить изученные орфограммы.
  2. Ввести понятие «сложные слова».
  3. Формировать умение образовывать сложные слова.
  4. Формировать умения учащихся работать коллективно и индивидуально
  5. Формировать коммуникативные умения учащихся ( включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос, делать выводы, применять на практике полученные знания).

Оборудование: оформление урока в виде слайдов, карточки для составления слов, учебник русского языка Бунеевых.

                                      ХОД УРОКА

1. Организационное начало.

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

II. Повторение изученного материала. Орфографическая разминка.

1) Вспомним изученные орфограммы.

- В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Они часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята их вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось:

(СЛАЙД №1)

- Вспомните название этих орфограмм.

- Что общего у всех этих орфограмм?

- На какие группы их можно распределить?

- Назовите способ проверки этих орфограмм?

- Приведите примеры слов с этими орфограммами.

2) Работа в парах.

Ученики диктуют по 2 слова на любую из этих орфограмм. (Домашнее задание: Упр.119)

III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстренько найдите,
Правильно слова спишите.

1) Фронтальная работа

(СЛАЙД № 2)

- Найдите в словах ошибки, объясните какую букву надо писать и почему?

Слидит, ненасный, улыпка, маса, рыболоф.

(Ученики на доске исправляют букву, анализируют орфограмму, выделяют корень, где надо ставят ударение, устно подбирают проверочные слова, слово РЫБОЛОВ учитель даёт для самостоятельной работы)

2) Постановка проблемного вопроса.

- Какие орфограммы нашли в слове РЫБОЛОВ?

- Я увидела, что вы по-разному определили корень в слове РЫБОЛОВ.

(открываю запись РЫБОЛОВ, РЫБОЛОВ)

(СЛАЙД № 3)

- Возникает вопрос, сколько корней в слове РЫБОЛОВ?

3) Решение проблемы.

- Кого называют рыболовом?

Запись на доске: рыбу ловит

- Чтобы выделить корень в слове, что мы должны сделать? Подберите однокоренные слова.

- Какой корень в слове рыбу? А в слове ловит?

- Есть ли корни -рыб- и -лов- в слове РЫБОЛОВ?

- Так сколько корней в слове РЫБОЛОВ? (В этом слове 2 корня)

- Ребята, вы, конечно же, обратили внимание, на гласную, которая соединяет два корня. Какая это буква? Правильно, есть и ещё гласная, которая соединяет корни в словах. Это буква «Е», но о них подробнее мы узнаем на следующем уроке.

- Знаете ли вы ещё слова с двумя корнями?

- Как можно назвать эти слова? (Предположения детей)

(СЛОЖНО ли определить два корня в слове?)

- Кто сможет сформулировать тему урока?

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Прочитайте название этих слов на с. 87. Наши предположения были верные или нет?

 (Слайд № 4)

- Почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня)

V. Изложение нового материала.

- Предположите, чему мы будем учиться на уроке?

(Образовывать сложные слова)

  1. Какими словами можно заменить эти предложения?

- Запишите эти слова, выделите корни в этих словах. От каких слов они образованы?  (Комментированное письмо)

(Слайд № 5)

Аппарат, который сам  летает по воздуху (самолёт)

Поток воды, который падает с большой высоты (водопад)

Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня (бронежилет)

Явление, когда с неба падают звёзды (звездопад)

А это осеннее явление, во время которого с деревьев падают листья (листопад)

- Давайте подумаем, для чего служат сложные слова?

- Что изменилось в предложениях? (Они стали более краткими). Верно, сложные слова служат для сокращения текста. Использование сложных слов помогает сделать речь более краткой, ёмкой, лаконичной.

- Мы проговорили с вами о листопаде, и захотелось сделать и нашу физминутку ОСЕННЕЙ

(Слайд № 6)

Физминутка:

1. На зарядку солнышко разбудило нас,
Поднимаем руки мы по команде "раз".
Осенью так весело кружится  листва.
Опускаем руки мы по команде "два!"

Осень золотая машет нам крылом,

Землю покрывая золотым ковром.

Мы как те листочки, весело летим

И за парту сядем по команде «три».

V. Первичное закрепление.

(Слайд № 7) Выполнение по образцу (упражнение 124).

- Задание выполняем по рядам: 1 ряд – садовод, звездопад; 2 ряд – пароход, волнорез; 3 ряд – носорог, седобородый.

VI. Работа с определением (с. 89)

- О каких словах вы сегодня узнали?

- Какие слова называются сложными?

- Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой.

VII. Упражнение в составлении сложных слов.

1) Работа в группах.

1. Составление слов.

Каждая группа получает конверт с частями слов.

Задание: составить из них слова. Обсудить лексическое значение слова.

 (Содержание карточек)    

(Слайд № 8)

1 карточка

2 карточка

3 карточка

Сам-о-вар

Пар-о-воз

Лед-о-кол

Мед-о-вар

Лес-о-руб

Пыл-е-сос

4 карточка

5 карточка

6 карточка

Пеш-е-ход

 Сад-о-вод

Сам-о-лёт

Вод-о-пад

Вод-о-лаз

Звезд-о-пад

VIII. Итог урока.  Рефлексия.

(У детей карточки с цифрами 1, 2, 3.)

- Кто из вас понял, какие слова называются сложными?

- Чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам послушать три утверждения. А вы поднимите карточку с номером того рассуждения, которое считаете правильным.

Три ученика ответили на этот вопрос так:

1)Все непонятные слова называются сложными.

2)Все длинные слова - это сложные.

3)Слова, в которых два корня, называются сложными.

- Кто из них прав?

VII. Домашнее задание.

(Слайд № 9)

Запишите 5 сложных слов. Хорошо бы тех, которых не было на уроке. Кому сложно будет найти новые слова, запишите те, которые вы запомнили на нашем уроке.

(Слайд № 10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....